Ч. 7 Жизнь номер 2. Командиры

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/07/26/1772

Каждый преподаватель знает, что классы  и потоки всегда бывают разные. В одних работается легко, в других - с трудом. Однажды мой друг, бывший сослуживец, спросил меня, когда я работал на пенсии преподавателем: «Володя, как ты можешь изо дня в день объяснять одно и то же?»

Не помню, что ответил, но не стал объяснять, потому что меня может понять только преподаватель, что, когда ты входишь в аудиторию или в класс, чтобы объяснять материал, который излагал до этого другим слушателям, то делаешь это совершенно иначе, учитывая контингент, интеллект слушателей, их настрой.

Каждый класс – это случайная выборка людей, бывает, совпадающих во взглядах, отношению друг к другу, а бывает - и нет. Здесь многое зависит от воспитателей. Главным воспитателем у нас был командир роты капитан 3 ранга И., Герой Советского Союза. Одно это внушало уважение.

Не скажу, чтобы наш курс был очень дружным, слишком разные люди в нём собрались, и сплочение коллектива во многом зависело от нашего командира. Воспитателем он был довольно своеобразным. Героя Советского Союза ему присвоили за форсирование Днепра.

Известно, что первым командирам и бойцам, которые переправились на правый берег Днепра, присваивали звание Героя Советского Союза, и это было заслуженно, потому что уцелеть в том страшном сражении было чудом. Наш командир воевал в морской пехоте, был старшиной.

Там была какая-то история, связанная с его награждением, будто кто-то из тех, кто с ним воевал, написал, что он, будучи старшиной роты, вписал  себя в список для награждения.   Я считал, что, независимо ни от чего, он заслуживал глубокого уважения, потому что воевал и был ранен.

В 1944 году его направили в училище им. Фрунзе. Он его окончил через четыре года, после чего оказался в нашем училище.

Однажды я невольно стал свидетелем его перепалки с заместителем начальника факультета капитаном 2 ранга К.

Тот  упрекал И. в невыполнении его обязанностей, на что наш командир ответствовал, что если бы он выполнял свои обязанности, то не К. бы командовал им, а он командовал бы К.

Тут капитан 2 ранга обратил внимание на меня, стоявшего с тряпкой и шваброй в руке, и сказал, чтобы я пришёл делать уборку в помещении командира роты через пятнадцать минут.

Через 15 минут в помещении никого не было, наверное, выяснение отношений они перенесли в кабинет начальника факультета, а я приступил к уборке. Видимо, накал страстей стал таким, что командир роты забыл закрыть какой-то журнал на столе, не убрал его в сейф.

Я с удивлением увидел распечатанный конверт с моим письмом, которое написал школьной подруге, жившей тогда с родителями на Дальнем Востоке. Увидел свою фамилию в раскрытом журнале и был просто потрясён.

Оказывается, на каждого из нас в журнале был раздел, в котором командир роты (почерк у него был отличный) записывал, кто и кому пишет письма, а также некоторые пометки из содержания писем.

Я сразу сообразил. Дело в том, что мы посылали письма без марки, вместо этого на конверте ставился штамп «воинское, бесплатно». Письма мы клали на столик дневального, а потом дежурный относил их командиру роты, а тот передавал на почту.

Я не стал рассматривать журнал, отошёл от стола, и очень правильно сделал, потому что дверь внезапно распахнулась, и появился командир роты. Наверное, он вспомнил о письмах и журнале. Он внимательно посмотрел на меня: я с усердием возил шваброй в дальнем углу от стола.

«Вы закончили?» - спросил он – «Нет, ещё столы не протирал», – ответил я, глядя на него ясными очами. Он успокоился: «Сегодня не надо. Возвращайтесь в роту».- «Есть!» - ответил я и отправился на четвёртый этаж, где мы жили.

Нас, кстати, убеждали посылать письма из училища. Я понял, какой это был кладезь сведений о каждом из нас и для особого отдела, и для командира роты. Больше я никогда и никому не посылал писем из училища.

Затем, на третьем курсе, у нас появился новый командир роты, капитан со средним техническим образованием, не пользовавшийся никаким уважением, не очень грамотный. В ротном помещении было два выхода, главный и запасной.

Капитан составил расписание по пожарной тревоге, в котором были расписаны обязанности каждого из нас. В том числе было написано: «Ответственный за задний проход курсант С-юк». Беднягу до дня выпуска звали «ответственным за задний проход».

Не знаю, кто был инициатором и не помню за что, но командир роты получил кличку  «Каштанка». Он об этом знал, поэтому всегда злился, когда в день рождения Чехова выпускали стенную газету, в которой писали одно и то же: «Его знаменитую «Каштанку» знает весь мир».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/07/28/1330


Рецензии
Владимир, здравствуйте!

Да, это обычная практика. И нечего удивляться. Много знаю историй с "плюсом" по этой же теме. Но, сами понимаете. Неэфирный материал.

Я пишу письма. Просто пишу так, чтобы потом не было прецендентов. Думаю, что пишу. Могу написать любовное письмо. На вид. Совсем нелюбимому мужчине. Если надо.

Слава богу, не надо.

Вас очень интересно читать! Спасибо!

Женя Портер   10.04.2025 18:20     Заявить о нарушении
Как Вы понимаете, писал правду.
Спасибо за отклик.

Владимир Врубель   10.04.2025 19:38   Заявить о нарушении
Разумеется, понимаю.
Судьба Человека - большого стоит.

Женя Портер   10.04.2025 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.