Что я думаю об Елеазаре Л. Андреева

Чтобы хоть немного было ясно, о чем я хочу сказать, представлю краткий сюжет и без того маленького рассказа потрясающего и, вместе с тем, крайне сейчас неизвестного Леонида Андреева - "Елеазар". В той паре пожухлых страниц, заключенных в изорванную временем тусклую обложку, я нашел великолепную по своей природе мысль: не нужно искать и размышлять о том, ЧТО есть Смерть. Но не нужно искать и противоположность ее - жизнь и радость жизни. Андреев пишет о том, как человек по имени Елеазар после трех дней, проведенных в могиле, так как умер он от старости, и был погребен, восстал к жизни и вновь ходил среди живых. Но никто, пусть и были все поражены и рады поначалу этому, не мог после его появления почувствовать в себе жизнь, ибо до того: "только мертвый знал смерть, а живой - жизнь".

Андреевский Елеазар - образ из библейского сюжета о Лазаре, который был чудом воскрешен Христом и прожил еще 30 лет на далеком Кипре, где посвятил свою жизнь служению Богу. Но не радостен и священен рассказ Андреева. Его постановка вопроса, точнее даже сказать - темы жизни и смерти, конечного и бесконечного крайне тронула меня. Стеклянные глаза Елеазара, постоянно ищущие Солнца, даже когда по велению Божественного Августа ему их выжгли железом, синева омертвевшей плоти его, молчание и образ его - вновь пробудили во мне размышления о той пустоте, о которой думал, вероятно, каждый, и которая абсолютно точно ждет каждого из нас.

Я не верю Горькому и Толстому, которые говорили, что Андреев "не пугает их". Я не верю уважаемому мною Д. Быкову, который говорит о том, что писатель в недостаточной мере использовал и "расточал" свой талант.

Безусловно, с моим дилетантским взглядом и весьма скудными познаниями в литературе, по сравнению с этими людьми, я не могу спорить с ними, но то, что дал мне Андреев, в особенности этим рассказом, этими двумя страницами, навсегда поразили меня и укрепили в пылающем и, вместе с тем, мрачном желании узнать, что же это - смерть, и "почему" это.

Образы и мельчайшие детали рассказа открывают перед внимательным читателем всю цельную картину повествования - единую мысль Андреева, не отходя в сторону, не охватывая других сфер и философии. Только приграничные состояния и трансцендентное присутствует в "Елеазаре", и только им уделяет внимание великий, на мой взгляд, русский писатель. В красках одежд, дня и ночи, речах и действиях его персонажей, во всем выражается у него как бы и борьба и непримиримое "нестолкновение" двух форм бытия: того, что "есть", и того, что непостижимо ни для кого - того, чего "нет". Пустота в философии рассказа Андреева - вечна и безгранична, тогда, как огонь человеческой, да и любой жизни - сражающееся, вечно проигрывающее, но и вечно существующее "меньшинство". Быстро вспыхивающие и столь же быстро затухающие искры в безмолвной бездне мира - это то, чем и является, в сущности, жизнь, однако Андреев ставит вопрос по-другому: является ли жизнь человека - такой же искрой? Что, если бы угасший огонь, вновь смог бы возгореться, а погребенный - выйти из холодной могилы?


Рецензии