У белой женщины черный ребенок!

Давайте не будем ханжами и честно признаем - белые всегда (!) и везде (!) были жуткими расистами, и равенство с черными и всякими прочими цветными категорически отрицали.
Особенно этим отличались протестанты (англо-саксы, немцы и голландцы). И особенно в Северной Америке, где белые американцы составляли свыше 80% населения. У протестантов женщин всегда хватало – они переселялись в Новый Свет целыми семьями, со своими женами и детьми. Их жизнь в средневековой Европе напоминала осажденную крепость – кругом враги (т.е. католики), доверять нельзя никому, полагаться можно только на самих себя! Поэтому следовало взять всю семью целиком, и вывезти в безопасное место, коим считался тогда Новый Свет.
И там, в Америке, протестанты жили замкнутой общиной, отгораживаясь от всякого рода искушений. Итог такой жизни был следующим. Не удержался, соблазнился, влез на черную женщину – получи наказание: твое потомство от нее будет поражено в правах. Мулаты объявлялись протестантами такими же черными рабами, как и негры. «Правило одной капли крови» (One drop rule) было крайне живучим!
Католикам (французам, испанцам и португальцам) в этом плане «повезло» больше. Конкистадоры в Южной Америке, а затем и прочие искатели приключений, почти поголовны были мужчинами. И отправились они за океан совсем без женщин (ужас!) Поэтому, деваться им на месте было некуда. В результате ранние колониальные браки (да и вообще, просто сексуальные контакты) предполагали именно такой вариант – белый мужчина и индейская женщина.
Любопытно, что янки решили уравнять (в какой-то степени) черных в правах с белыми, когда им потребовались серьезные людские ресурсы в Гражданской войне с южанами.
К этой же тактике прибегли и французы в Первой мировой войне, когда стали призывать воевать арабов и негров в своих колониях. Естественно, тут же встал вопрос о равноправии: если уж воевать за интересы метрополии, то дайте тогда и соответствующие гражданские права! Тогда и будет настоящие «свобода, равенство, братство»

****

Можно было ли говорить о «поражении в правах» здесь у нас, в России? И в чем именно оно выражалось? Кто «поражался», в какой степени и «поражался» ли вообще? Естественно, все это - применительно к русской армии.
Собственно, основная проблема, стоявшая перед русской армией, начиная с конца XVIII века – это процесс постепенного «размывания» ее личного состава, ранее 100-% комплектуемого из великорусского крестьянства, прочими национальными меньшинствами. Доля нацменов в составе империи неуклонно росла и уже при Екатерине II русских, как титульной нации, стало меньше половины.
Проблема стала еще острее, так как при Николае I в армию были призываться народности, прежде освобожденные от воинской повинности. В действующие войска огромным потоком с Запада стали вливаться поляки, немцы, прибалты, евреи. С Востока активно шли татары и чуваши, с Юга – ручейком потекли туземцы Закавказья…
Необходимо было срочно что-то менять в системе комплектования, при этом фундамент, основание, на котором зиждилась сама армия, должен был оставаться неизменным. То есть, таким же прочным, как и ранее.
Иными словами, костяк армии, как и при «матушке Екатерине» должен был состоять исключительно из «титульной нации». Вопрос был только один – кого именно надо было причислять к этой самой, «титульной нации»?
Если с русским, живущим на исконно русской земле (в Средней полосе России), все было понятно, то, что делать с русским с территорий, на которых проживали довольно большие группы инородцев?
В России, в отличие от европейских стран, колонизация была «ползучей», т.е. сухопутной, а не морской. Русские переселенцы, уходя в Поволжье и за Урал, вступали в контакты с местным населением (в большинстве своем, с угро-финнами).
Многие из них, подобно испанским конкистадорам, шли на Восток исключительно мужскими компаниями, встречали местных женщин, оставались и заводили семьи. Некоторые просто оседали чисто русскими селениями на инородческих территориях, не вступая ни в какие контакты.

****

Первая система комплектования, в которой генералы попытались учесть все национальные особенности Российской империи, была внедрена в 1874 году – при введении у нас всеобщей воинской повинности.
Она учитывала как раз именно «национальный фактор» и состояла в следующем. Все уезды Европейской России делились на три группы комплектования: две основные - великорусскую и малорусскую и дополнительную - инородческую. В малорусскую группу включались украинцы и белорусы, причем последние считались «самым слабым элементом русского населения и притом имеющим некоторую примесь инородческого». Поэтому их численность в войсках минимизировалась.
В инородческую группу включались прочие славянские, прибалтийские, а также поволжские народы и евреи, общее число которых не должно было превышать в составе частей 30 %, а в трех западных округах и того меньше - 26%. При этом количество евреев при любом раскладе не могло быть свыше 6% от общей численности поступавших на комплектование частей контингентов.
Так, например, согласно самому первому «Росписанию основных участков комплектования» 1874 года, в инородческую группу входили, например, губернии - Астраханская (Казанский ВО), Бессарабская (Киевский и Харьковский ВО) и Варшавская (Киевский, Московский и Харьковский ВО).
Таким образом, даже если Ваш далекий предок был исконно русским, то, проживая на вышеуказанных территориях, он автоматически попадал в инородческую группу.
Чем это ему «грозило»? Только тем, что при распределении в войска, он зачислялся во вполне определенные части, где большинство составляли малороссы или белорусы.
Так, например, уроженцы Аккерманского уезда Бессарабской губернии, где основным  населением были малороссы (27%), болгары (21%), молдаване (16%) и немцы (16%) должны были комплектовать 127-й пехотный Путивльский полк из состава 32-й пехотной дивизии. Согласно «Росписанию» жители этого уезда «смешивались» с призывниками из Чигиринского и Звенигородского уезда Киевской губернии.
И наоборот. Инородец, проживавший в исконно русских губерниях и призывавшийся оттуда же, мог попасть в части, комплектовавшиеся в большинстве своем великороссами.
Так были заложены основы «землячества», этой довольно серьезной проблеме, которая «аукнулась» нам уже в Советской Армии и которой я лично был свидетель…


Рецензии