Лето у бабушки

Как-то я нашёл в нашем семейном старом альбоме старые фотографии моих, давно уже умерших, дедушку и бабушку. Совместной фотографии их не существовало никогда, тем более цветной-фотографировались по одному и всегда с кем-то.. Дедушку я практически не помню,т.к. он умер, когда я еще совсем маленьким был. Бабушку я застал в моём раннем детском и юном возрасте, очень ее любил. Прекрасно помню рано утром её ржаной каравай, только что испечённый в русской печи и парное молоко, только что выдоенное у нашей коровы Бурёнки.

Жизнь в рабочем посёлке под Архангельском, где мы жили в комнате в деревянном бараке, а нас у родителей было шестерых детей, осенью,зимой и весной не радовала вкусностям и многим ещё другим. Зато когда наступало лето - мы всей гурьбой устремлялись в этот рай - в деревню к бабушке!

Я в деревню, где когда-то проводил я лето.
Счастью моему не было конца. Родная улица, лес, река - все умиляло меня.
 
Лето в деревне шикарное- кукареканье петухов будит всех людей, едва успев взойти солнышку. В деревне почти все рано встают - готовят скотину на выпас и доят коров перед этим. А взрослые собираются на колхозную работу.

Ароматные запахи цветущих деревьев и цветов не могут не обратить на себя внимание, а большое дерево черемухи перед нашим домом,  вообще сводит с ума своим сладким запахом.

Хозяйство бабушка (несмотря на свои годы и, то, что жила одна) вела не маленькое и справно: дом,разделённый на две половины-летнюю и зимнею, сараи, баня по "чёрному", колодец, просторный двор, корова, куры, собака, кошка и довольно обширный огород. Все в полном порядке и чистоте. Дом, сараи и баня были срублены дедом и моим отцом и построенные со знанием дела и на века. В первом сарае бабушка держала корову, кур и какие-то припасы корма для них же. Во втором располагалась небольшая мастерская, склад всякой всячины, сеновал, и сельскохозяйственный инвентарь. Посреди двора располагался колодец. Баня с запасом дров стояла чуть поодаль. Огород, раскинувшийся за домом казался бескрайним, казалось на нём произрастало все, что только можно.

Утром бабушка ставила нам крынку молока и ржаной хлеб-каравай. Всё-таки яичница из деревенских яиц с молоком и свежим хлебом - это вкуснятина. Мы быстро все уминали и сытые и довольные убегали на улицу. Старшие братья пасли лошадей, коров, старшие сестры управлялись по дому, а я с младшей сестренкой мог весь день мотаться по полям в поисках гороха, на речке,где ловилась очень вкусная рыба, приготовленная бабушкой в виде рыбника(рыба,запечённая в хлебе), в лесу, где было видимо-не видимо грибов и ягод. Из грибов делалась "обабница" (грибной суп), а из ягод- необыкновенно вкусные пироги!

Умывание во дворе под краном со смешным носиком, далее обязательный обход «фамильных владений» — сада и огорода. Разве яблоко, малина из магазина могут сравниться по вкусу с только что сорванными собственными руками? Пока с удовольствием трескаешь свежайшие витамины, уже кто-нибудь из местных товарищей, заглядывая через забор, зовет сходить на реку или в лес. Живущие в селе ребята очень ловкие и смекалистые, у них всегда есть чему поучиться: рыба на их удочки охотнее клюет, грибов больше находят, ягоды быстрей собирают. Зато городские начитанней, историй больше интересных знают. В общем, дружба казалась обоюдовыгодной и полезной.

Иногда видя, что в рукомойнике нет воды - я исправлял этот недочёт, попутно заметив около бани гору распиленных дров. Колоть дрова я уже умел, и мне даже это нравилось (в отличие от их распилки). В сарае были топор и колун. Приспособив самый толстый чурок для основы, я приступал к делу. Работа шла споро, и часа через три четыре около меня высилась гора колотых поленьев.

Наступала суббота. А суббота, как известно, банный день. На меня и моих братьев бабушка возложила обязанность наносить воды в баню, а также показывала, как правильно затопить печь и подкладывать дрова. На это всё уходило полдня. Наконец баня была готова.Так как баня была "по чёрному",т.е не было дымохода от печи и дым выходил через открытую дверь, стены были чёрные от копоти, в которые мы, расшалившись, иногда касались и приходилось снова со смехом мыться!

После бани пили чай из самовара с необыкновенно вкусными шаньгами, посыпанными толокном.
 
Рядом расположен зелёный лес. В нём сосны, берёзы, дубы и кустики дикой малины, шиповника. Нам нравиться собирать грибы, ягоды. Там много птиц.

В деревне первозданная природная красота. Мне нравиться выходить в поле и смотреть, как шумят колосья, растёт картошка, лук, свёкла. Больше всего я люблю, когда созревает малина. Ягоды, так и просятся в рот.

Мы с ребятами играли в прятки, догонялки, футбол, волейбол. Лето быстро заканчивалось. Но, оно мне больше всего нравилось, потому что можно отдыхать, играть и не думать про учёбу.

По вечерам у реки костер разводили, картошку рассыпчатую пекли в углях, рассказами страшными друг друга пугали. Даже навязчивая мошкара не мешала – дымом отгоняли. Стрекот, лягушек, лай дворовых сторожей, пение колхозниц и насыщенный необыкновенными запахами воздух до сих пор мелькают в сознании.А иногда вечером уходили в деревенский клуб-читальню и там при свете керосиновой лампы и под гармошку и танцевали и плясали и играли в удивительные деревенские взрослые игры!

Казалось удивительным, что в сельском магазине покупали в основном конфеты, колбасу и лимонад. Остальные продукты не переводились в хозяйстве. Приезжие ребята искренне горевали за каждой курочкой, которой потчевала заботливая бабушка. Душистый хлеб и сладкие пироги выпекали в русских печах, которые имелись в каждом доме. В сырую погоду можно было поваляться на тепленьком боку печки.

Отдыхать, конечно, хорошо, но лентяйничать в сельской среде не заведено. Поэтому отдохнув несколько дней, мы - внуки сами предлагали посильную помощь. С удовольствием кормили домашнюю птицу, собирали фрукты и ягоды, мели двор, таскали воду из колодца. Работа не обременяла и казалась весьма значимой.

Воспоминания о проведенных каникулах остались у нас на всю жизнь. Сейчас мы разъехались по разным городам, но нас тянет в нашу деревню детства.

Нет уже в живых бабушки и дедушки. Царствие небесное и земля пухом моим дедушке и бабушке!

На фото: дедушка и бабушка моего мужа. Воспоминания тоже мужа.


Рецензии
Прекрасное лето у бабушки было. Замечательная миниатюра!

Виктория Коптелова   15.06.2020 10:44     Заявить о нарушении
Лето у бабушки незабываемое. С теплом.

Наталья Скорнякова   15.06.2020 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.