Три штриха к портрету великого аса

  8 июня 2010 года исполнилось 90 лет со дня рождения
Трижды Героя Советского Союза   Маршала авиации И.Н.Кожедуба
 
Встречи с интересными людьми надолго остаются в памяти, а встречи с легендарными личностями – близкими тебе по духу и профессии – навсегда.
Много было написано и сказано о трижды Герое Советского Союза Летчике с большой буквы.Кожедубе И.Н. Я не буду утомлять читателей повторением уже известного им о заслугах Героя Великой Отечественной войны.

         Три раза в жизни мне пришлось встречаться с этим Великим человеком. Я же расскажу о крайней (как принято говорить у летчиков) встрече на земле Ахтырщины.

Только три штриха к портрету легендарного летчика.

Штрих первый:
                На роду И.Н. Кожедубу была написана долгая жизнь,
или как я  уберег трижды Героя от ДТП с возможными тяжелыми  последствиями.

Когда в мае 1988 года И.Н.Кожедуб приехал к нам в летную часть, я за рулем своей личной машины (тогда еще новенькой «Волги») возил его на встречу с учащимися и по памятным местам Ахтырщины.
Ехали мы по улице Красноармейской после встречи с учащимися школы №5 на Курган Боевой Славы. Впереди – машина ГАИ с включенными мигалками, следом – мы и сопровождающий нас кортеж. В то время еще было открыто движение по переулку Харьковскому мимо продовольственного рынка с выездом на улицу Менжинского.
Двигались довольно быстро. На перекрестке с нашей стороны горел красный сигнал светофора. Повинуясь мигалкам машины ГАИ,  все автомобили остановились. «Газик» ГАИ резво пересек перекресток, а я, уловив боковым зрением движение слева и словно повинуясь какому-то шестому чувству, резко затормозил. Кожедуб головой даже ударился о заголовник переднего сидения. Впереди, едва не соприкоснувшись с передним бампером моей машины, на пересечении дорог с неимоверной скоростью пролетел «Москвич-412». Очевидно, водитель «Москвича» решил, что машина ГАИ проехала и ему надо успеть проскочить на зеленый свет, а остальные могут подождать.

Если бы я не остановился, то неминуемым был бы боковой удар слева. Как раз там, где сидел прославленный летчик. Шока не было, была лишь пауза, подобная изображенной Н.В. Гоголем в пьесе «Ревизор». Мы дождались зеленого сигнала светофора с нашей стороны и поехали догонять машину ГАИ. Тут И.Н.Кожедуб говорит: «Отличная у тебя реакция. Лихо ты его пропустил. Это им, с мигалками, можно ездить, как они хотят или как им надо, а мы всегда должны надеяться только на себя и ездить по правилам. Так спокойнее и безопаснее».

Штрих второй:
                Размышления о вечной проблеме, большом оптимизме  Великого Героя и ошибке его пророчества.
     Едем мы за «Газиком» ГАИ, который с трудом маневрирует между ямами разбитого «направления» Менжинского (улицей назвать не поворачивается язык). У ГАЗа колеса большие, у «Волги» гораздо меньше, нам еще тяжелее. И вдруг Иван Никитович говорит: «Я не доживу до тех дней, когда дороги будут хорошими, вы, наверное,  тоже, а вот ваши внуки это увидят».
    Жаль, что ошибся Великий Летчик. Мы уже женим наших внуков, внучек замуж выдаем, а «направления» так и остались: Ленина, Киевская, Красноармейская и т.д., и нет ни одной улицы в нашем родном городе.
Говорят, нет денег. А может быть ума? Интересно, будут ли ахтырчане в будущем вспоминать с благодарностью кого-нибудь из руководства города, как человека, построившего дороги?
Древняя мудрость гласит: все старики – пророки, потому что они измеряют будущее по своему прошлому (а Великий Летчик не был еще стариком, может быть, поэтому и ошибся в своем предсказании).


Штрих третий:
                Простота, скромность и человечность
 Великого Летчика
Еще в юношестве, когда многое воспринимается с известной степенью скептицизма, прочитал, что людей высокого материального достатка, людей духовно богатых, знаменитых ученых и т.п. объединяет общая черта – они не кичатся своим достатком, не кричат, что они такие умные, знаменитые, а молча делают свое дело хорошо. Одеваются зачастую хуже, чем другие, не броско. И не потому, что не на что, они, увлеченные своим делом, просто не обращают на это внимание.  Их внутренний мир выше «вещизма» внешности и показного пустословия.
Это все касается и героя моего повествования. И.Н.Кожедуб прошел путь от сержанта до Маршала авиации. Несмотря на высокое звание и занимаемую должность, он всегда оставался Человеком, относящимся с уважением ко всем: от рядового до генерала. Большая открытость для всех, простота и приветливость, способного шутить и с иронией смотреть на многие вещи – эти качества были присущи ему на протяжении всей жизни.

    Вот всего лишь «три штриха», но за ними – красивая жизнь
талантливого, умного, отважного, мужественного и скромного человека.
И мне приятно, что был с ним лично знаком.


Рецензии