Ч. 7 Жизнь номер 2. Командиры

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/07/26/1772

Каждый преподаватель знает, что классы  и потоки всегда бывают разные. В одних работается легко, в других - с трудом. Однажды мой друг, бывший сослуживец, спросил меня, когда я работал на пенсии преподавателем: «Володя, как ты можешь изо дня в день объяснять одно и то же?»

Не помню, что ответил, но не стал объяснять, потому что меня может понять только преподаватель, что, когда ты входишь в аудиторию или в класс, чтобы объяснять материал, который излагал до этого другим слушателям, то делаешь это совершенно иначе, учитывая контингент, интеллект слушателей, их настрой.

Каждый класс – это случайная выборка людей, бывает, совпадающих во взглядах, отношению друг к другу, а бывает - и нет. Здесь многое зависит от воспитателей. Главным воспитателем у нас был командир роты капитан 3 ранга И., Герой Советского Союза. Одно это внушало уважение.

Не скажу, чтобы наш курс был очень дружным, слишком разные люди в нём собрались, и сплочение коллектива во многом зависело от нашего командира. Воспитателем он был довольно своеобразным. Героя Советского Союза ему присвоили за форсирование Днепра.

Известно, что первым командирам и бойцам, которые переправились на правый берег Днепра, присваивали звание Героя Советского Союза, и это было заслуженно, потому что уцелеть в том страшном сражении было чудом. Наш командир воевал в морской пехоте, был старшиной.

Там была какая-то история, связанная с его награждением, будто кто-то из тех, кто с ним воевал, написал, что он, будучи старшиной роты, вписал  себя в список для награждения.   Я считал, что, независимо ни от чего, он заслуживал глубокого уважения, потому что воевал и был ранен.

В 1944 году его направили в училище им. Фрунзе. Он его окончил через четыре года, после чего оказался в нашем училище.

Однажды я невольно стал свидетелем его перепалки с заместителем начальника факультета капитаном 2 ранга К.

Тот  упрекал И. в невыполнении его обязанностей, на что наш командир ответствовал, что если бы он выполнял свои обязанности, то не К. бы командовал им, а он командовал бы К.

Тут капитан 2 ранга обратил внимание на меня, стоявшего с тряпкой и шваброй в руке, и сказал, чтобы я пришёл делать уборку в помещении командира роты через пятнадцать минут.

Через 15 минут в помещении никого не было, наверное, выяснение отношений они перенесли в кабинет начальника факультета, а я приступил к уборке. Видимо, накал страстей стал таким, что командир роты забыл закрыть какой-то журнал на столе, не убрал его в сейф.

Я с удивлением увидел распечатанный конверт с моим письмом, которое написал школьной подруге, жившей тогда с родителями на Дальнем Востоке. Увидел свою фамилию в раскрытом журнале и был просто потрясён.

Оказывается, на каждого из нас в журнале был раздел, в котором командир роты (почерк у него был отличный) записывал, кто и кому пишет письма, а также некоторые пометки из содержания писем.

Я сразу сообразил. Дело в том, что мы посылали письма без марки, вместо этого на конверте ставился штамп «воинское, бесплатно». Письма мы клали на столик дневального, а потом дежурный относил их командиру роты, а тот передавал на почту.

Я не стал рассматривать журнал, отошёл от стола, и очень правильно сделал, потому что дверь внезапно распахнулась, и появился командир роты. Наверное, он вспомнил о письмах и журнале. Он внимательно посмотрел на меня: я с усердием возил шваброй в дальнем углу от стола.

«Вы закончили?» - спросил он – «Нет, ещё столы не протирал», – ответил я, глядя на него ясными очами. Он успокоился: «Сегодня не надо. Возвращайтесь в роту».- «Есть!» - ответил я и отправился на четвёртый этаж, где мы жили.

Нас, кстати, убеждали посылать письма из училища. Я понял, какой это был кладезь сведений о каждом из нас и для особого отдела, и для командира роты. Больше я никогда и никому не посылал писем из училища.

Затем, на третьем курсе, у нас появился новый командир роты, капитан со средним техническим образованием, не пользовавшийся никаким уважением, не очень грамотный. В ротном помещении было два выхода, главный и запасной.

Капитан составил расписание по пожарной тревоге, в котором были расписаны обязанности каждого из нас. В том числе было написано: «Ответственный за задний проход курсант С-юк». Беднягу до дня выпуска звали «ответственным за задний проход».

Не знаю, кто был инициатором и не помню за что, но командир роты получил кличку  «Каштанка». Он об этом знал, поэтому всегда злился, когда в день рождения Чехова выпускали стенную газету, в которой писали одно и то же: «Его знаменитую «Каштанку» знает весь мир».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/07/28/1330


Рецензии
Здравствуйте Владимир!
Вспомнил армию своего командира капитан ... а фамилию уже забыл Из Белоруссии он был А часть наша была в Алма- Ате....
Всего доброго вам Владимир!
С уважение

Владимир Деменин   20.09.2023 11:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, тёзка!
Спасибо, что не забываете.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.09.2023 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.