Как утонуло золото на Джойском пороге

 

КАК УТОНУЛ ЗОЛОТОЙ ПЛОТ НА ДЖОЙСКОМ ПОРОГЕ


Славятся по Красноярскому краю великие енисейские пороги. Шумно бурлит среди скал и валунов большой Джойский порог.Назвали его рыбаки по местной реке. Впадает там в Енисей таёжная речка Джой. В пяти верстах от Карлова створа, где течение расходится на большую и малую протоку, открывается взорам каменистый порог.
Несёт свои воды Енисей там по земле древней Хакасии.

В тридцатом году здесь совершилась беда. Сплавлялись через бурный поток и люди, перевозившие государственное сокровише.

Но на Джойском пороге  плот с золотом утонул . Погибли тогда под плотом все охранники ценного груза, как тогда говорили, погиб чекист.

Требовалось перевезти в столицу большую партию золота с тувинских приисков. Тайное поручение дали офицеру сорока лет и трём его молодым помощникам.
 Возглавлял Николай Успенский в то время тувинскую пограничную таможню. Выбрали его власти и поручили секретное задание. Приказали ему из столицы срочно доставить тувинское золото и посольскую почту. Пришлось ему заниматься грузом государственной важности.

Дома в Усть-Усне ждала его любящая жена и ещё малолетняя дочка.

Получил он груз ещё в Кизиле и оттуда пароход Излизим поднялся до большого порога недалеко от Минусинска. Здесь их должен бы встретить другой пароход, но из за страшного паводка не смог продвинулся против сильного течения.
Груз нельзя было задерживать, и золото решили везти на малом плоту через Джойнский порог.


Путь по тайге, где нет никакой власти, стал опасным приключением. Собрать надежных людей ниоткуда тогда было нельзя. Чем меньше людей тем спокойнее. Узнать о золоте никто не должен, иначе здесь не избежать войны.

И допоздна сидел начальник перевозки золота над большой картой Енисейской губернии. Но извилистая полоса реки в тот год таила скрытую угрозу.

Плыть путём Николай решил из за угрозы грабежа. Время в сибирских краях было тревожное. Власть еще не набрала здесь силу и царило беспокойство.  Скрывала тайга беглых от новой власти озлобленных людей. В окрестностях заправляла большая банда разбойников и совершала многие преступления.
Чтобы не встретится на лесных дорогах с лихими душегубами, оставался один водный путь, но и он был опасен большим порогом.

 Страшно поднялась в том тридцатом году вода на Енисее. Превратился порог в стремнину, несущуюся словно курьерский поезд, сметая все на своём пути.

Посчитал чекист опасный водоворот меньшим злом и выбрал свою судьбу.
 
Потребовалось доставить в столицу золотой груз с тувинских приисков. Состоял груз из пяти мешков с золотыми слитками.Вес всего сокровища без малого десять пудов.
 В тайне от всех золото доставлено к пристани, где у большому крепкого плота его ждал второй, малый плот из толстых бревен. Кожаные мешки сложили на бревна и укрыли.

В тот день на Джойском пороге молодой начальник с тремя охранниками отплыл сзади на малом плоту, нагоняя других сплавщиков на большом плоту, казавшемся таким безопасным.

Плавучее средство наполнилось десятками рабочих с золотых приисков, желающими добраться до большой земли. Подозрительных лиц охрана груза проверила и допустила на борт.
Пестрая толпа радостно разложилась на бревнах с пожитками.

  Со множеством плывших впереди начальник охраны почувствовал себя в безопасности.
Впереди нарастал шум большого Джойского порога.

Поросшие лесом горы над тихими берегами Енисея хранили вековечный покой.

Но когда вокруг забурлил ледяной поток, у всех похолодело сердце. Мутные весенние струи казались бешеным табуном соврасых коней, а пена-их метущимся гривами. сметающим все преграды.

Сила водяного потока понесла так, что и весла и шесты перестали помогать. Большой плот словно ожил и накреняясь все больше, ударялся и скрипел об жуткие огромные камни древнего порога.
Наконец плот вынесло к опасному повороту, где огромная скала, нависшая над водой, закрыла небо.

Стихия бешенного порога беспощадна. Малый плот с грузом затянуло в малую, самую опасную протоку и вынесло прямо под скалу, где темнела бурлящая глубина. Там пузырящиеся пенные воды не держат ничего на поверхности и любой лодке там легко провалиться до самого дна.
Большой плот проскочил стремнину и благополучно уплыл дальше. Но тут все миновавшие напасти обрушились на бревна малого плота.

Вдруг малый плот замер, ударившись о невидимый валун и начал одним концом утопать в потоке, а другим резко подниматься. Раздались предсмертные крики мужиков.

Люди все покинули бы неуправляемый, словно обезумевший плот. Бурные воды быстро бы унесли несчастных дальше.

Но смелый чекист отважно висел на мокрых бревнах с привязанным драгоценным грузом. Он не мог покинуть порученный золотой груз ни при каких приключениях.Он только разрешил трем младшим товарищам спасаться вплавь.

Коля даже ещё попытался отвязать и перекинуть тяжелые мешки с золотом на выступ нависавшей скалы. Но ничего уже изменить было нельзя. Вес всего груза достигал десяти пудов. Спасти такой вес за секунды никто бы не смог.
Николай исполнил устав и не покинул свой пост.
 На пороге такое решение стоило ему и его товарищам жизни. Спокойно и хладнокровно осматриваясь,  человек не пытался спасти себя, как другие, а смело смотрел в лицо смерти, в бушующие пенистые воды буйного порога.

Люди видели, что произошло.  Ещё миг молодой командир в чёрной потертой кожанке был жив. Но в следующее мгновение судьба его и трех верных товарищей решилась. Расползающийся по бревнам малый плот встал дыбом, а потом рухнул на героя и погубил чекиста своей страшной стеной в ледяной воде...

Когда разбитые бревна плота выбросило на мель, где-то на повороте реки далеко от порога, на нем никого уже не было. Исчез и оторвавшийся груз золота.

Вынесли скорбные воды тела погибших, всех их узнали по военным формам. В тот пасмурный день из селения Летник робко вышла на берег маленькая девочка . Запомнила она у берега тело офицера, а в приоткрытом рту мертвого виднелись шесть золотых зубов. 

Долго про сокровище ничего не было известно. Его уже почти считали утонувшим в глубинах реки.

Но спустя несколько месяцев заговорили, что в семье бакенщика, жившей при Джойском пороге начались громкие ссоры.

В ночь после трагедии бакенщик, рыбак и охотник, отыскал тяжелые мешки на речном дне и перетянул их в свою лодку. Но едва они с сыном привезли золото в дом, вместо счастья и богатства получилось проклятие.

Оказалось, что мать, сын и другие  не смогли поделить найденное золото и насмерть переругались, выдав своим волнением и криками тайну утонувшего сокровища.

Не помня себя они начали делить добычу и не могли ни в чем согласиться, ни спрятать или продать сокровище кому-то.
Их ночные крики на реке привлекли внимание окружающих и стали известны сыщикам.


Вскоре подозреваемые в краже золота были допрошены и во всем сознались. А все золото возвратили государственным людям.
Начавшаяся война заставила забыть о происшествии и много лет никто не искал могилу чекиста и подробностей его подвига.

Дочь погибшего Мария Николаевна долго мечтала найти его могилу. Она решила написать в местную газету. Заинтересовало ее письмо служащего там человека по фамилии Балагуров и он отыскал очевидцев трагедии и ему повезло найти возможных свидетелей спустя более двадцати лет в посёлке Летник.

Вскоре люди из ближайшего к порогу посёлка на берегу Енисея ответили дочери, что именно у них на кладбище покоится человек, перевозивший золото в тот страшный день на плоту через Джойнский порог. Похоронен он был с тремя товарищами и место на кладбище можно посетить.

 Старожительница Летника, Евдокия, шестидесяти лет, вспомнила, что когда была ребенком, видела, как на их сельском кладбище в те годы хоронили несколько человек,  жертв злополучной переправы.

Вместе с начальником погибли еще трое охранников золота. Их скромные деревнкие кресты с табличками вновь нашли и прибрали места их вечного  упокоения.
Так была найдена могила её отца чекиста, убитого в бушующем водовороте.

Дочь погибшего с детства помнила рассказы матери об отце и очень о нем тосковала. Хотелось ей отыскать могилку родного отца, погибшего таким молодым. Люди помогли ей разыскать скромный холмик и возложить на него венок полевых цветов.

Услышав о её поисках, и мне захотелось передать вам сказ об утонувшем золоте и молодом командире пограничников, до конца исполнившим свой долг.
 Погибли четыре товарища на бурном пороге в двенадцатый день июня, в тридцатом году.

 Много воды утекло с тех пор.
Пришли мирные и счастливые времена, прошли десятки лет спокойной и размеренной промысловой жизни на широкой и великой сибирской реке. Встал над могилой героя мраморный памятник украшенный венками. Назвали потомки улицу новых домов в честь чекиста Николая Успенского и находится та светлая улица в городе Саяногорске.
 Вечно будут помнить люди мужество героев, охранявших народное золото. Поднялись на то золото огромные заводы и тысячи трудящихся людей получили работу и достаток. Послужил народу подвиг чекиста Николая Успенского до конца исполнившего свой долг. Пусть узнают о нем новые поколения сибиряков.

Вечно шумят среди скал и камней пенистые воды Джойского порога. Помнят они последние вздохи погибших в них героев и утонувшее там золото....


Рецензии