1. Слово о празднике

Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

Праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна празднуется 24 июня (7 июля по новому стилю). Как и все христианские праздники, этот праздник в своём существе имеет не только внешнее, формально-историческое значение, но и наполнен глубоким духовно-нравственным смыслом, выраженным в присущей библейскому языку историко-символической традиции.
Предание христианской церкви и церковная школа совсем неслучайно и не напрасно предлагает нам изучение Писания под титлом Библейская История или Священная История! Дело в том, что те библейские события, которые обычно воспринимаются многими как события только исторические, имеют в первую очередь прооброзовательные значения и смыслы. Это «образы» реальных исторических событий! Они - эти образы библейской истории, показывают нам реалии внутренней духовно-нравственной жизни сознания, как сознания отдельного человека - индивидуума, так и сознания общественного - сознания человеческих сообществ: семей, родов или колен, племён и целых народов. Библейское повествование иллюстрирует нам значение нравственных и духовных законов в жизни человека и человеческих сообществ; важность их действия и их особое положение среди всех сил и способностей человеческой души - сознания. Поэтому библейские авторы приносят исторические и биографические факты в жертву более важной цели: - не только показать, но и предупредить! - Не предсказать, а именно предупредить людей о дурных и печальных последствиях безнравственных и бездуховных поступков, приводя примеры из того, что уже случалось в истории, подчёркивая именно духовно-нравственные, а не формально-исторические смыслы описываемых ими событий.
Прооброзовательное историко-символическое значение празднования Рождества Иоанна Крестителя состоит в том, что для возвращения в человеческое сознание «царства совести» - веры, необходимо воцарение совести в уме человека, ибо только ум может привести сознание к вере, выступая её предтечей. Поэтому и Иоанна Крестителя Предание называет Предтечей! - А ещё и Ангелом Пустыни, так как сознание, порабощённое греховными, безнравственными и бездуховными страстями, представляет собой «пустыню безумия», в которой ум, вооружившийся совестью и хотящий избегнуть лжи, притворства и хитрости, звучит как: - «Глас вопиющего в пустыне: уготовьте путь Господень! Правы творите стези Его» (Мф. 3:3).
Когда Бог Сын и наш Спаситель - незаходимое и вечное «солнце правды и совести» восхотел воссиять миру и явить себя - Сына Божьего, ещё и Сыном Человеческим - Иисусом Христом, и уже приклонил небеса небес к земной природе человека, чтобы вселиться Ему в «чистейшую» и «девическую» утробу души - богородицы, то прежде, для того, чтобы человеческая душа действительно стала такой и смогла Его принять в себе, должно было совершиться рождение Предтечи в душе неплодной. Святому Иоанну Предтече надлежало, как провозвестнику предшествовать явлению Господа душе человеческой, проповедуя внутрь самой души человека, пустынной для добра и совести. Ведь: - «Вера от слышанья!» происходит по утверждению апостола Павла. Ум, вооружённый совестью, убеждает свою душу и само своё тело, как бы говоря им: - «Идёт за мною Сильнейший меня» (Мк.1:7).
Рождение веры в человеческой душе, в каждом из её составов, выглядит чем-то «чудесным» для всякого наблюдателя: и стороннего, и внутреннего, то есть самого человека. Ибо вера всегда рождается - из «ничего», из некоей «пустоты», которая никогда не имеет себе никаких видимых предпосылок, если вести речь о вере, а не о религиозности, как феномене психологическом. Поэтому, обретение веры является характерным символическим образом для библейского повествования, постоянно присутствующим в нём. Мы встречаемся с этим символическим сюжетом не только в случае с Елизаветой, родившей сына в старости своей, от «заматоревшей утробы», но и с Саррой, в древнейшие времена в таком же «возрасте» родившей Исаака. Так одно чудесное духовное обретенье предваряет другое, более глубокое и цельное рождение веры: прежде чем душа человеческая, Дева - девственная для всего духовного, рождает себе новое богочеловеческое единство - богомладенца Христа, эта душа, «заматоревшая» во днях своей жизни без добра и Духа, рождает Предтечу Христова, чтобы стать действительно «девственной утробой», очищенной от зла и предуготовленной для Духа усилиями ума, вооружённого совестью. Чтобы эта внутренняя «девственная» для зла чистота принесла свои плоды и стала видима во вне. Тогда, видевшие эту душу, живущие рядом с ней, были бы поражены, потрясены и удивлены этим сверхъестественным рождением от, казалось бы, знакомой им души, «состарившейся» в своих обыденных и повседневных грехах, как и прочие души. И поверили бы, что эта чудесная и преестественная перемена - рождение веры в прежде бездуховной и бессовестной душе, небрачной для Духа девицы, возможна и для них! - Они сказали бы себе: - «Всемогуща ты, Десница Божия, разрешившая неплодство старицы. Сильна ты и деву, духовного мужества (Духа) не знавшую, соделать Матерью, в чистоте и без порока рождшую плод духовный».
Именно поэтому чудесному и спасительному для души рождению богомладенца Христа предшествует чудесное и преуготовительное рождение Предтечи Иоанна. Таковому надлежало быть потому, что чудо божие не происходит беззаконно! Оно являет себя странным образом для тех, кто не знает закона божьего, и думает, что те законы, которые он наблюдает в телесной жизни и жизни своей души, потерявшей грехом главенство совести в себе, и исчерпывает все те законы, которые руководят его жизнью. А духовные законы, главенствующие в его жизни, остаются неведомыми ему и не используются им.
Сделавшись свидетелями дивных и чудесных рождений веры, в душах, порабощённых злом и пустынных для добра, которые символизируют нам Сара и Елизавета, ставши очевидцами очищения души умом и совестью от зла и приуготовления её к принятию Духа Святого, что символически показывается нам в истории жизни и благовещения Девы Марии, мы исполняемся веры во Всемогущего Бога, Отца, Сына и Духа, любви которого к нам и всему сущему повинуется всякое естество: - «Чин рождения твоего препобедил всего естества уставы».[1] 

[1] Выражение взято из богородичного догматика.


Рецензии