Раздел 1. Картина мира Философия, а это - Познание

Как, где, зачем и почему нужна людям философия?

Мы устроены так, что постигаем самое важное не сразу, а лишь при условии освобождения от имеющегося уже у нас, и ставшего лишним, избыточным. Неизвестное для нас всегда новое, каждый раз оно проявляется высверком необычного в привычной картине мира, верно распознается как невлившаяся еще капля в океан слитого, известного, понятого, привычного.

Как часто мы осмысливаем, ЧТО нам следует обязательно еще узнать в нашей повседневности? Ответ очевиден для нашей повседневности, но есть специальный формат познания, есть особая профессия, образ жизни… философия.

Мы становимся философами, когда нас перестает устраивать привычная доминанта автоматического следования причинно-следственным связям диалектики, и мы оказываемся способны понять, что у каждого из нас есть свой сокровенный вопрос. Философия дается нам в помощь, ведь она способствует интуитивному предвидению нашего далекого будущего.

Собственную повествовательную ткань философии создавали точечные высказывания немногих людей, тех кто смог еще «поймать» стираемое неутомимыми жерновами времени прежнее знание. Философия неустанно раскрывает потаенную суть вещей и смысл феноменов, процессов и явлений, воспроизводит характер течения времени и структурирования пространства.

Философия – это знание одиночек, личностное, индивидуальное, направленное на постижение самых глубоких тайн Вселенной, впрочем, не исключает и ориентирована на познание самого человека. Тысячелетия назад она начиналась как наблюдение, крепла и формировалось в качестве подручного средства анализа смысла бытовых записок и невозможных для проверки непосредственным опытом рассказов очевидцев.

Мы и сейчас мы узнаем многое на своем опыте, также постигая многократно, то что и то немногое, что с большим трудом бывает оставлено нами, было когда-то и кем-то уже сказано, написано, распространено, отброшено, забыто. Современная наука есть «решительная» обработка действительности, когда несколькими движениями пальцев можно набрать в поисковой строке браузера глобальной сети любой вопрос и получить на него миллионы ссылок-ответов.

Философия начиналась, когда купцами преодолевалось внешнее земное пространство, они устремлялись в неведомое, движимые расчетами и любопытством, удерживаемые риском и корыстью. Новые земли, моря, страны и нравы людей постигались ими чувствами и рассудком, но только философией, в ее скрытом отображении внутреннего, потаенного мог быть зафиксирован тот скрытый порядок гигантской пространственной экспансии, осмыслен как величайший результат – существование Ойкумены.

Воины и их предводители, в их жестоких форматах агрессий, территориальных захватов и убийств писались совершенно иные, чем бытовые и торговые тексты жизни. Но, также лишь философией создавались письменные свидетельства, осмыслялись и фиксировались устные заключения, приводились аргументы и сопоставлялись факты неопровержимо раскрывающие истинные причины войн, появления новых и распада отживших государств.

Но и им, и нам бывает особенно трудно признать тот постулат, что неизвестного в мире остается всегда больше, чем известного. Если же мы обращаемся к ревизии собственно-философского знания, то особую позицию, максимум нашего внимания, должны занимать условия и предпосылки, составляющие и характер оснований философии.

Деятельность – то обязательное условие и умопостигаемый результат соприкосновения индивидуального и всеобщего, их противопоставление не мешает философии понимать единство многообразных смыслов целеполагающего намерения деятельности, но ограничивает нашу интуицию, закрывает неочевидное, и кажущееся неглавным.

Деятельностная теория науки устанавливает современную действительность как феномен, который следует оценить с позиции пользы или бесполезности человеку. Для нас стало привычным понимание «действовать» - значит делать! Действительность – это произведенная в присутствии наличность из уже существующего. В этой функции, мы люди не имеем аналогов, ведь только лишь Человек – уникальный оператор, творец и управитель, создатель всепроникающих эмоциональных переплетений Вселенной.

Жизнь человека это – то искусство, в котором еще сохраненный греками того времени созерцательный образ жизни заменялся на общественную доминанту мироздания, неотвратимо уходит в то прошлое, которое уже нельзя воспроизвести и понять. Философия учила задавать вопросы и расшифровывать тайны, к таковым в наибольшей степени относится мифология, как и то неизвестное, что было раньше мифологического повествования.

Многое другое может быть отнесено к философии, для нее нет непреодолимых рубежей, есть лишь только те пределы, которые не может преодолеть человек. Но ее возможности слабеют, а не развиваются ныне, они теряются в наибольшей степени в условиях нынешнего прагматизма общества потребления, их затмевает псевдодоступность «любого» знания, закрывает обманчивость и всеохватность паутины всемирной сети Интернет. И на фоне кризиса философии возникает все отчетливее то, что предстает ныне нам как наиболее важное: РОД человеческий, наш общий ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, все более явно и неотвратимее теряет важнейшую, стержневую функцию человеческого.

Природа для древних греков была другой потому, что иначе была устроена их социальная жизнь. Очевидно тогда основная причина у нас того, что теряется природная универсальность, законосообразность, самобытность, множатся проблемы и вызовы, непредсказуемость жизни реализуется во множестве инвариантов схем структуризации пространственно-временного контура территории и акватории планеты, обеспечивающих условия и рамки развития для всего живого Земли, включая человека.

Мы способны утверждать, не доказывая, что древние греки ещё обладали теми способностями, которые не требовали логики, а были организованы чувствами, теми, которые сейчас признаются экстрасенсорными. Но ведь еще, по сути каждый из мудрецов Древней Греции обозначал тот или иной аспект существующего тогда и меняющегося кардинальные образом антропологического кода иного, чем свое, передающегося нам с незапамятно древних времён, определившем на сотни тысячелетий уникальные черты человека.

Сейчас мы используем Интернет, и привыкли получать искомое простым нажатием кнопки. Мы равнодушно смотрим и слушаем то, что происходит в реальности, и все более отдаляемся от жизни в иллюзии. Нас уже мало интересует, где найти и как применять тот нужный нам ответ из миллионов нам преподнесенных сетью. Нас может еще интересовать логика отвечающего, еще важны эмоции и чувства, свои и других, мы способны принимать на веру факты или оспаривать кажущиеся неверными доказательствами, но мы перестали воспринимать и поддерживать то самое главное свойство Вселенной – естественную гармонию миросозидания.

Философия, по мнению М.Б. Туровского, стало новым способом миропонимания человека в условии универсализации картины мира и все более развивающихся возможностей познавания истины в тождестве происходящего бытия и мысли. Код в таком представлении эксплицирует то, что предзадано возможностью понимания человека, и, следовательно, проявляющее очень глубокий смысл, показывает - что и как меняется сейчас.


Рецензии