Трудное детство, суровая юность

(Фото автора)

…Всё село собралось на похороны Дарьи - молодой, красивой женщины. Горько вздыхали бабы, бросая сочувственные взгляды в сторону её мужа - Стефана, согнувшегося от горя. - Какая незавидная доля выпала мужику, - шептались односельчане, - семерых детей одному поднимать на ноги в голодные годы.

Тут в толпе к рыдающей Ефимии - родной сестре Дарьи - подошла «сердобольная» потомственная колдунья из соседнего села и прошептала на ухо: «Давай, Фимка, примем грех на душу, пожалеем вдовца, не прокормить ему всех. Обнесу младшеньких вокруг гроба матери три раза, на третьи сутки они и лягут к ней под бочок». Она имела в виду полуторагодовалого Саньку и четырёхлетнюю Полюшку.

Жалостливо взглянув на малышей, Ефимия взмахнула руками: «Уходи, уходи прочь, старая ведьма…»

…Несладко жилось ребятишкам в бедняцкой семье без мамки. Рано покинули отцовскую избу в поисках пропитания старшие, а Поля вместо учёбы в школе подалась к чужим людям в няньки. За парту девочка впервые села только в девять лет. А когда ей исполнилось шестнадцать, грянула Великая Отечественная война. Ушёл на фронт один из трёх братьев Егор, Василия, вместе с Воронежским авиационным заводом, где он трудился, эвакуировали в Куйбышев. А Полину с подругами ожидало рытьё окопов в районе Каширского и Бирючей.

Частые метели осложняли работу. Продрогшие и промокшие возвращались все на ночлег. Скуднее всех была одежда и обувь у Полины. Скоро совсем вышли из строя её валенки. Положила их Поля просушить на печку, а утром стала надевать - подошва так и отвалилась. Девушка - к начальнику, чтобы отпустил её на денёк валенки подлатать, а тот ни в какую, мол рабочих рук и так не хватает, соломки подложи пока, а там видно будет.

Но как говорится, мир не без добрых людей. На построении, когда назвали её фамилию, один лейтенант удивился: «Да ты не сестра ли будешь нашему солдату Саввину?» Загорелось всё внутри у девочки - неужто и впрямь Егорка? Но нет, то был не он, просто однофамилец, который отнёсся к Полине, словно брат родной. Туго обвязал он своими обмотками ноги девушки, уговорил старшого отпустить её на сутки домой, а сам вместо неё вызвался копать траншею. Перед дорогой предупредил Полю: «Поспешай, по радио передали непогоду».

От Бирючей до родного Мосальского путь лежал полями да оврагами. Чуть ли не бегом помчалась бойкая девчонка по санной колее. Вот уже вдали послышался лай дворовых собак, как вдруг поднялся невиданной силы ветер, повалил такой тяжёлый густой снег, что Поля потеряла ориентир. С одной ноги слетела обмотка. Напоровшись на что-то острое, девушка поранила оголившуюся щиколотку. Хотела остановить кровь платком с головы, но ветер выхватил его из рук. Поля за ним, а куда там… Ноги не слушались, ресницы заледенели, волосы забило снегом, холод пробирал до костей. Ещё чуть-чуть и она упала в сугроб с одной мыслью - дальше идти не могу. Набрав в грудь воздуха, она из последних сил закричала: «Спасите!»
Её отчаянный зов уловили доярки, находившиеся на околице села, где стояла ферма. Они и нашли Полину, отогрели, приодели, довели до дома.

А уже назавтра она вернулась на строительство оборонительных сооружений. В более-менее подходящих мужицких валенках, которые ей подарил соседский старичок.

Всю войну без просвета работала Поля Саввина: копала окопы, чистила от снега аэродром в Левой Россоши, сооружала запасное лётное поле за посёлком Степной, пахала на быках пашню, в уборочную страду отвозила на коровах зерно в Колодезянский хлебоприёмный пункт. А незадолго до весны сорок пятого ей поручили доставлять односельчанам почту.

До сего дня бабушка Поля не может забыть скорбь людей, которым ей приходилось вручать похоронки на их близких. За неделю три извещения пришло тётке Доньке. Троих сыновей отобрала у неё нещадная война. Не перенесла она этой утраты, ушла в мир иной следом за сынами.

-Ну как такое вычеркнуть из памяти,- тяжело вздыхает баба Поля. Как гляну на имена братьев Бакутиных, следующих одно за другим на мемориальных плитах местного памятника, так сразу встаёт перед глазами их безутешная мать, нестареющие лица парней. Ведь всех их я хорошо знала…

В сорок восьмом Полина по большой взаимной любви вышла замуж за здешнего парня Степана Куприна. Через год на свет появились их очаровательные крохотные близняшки, а спустя тройку лет у Поли со Степаном родилась ещё одна дочка.

Отлаженным чередом, в заботах и радостях протекали будни и праздники семейства Куприных. Полина Стефановна много лет возглавляла свекловичное звено. За добросовестный труд её неоднократно награждали ценными подарками, была ударницей девятой пятилетки.

Заслуженным колхозником, ветераном труда был бригадир - полевод Степан Павлович Куприн, уважаемый всеми человек, которого не стало два года назад.

Постоянно зовут бабушку Полю дочери к себе в город. Но, несмотря на слабое здоровье, она не покидает свой дом, где рядом с милым ей человеком она провела без малого 55 счастливых лет.
----------
Апрель 2005 год, с. Мосальское.


Рецензии
Каждый раз с замиранием сердца читаю Ваши биографические очерки, дорогая Ниночка, и не устаю изумляться мужеству и стойкости Ваших героев. Сколько тягот свалилось на их неокрепшие плечи, и все вынесли, вытерпели, воспитали прекрасных детей. Низкий им поклон.
Спасибо Вам за замечательный рассказ о бабушке Полине и ее родных. Такая судьба никого не оставит равнодушным.
Светлого декабря и неиссякаемого вдохновения!

Александра Немтина   07.12.2022 08:43     Заявить о нарушении
Милая Сашенька, для меня то поколение святое!
Огромное спасибо Вам, что находите время для знакомства с моими земляками.
С благодарным поклоном,

Нина Пигарева   07.12.2022 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.