Что я думаю о творчестве Э. М. Ремарка?

Что можно теперь сказать о Ремарке? Что он может дать молодежи? Как его читать и зачем? Об этом я хочу рассказать сегодня.

Прежде всего, если для начала опустить громаднейший жизненный опыт, вложенный в каждое слово его произведений, стоит сказать о том, как он перевернул мое отношение к людям. Он смог передать не просто войну и ее ужасы (что он сделал так, как никто другой до него), но и привить мне страстное неприятие, настоящую ненависть к любому виду насилия.

Еще ни с одной книгой в руках я не лежал мысленно в окопе: грязным, испуганным, очерствелым и почти уже бездушным существом, прижимающим ржавую винтовку к груди. Еще никогда не курил я обломленную сырую сигару, только для того, чтобы не чувствовать запах находящейся под боком могилы моих плохо закопанных товарищей. Еще никогда я не вглядывался в глаза арестанта-смертника, который под гнетом зловещих идей, потерял всякую волю, потерял «жизнь», хотя сердце его все еще бьется. И никогда я, наконец, не любил так, как научил меня Ремарк. Так самозабвенно и беззаботно. Так искренне и так многострадально. Мои детские чувства, глупые и наивные, пройдя через все, что так часто случается в этом возрасте: предательство и слабости, крушение идеалов и возникновение новых надежд, нежелание жить и стремление достать до небес! — все это Ремарк усилил и укрепил втрое, преобразовав и возвысив.

Ремарк. Твои произведения клином врезались в мою голову и дали мне понять, что есть война, что есть обычный человек на войне и в этом мире в целом. Ты превратил непримиримого сторонника абсурдных идей, мальчика, в юношу, желающему добра всем, всем без исключения, который не желает совершать зло, но и не может примириться со злом мира...

Теперь же о самих книгах. Небольшой экскурс в историю. Как вы можете знать, произведения Эриха Марии Ремарка не пользовались особым успехом до самого выхода "На западном фронте без перемен" в 1929 году. Его опусы редко куда брали, да и сам он позже напрочь отрекался от них, проклиная свои первые опыты. Но стоит отдать ему должное и за тот труд - ведь после всех мелких неудач, после многолетнего труда и всего пережитого, он смог создать нечто воистину великое. Таким мне видится и вышеупомянутое произведение.

"На западном фронте без перемен" - книга боли, книга отчаяния. Читать ее — это отнюдь не отдых. То же касается и других романов. Это самое настоящее переживание: войны, чувств, эмоций, всего, что будто напрямую передается вам самим автором из настоящего Ада. Будто вы чувствуете то, что чувствовал он. Будто вы - солдат. Солдат, сгорающий в бессмысленности и жестокости мира. Даже в мирное время!

В нем переплелись судьбы совершенно различных людей, и на их примере он показывает многие вещи: как маленький человек может быть важен; или же наоборот, как тот, кто был незначителен, может, обретя власть, стать самым настоящим уродом. В книгах Ремарка — жизнь. В них выражен неповторимый и превосходный дух восхитительного и завораживающего человека.

Что касается темы войны, то, на мой взгляд, она является, во-первых, художественным приемом, гиперболой, дабы увеличить эффект, возвысить низменное и еще более ярко передать высокое, чтобы показать горе таким, каким оно, кажется, и вовсе быть не может. Показать любовь… Такой, какой она должна быть. Показать дружбу, которую мы были бы счастливы иметь. Во-вторых же, война являлась неотъемлемой частью жизни самого автора. Стоит хотя бы сказать, что сам он побывал в окопах Первой мировой, а после прихода нацистов, потерял сестру — Эльфрида Шольц была гильотинирована в 1943 году.

Жизнь писателя, его понимание мира, чувств и людей, его романы, дружба и семья — все переплетается на страницах его книг. Молодой человек, неважно, каких он взглядов, пола, национальности или гражданства, будь он «хикканом» или же чрезмерным активистом какого-либо движа — любой, абсолютно всякий, как я считаю, найдет в нем — совершенно новый мир. С Ремарком, друзья, вы повзрослеете и изменитесь к лучшему. Читайте Ремарка.

P.S. Вот так вот сумбурно, но искренне :з


Рецензии