Сталин или... Ельцин?!

СТАЛИН  ИЛИ... ЕЛЬЦИН? 

-Так  кому же можно больше верить в нашей стране: Сталину или  Ельцину?!-  таким неожиданным вопросом закончился  мой урок «словесности» в 11-м классе, на котором мы готовились к  сочинению ЕГЭ  по русскому языку.

Ученики в старших классах, как правило, уже не хотят читать и пытаются «выезжать» на произведениях художественной литературы  «среднего звена».  Так у нас возникло обсуждение «Уроков французского» Валентина Распутина.

    С учительницей Лидией Михайловной, героиней  рассказа,  с её Человечностью, Добротой, Щедростью, Отзывчивостью,  всё было ясно ещё в 6-7 классах. Какая широкая палитра  тем для сочинений!  А вот с главным героем  возникла заминка.  Почему его выделила учительница?  Почему мальчика  любили старики в селе? Почему говорили матери, что он у неё «умный, смекалистый» и ему надо учиться в городе?  Почему обращались к нему за помощью? За что уважали?  Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось вспомнить текст произведения:

- Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то,  скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет…

     Вспомнили!!! Наконец-то! Вспомнили, как я объясняла им в 6-м классе слово «облигация», «таблица выигрышей», «номер и серия билета должны сойтись»!
И вдруг разговор  об УВАЖЕНИИ  к  ЛИЧНОСТИ  перешёл в иное русло.
Знатоки!!! Они же ещё и обществознание изучают!  Вспомнили облигации займа  военного времени  и развития народного хозяйства  первых пятилеток  и сравнили  с приватизацией  90-х годов ХХ века! Давайте послушаем,  о чём  они  спорили:

-Военные облигации — это долговые ценные бумаги, выпущенные правительством  для  финансирования военных операций во время Великой Отечественной. Для строительства танков и самолётов!  Это сталинское решение!
- … Облигации  способствовали  накоплению средств для ведения войны.  Люди должны были   осознать свою причастность к военным действиям. Призывы купить военные облигации  -это  обращение  к совести и патриотизму граждан…  Грамотные  действия правительства  позволили  осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными…

-В 90-е , во время правления Ельцина, у людей тоже «отымали»  собственность! Взамен  выдали «ваучеры», подобие облигаций  - государственные ценные бумаги!  Как государство расплатилось с народом?! Никак! Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Миллиардная собственность продана за несчастные миллионы. Средства осели в карманах процветающих олигархов, которые говорят, что народ беден, потому что работает  плохо.
…Глашатаи  ваучерной кампании  А. Чубайс и  Т.Гайдар  заявляли  в СМИ,  что каждый может за свою долю собственности страны (ваучер) получить в будущем две автомашины «Волга».  Считаю, что это насмешка над народом. Нас просто считают быдлом.

-Мне кажется, государство потеряло доверие граждан,  и восстановить его сложно!
 -Это примеры двух политик – Сталина, которого ругают за культ личности, и Ельцина, которого возносят в Ельцин-центре. Мы, современная молодёжь,   знаем об этих фактах и принимаем их просто к сведению. И продолжаем спокойно жить дальше. И молчать!  Десятилетнего мальчика, героя рассказа,  уважали старые люди, а  нас за что можно уважать?!

-Давайте всё же выясним,  кому  можно больше верить в нашей стране: Сталину, который  вернул народу деньги после войны,  или  Ельцину, который с   Чубайсом  и Гайдаром  обманул народ и превратил  его в лузер ?!


 Наш разговор на уроке остался незаконченным.  Тему сочинения я не предложила…


Рецензии
Доброго времени, Таня! С интересом прочел статью.
Сложно сравнивать Сталина и Ельцина. Времена, в которых они правили разные. А каждое время кует своих правителей. Не будь Сталин жестоким - проиграли бы войну.
Про Ельцина лучше уж молчать - именно с его пьяной рулежкой самолет России попер по кукурузным полям. Наследники под его стать...Тоже прут куда попало...
Разговор с детьми, особенно старшего возраста вести надо, открывать им глаза на происходящее.

Сергей Лукич Гусев   09.09.2019 09:58     Заявить о нарушении
Сергей Лукич, день добрый!
Благодарю за прочтение и неравндушный отзыв.
Рада взаимопониманию.Да, с детьми надо вести открытый диалог.
Пусть учатся связывать литературу и время, в которое они живут.
Извините за задержку с ответом.

С благодарностью,

Котенко Татьяна   17.09.2019 11:01   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна!
Интересные мысли и интересная подача.
Вы смелый человек. Сейчас врядли найдется учитель, который сможет или даже просто захочет говорить с учениками на серьезные темы.
Очень важно, что Ваши ученики читают. В смысле - знаю, что чтение, особенно серьезное, сейчас не в моде.
Если не секрет, как там с «Мастером и Маргаритой» в 11-м?
С уважением,

Левит Александр   03.01.2020 02:07   Заявить о нарушении
Александр, день добрый!

Благодарю за отзыв.Приятно, что моя публицистика не оставила Вас равнодушным.
Непонятно только, зачем Вы комментарий написали под чужим отзывом.
Я еле увидела, кто мне пишет.

С признательностью,

Котенко Татьяна   03.01.2020 17:16   Заявить о нарушении
Таня, добрый вечер!
Я собирался написать свой отзыв в рецензии 🙂
Но сейчас так закрутился, что перепутал поля. Для военного праздник, что для кобылы свадьба - голова в цветах, а все остальное - в мыле 🤕
Давайте будем этот ответ считать отзывом 🙂
С уважением,

Левит Александр   03.01.2020 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.