Особенности наркоза. Десантник

Случилось это примерно в 2006г. Как-то вечером я посмотрела документальный фильм об отряде по ликвидации террористов. В фильме подробно рассказывалось о подготовке и ходе операции.

Показали, как вертолеты обнаружили базу террористов, как отбирали десантников, как их готовили, как они пять суток шли к месту и как происходила ликвидация.

Для меня не было открытием, что в такие отряды принимают только после тщательной психологической проверки и подготовки. Меня удивило, что силы бойцов четко рассчитываются на каждую операцию. Они могут измотать все силы, бегая по лесу в поиске террористов, и проиграть бой. Бойцы, в фильме, проходили на один день больше запланированного. Но закончилось все победой.

Я подумала – силы бойца ГРУ имеют пределы, а силы наших докторов, похоже, нет. Мы дежурим по двое, трое суток подряд ..... Но это так – лирическое отступление…


Я работала дневным анестезиологом по травматологии. Травматологи ребята лихие. С ними, как с хищниками – надо держать в одной руке кнут, в другой кусок мяса. Ссориться с хорошим травматологом нельзя – все под Богом ходим. Вдруг близкий или сам что-нибудь сломаешь – куда бежать?

Хороший травматолог – не только знания и банальная физическая сила, это еще и интуиция. Во врачебном деле без интуиции нельзя.

Петя Соболев становился хорошим травматологом. Мы его прозвали “шкафчик”. “Шкаф” – это мужик, как говорят 2 на 2. Петя был невысокого роста, но очень “широк в плечах”. На вправление вывиха плеча, манипуляцию, требующую физической силы, с Петей все шли спокойно.

На входе в операционную Петя, волнуясь и краснея, потянул меня к окну. Я встала спиной, яркий свет ослепил бедолагу.

- Пошли к лифту, – предложила я.

- Спасибо. Ксения Константиновна, я хочу Вас попросить, – выпалил Петя.

- Да, – кивнула я.

Петя глубоко вздохнул.

- Ну, чего Вы надо мной издеваетесь!

- Петр Владимирович, я вообще-то не садистка. Чего хотите?

- Завтра на операцию идет муж моей первой жены. Он военный, можно с ним…

- Я поняла. Какая операция?

- Удаление металлоконструкции.

- Петя тут их три. По-русски скажи, – попросила я, держа в руках операционный план.

- Болт достать из лодыжки.

- Хорошо, достанем. Слушай, извини, а сколько у тебя жен?

- Было две, – ответил Петя краснея.

- Как понять – было?

- Я разведен два раза.

- Ой, а лет тебе сколько?

- 26, – ответил Петя и совсем покраснел.

- Ну, Вас Петр Владимирович, побегу от Вас. Вы прямо “синяя борода”.

- Сама ты язва, я же их не убивал.

Захожу в ординаторскую. Виноградов на диване медитирует – в углу рта сигарета, глаза прикрыты. Устал после дежурства. Я, потихоньку, в кресло рядом с окошком села, думаю “сейчас чайку попью и пойду бойца смотреть”

Виноградов утробным голосом спрашивает:

- Чего это Вы, дэвушка, с Петром ворковали?

- Я думала Вы спите.

- С Вами поспишь, “то олень, то тюлень”.

- Завтра будет оперироваться муж его первой жены.

- Да, Петя такой – у него жен много будет…

- А Вы откуда знаете?

- Я знаю Петину маму… Ей никогда никто не понравится. Бедный Петька.

- Ну, знаете, мама мамой, а жить с женой ему. И, к тому же, в отдельной квартире.

- Ксюша, ты самая умная?

- Да, – четко сказала я.

- Вот и иди смотреть пациента.


В перенаселенной палате травматологического отделения на койке, стоящей в дальнем углу, сидел парнишка. Среди серых от курева и выпивки лиц пациентов травматологического отделения он был заметен сразу. Я позвала его по фамилии. Он не встал с койки, а как-то отпружинил и не пошел, а зашагал.

Процедурный кабинет был свободен. Я еще раз разглядела пациента. Это был невысокий, жилистый паренек в белой футболке и серых штанах. У него были абсолютно неприметные черты лица, серые глаза и чистая кожа, чуть тронутая золотистым загаром. Его серые глаза смотрели на меня наивным, детским взглядом. Я подумала, что убийство входит в профессиональные обязанности человека с этим взглядом.

- Здравствуйте, меня зовут…

- Я знаю, Ксения Константиновна, мне Петр сказал.

- Итак, Денис Павлович рассказывайте…

Я задала обычные вопросы – чем болел, на что аллергия и так далее. А потом рассказала о наркозе.

- Денис Павлович, я на истории прочитала о Вашей профессии и хочу Вам сказать, что у такой профессии определенные психологические особенности.

Он кивнул.

- Завтра в операционной, пожалуйста, расслабьтесь и спокойно поспите. Петр Вам быстренько достанет металл и все будет хорошо.

- А что, я не должен спать?

- Должны обязательно, Вы, просто, адреналина поменьше вырабатывайте.

- Понял. Да, я не боюсь, – улыбнулся он.


Я попросила сделать ему премедикацию – наркотик промедол за 15 минут до операции.

На следующий день он, пружинистой походкой, вошел в операционную. Я подумала – “промедол не подействовал”.

- Спать хотите?

- Нет, – весело отвечает он.

- Ладно, Вы помните, я Вас вчера просила спать и ничего не боятся.

- Я адреналин не выделяю, – оправдывался он, – сейчас, перед операцией, “Кавказскую пленницу” смотрел.

- Хорошо, тогда спим.

Короче говоря, уснул он после дозы, которой хватило бы на трех человек.

Через 15 минут, в палате реанимации, он открыл свои чистые глаза.

- Что уже все?

Я кивнула.

По палате дежурила медсестра Мила.

- Слушай, на него ушло, как на слона, – шепнула я ей, – посмотри, вдруг опять уснет.

Но я жестоко ошиблась. Через 20 минут в ординаторскую вошла Милка.

- Константиновна, он гундит, чтоб его перевели.

Я пошла в палату.

Денис сидел на каталке и болтал ногами.

- Переведите меня. Я голый, в одной простыне, не могу. И есть жутко хочу.

- Давайте так – я Вам принесу кружку горячего чая с печенюшкой, а Вы спокойно полежите два часа. Так положено. Вы же сами знаете, что приказы и положения не обсуждают.

- Да, за чай с печенькой, я согласен, – улыбнулся Денис.

Стою в ординаторской наливаю чай.

Слышу голос любимого заведующего.

- Ксения Константиновна, будьте любезны, подойдите.

Ой, мама, сразу думаю, где я накосячила на “будьте любезны”?

Бросила чай, подлетела к Илье Ильичу.

- Ты что совсем, прости меня, дура, ты разучилась наркозы проводить!

- Что Вы на меня орете, так пугаете, Вы на истории посмотрите, где он служит? Он уже проснулся, на каталке сидит, ногами болтает, чай у меня выклянчил.

Илья Ильич подскочил, пошел в палату.

- Ну, ты даешь, – сказал он, когда вернулся.

Я отнесла Денису чай.

- А знаешь, я тебя кое-чему научил.

- Наркозы проводить или чай мужикам носить?

- И то и другое.

Примерно через год, Денис снова попал в травматологию, а Петр снова его лечил.


Рецензии