ни Сном, ни Духом-фрагмент диалога
"Когда разрушены основания, что сделает праведник?" (пс.10:3)
-Человечество,как "неуправляемая реакция",запущенная Богом.
Вот и весь вывод,вершина "айсберга".Дальше,лишь развитие и попытка объяснить самому себе,как
этот вывод случился.Стоит оттолкнуться от безусловной веры и абсолютно собачьей преданности религиозным идеалам.
Вообще,старая религия это как смотреть старые фильмы,которые прежде были актуальным вызовом,смелым откликом на
происходящие события,острым конфликтом,не оставляющим никого равнодушным.А теперь,это просто приятные воспоминания,
ностальгия,средство удобно провести время,но не более.Так и "вера" или "религиозные убеждения",или "традиция",
как это ни назови.Прежде,"религия" утверждалась тем,что являла "передний край" жизни и определяла её "тональность",
ставила вопросы и формировала ответы,объясняла мироустройство,назначение отношений и многое другое.
Она была вместе с обществом,участвуя в его истории и разделяя его судьбу,зачастую противоречиво и не верно,
но никогда не отдельно.Её характеризовал "поиск".
Но времена меняются,и вот она стала отставать,всё больше и больше отдаляясь от происходящего.
Её "рецепты и советы" больше не способны отвечать на вызовы современности,а в чём-то она просто и не готова к этому.
Поэтому и отводится ей роль "старого фильма",который по доброму смотришь очередной раз,давно зная всё наизусть,но
пользуясь возможностью забыться на 2 часа,как в кабинете психологической разгрузки.
Так забегают к старикам на несколько минут,чтобы "пожелать здоровья",делая вид и играя роль.А они то же
участвуют зная,что сами давно ни на что не влияют.Как долго это может продолжаться?-У каждого,по-разному.
Но дальше у тебя своя жизнь,с которой ты,по-большому счёту,"один на один",а у неё,у "религии",своя история.
Это есть неслитое житие,если только,это не "профессия".
-Да,но почему,"старая"?
-А как часто,затрагивая какие-то вопросы приходится слышать:
"Только не трогайте этого.Только не касайтесь того.Только не спрашивайте о том".Это и есть удостоверение старости.
Поэтому религия отстаёт всё больше от Жизни,не успевая за тем,что действительно увлекает Человека.
Когда появился этот страх борьбы,это "старое" стремление к тому,чтобы всё оставалось неизменно,"как раньше"?
Те,отчаянные реформаторы веры,борцы за власть Духа,не боялись бросаться навстречу,принимая любой вызов.
Это покоряло,увлекало и двигало вперёд.
Но вот сегодня это подлое стремление "не нарушить равновесие",откуда оно?
Как оно передаётся сегодняшним,молодым "носителям веры"?
-Так,вглядываясь в бездну,не держась ни за что,доверившись падению,придёшь к "неуправляемой реакции".
Расщеплённый атом произвёл двойное применение-уничтожение и созидание.
Любая "истина" или "убеждение",соответственно,может иметь такой итог.
-И что,избегать,не трогать или всё-таки попытаться "взять за хвост"?
И где предел "расщепления"? До каких пор стоит задавать вопросы,"что дальше?",до какой степени изменять границы?
И кто решает,с какого момента "мехи" становятся "ветхими,а "вино" перестаёт быть "новым"?
Страх нового в религии мешает ей идти вперёд и вернуть утраченные позиции.
Боязнь новых выводов отбрасывает её всё дальше,но не так в науке.
Открытость,поиск,жажда истины,помноженные на самоотверженность и энтузиазм исследователей,приводят к ошеломительным
результатам,продвигающим человечество вперёд.Это те же самые характеристики,которыми прежде обладала религия.
Теперь же,только желание удержать свои позиции,причём за "закрытыми окнами".
-И всё таки временами и в религии возникают "новые" попытки всё исправить,наладить связь,"оседлать" этот век.
-Но это всё те же попытки взять "реакцию" под контроль.
Можно поддержать падающее дерево,подставив "плечо",но как "помочь" ему,
когда оно просто сбрасывает листву? Тебе остаётся только наблюдать,чем это всё закончится.
Конечно речь не о сезонных временах.Листва начала осыпаться из-за оголения корней.
Активное желание разобраться и ответить на вопрос:"а что внутри?"
приводит к "копанию,оголяющему корни" и производящему необратимые изменения.
-Что делать? И правильнее было бы не трогать "корней",не задаваться фундаментальными,"коренными", вопросами
а оградить себя "верой отцов"? Силой воли пресечь всё,посчитав это "происками лукавого" или ещё чем-то назвав,
и не задаваться никакими поисками,а жить своей частной жизнью,предоставив "дереву зеленеть".
Ведь живут же люди не интересуясь,что у них под ногами,не задумываясь над традицией,что досталась им по-наследству.
-Смелость и честность,определяют направление.А можно использовать страх и ложь для движения в иную сторону.
Философия,как и вообще наука,здесь честнее в том,что она делает попытку обьяснить мир,строит модели мироустройства,
постигает законы,но не утверждает,что именно так всё и есть,"раз и на всегда".Не боится ошибаться и признавать ошибки.
Тогда,как религия,наоборот,утверждает,что именно так всё обстоит,как она провозглашает.
Как она говорит,так всё неизменно устроено и происходит,а думать иначе-тяжкое преступление.
В то время,как это всего лишь её домыслы и представления,не больше.И нет никакого
"откровения свыше",а есть лишь описание и истолкования определённых событий и явлений,и попытка этому следовать
успешно или нет,современно или нет,но практиковать.
Есть попытка своё понимание навязать остальным,приспособив его под изменения в мире.
Или переделать окружающих в соответствии со своим пониманием происходящего,и всё это подкрепить "Высшим Авторитетом",
по-другому,"Откровением".
-У откровения,если оно есть,должна быть одна цель,один путь.
Последовательный или параллельный,но один и уж тем более никак не "взаимоистребляющий".
Оно должно стремиться привести всё к выражению гармонии,а не хаоса.
Разве,что только Тот,кто "даёт откровения",Сам ничего до конца не знает, а "учится",на ходу корректируя Свой план.
Проще признать,что здесь всё та же "система координат",что и в науке,только со своими "неизвестными" и "производными".
И без категоричной нетерпимости к "инакомыслию".
-Бог задумал человека и дал ему Жизнь.Но вот беда.Дав ему свободную волю,Он потерял над ним контроль.
Век от века ситуация становится всё более неуправляемой.Всё,что мы видим в истории,это попытки с Его стороны
придать какой-то вектор этому развивающемуся процессу.
Но человек,это "неуправляемая реакция".Поэтому можно или уничтожить его или "махнуть рукой",что будет-то будет.
В Библии и видны многочисленные попытки Автора вмешаться и поправить процесс.И лично и опосредованно.
И уничтожение,(как всеобщее,так и частичное) и просвещение,всё тщетно.
Даже попытка выбрать отдельную часть людей и что-то обрести среди них не помогает.
Получающийся результат всё так же далёк от желаемого замысла.И это говорит не о слабости Создателя,а о нашем выборе.
Выборе безумном,обусловленном "сиюминутной выгодой",желанием "здесь и сейчас",
"после нас хоть потоп","жизнь коротка" и прочей "повесткой дня".
"Сколько раз Я хотел вас собрать,но вы не захотели",горестно изрёк Он однажды,признавая,что
Человеческая совокупная воля превозмогает Его,Божью волю.
"Неуправляемая реакция" отказывается от "внешнего обуздания".
Конечно Он будет пробовать ещё,стараться,но скорее всего особо не преуспеет если не предпримет что-либо радикальное,
от чего Он всячески пока воздерживается.Мы всё-таки можем видеть какие-то выводы,поскольку уже далеко в истории.
-Чтобы увидеть больше,надо либо пройти дальше,либо подняться выше. И то и другое требует усилий.
Это,как Магеллан,ищущий проход.Только вот он через неведомое хотел достичь уже известного,а ты,наоборот?
И куда приведёт этот выход? Проход к чему укажет? Вёрсты бесплодия и часы отчаяния,вся эта "Патагония" ради чего?
Что доказывает? Кого и в чём убеждает?
-Например,идея о трансцендентном,бесконечно удалённом Боге,сотворившем и предоставившем нас самим себе,
противоречит Христианскому учению,где "Бог есть любовь".Ведь Любовь требует близости.
Наблюдение "на расстоянии",это не любовь,что ни говори.
Даже если добавить,как учат,что Он всё же "незримо присутствует",это ничего не добавляет.
Быть рядом и безучастно созерцать происходящее,это ли не более жестоко,чем быть в удалении.
-Да,"всемогущий наблюдатель",становящийся "активным участником" трагических событий,это уже есть в литературе.
-Или вот ещё.Христиане любят повторять "великое пророчество",изречённое Иисусом-"Я построю Мою церковь".
Прекрасно.Наконец-то появится,что-то чего ещё не было.Чего не получилось со всем человечеством,что не удалось с
избранными детьми Авраама,теперь будет достигнуто с "особой группой людей",названных,"Моя церковь"(здесь,"собрание").
То есть,на земле появится особое "собрание",среди прочих уже существующих собраний,которое будет обладать чем-то,
что Он может именовать "Моё".Что-то совершенно отличное,особое,чего до этого не было.
Хорошо,понятен энтузиазм последователей первых веков этой эры,у них ещё всё было впереди.
Но посмотри,что есть в сегодняшней "церкви",чего нет в других сообществах?
Высокий уровень нравственности,благосостояния или единства, или что-то "сверх",что?
Всё то же самое,что и везде,кроме "учения", о котором они сами спорят по сей день между собой.
Разве то,что есть сейчас это действительно то,что Он мечтал "построить"? Место,где в итоге Ему самому,"нет
места"(как сказано о последней церкви Лаодикии).Это исполнение "пророчества" или его "провал"?
То же самое лицемерие,грех,пороки,ссоры,что и повсюду.Что "построено"?
Сам Он смог только "забить сваи"-призвать 12 апостолов и связать
их фундаментом "нагорной проповеди".И всё.Дальше,обещано,"Придёт Дух"и продолжит.Пришёл,и что же видим?
2000 лет истории,достаточно,чтобы подвести "промежуточный итог".То же,что и везде.
Новые надежды на новые перемены и новое горение,это было всегда и здесь нет ничего нового.
Понятен огонь проповедающих и пишущих Послания,покоряет стремление "пионеров-революционеров"
осуществить "мечту человечества",достойны восхищения жертвы своих убеждений.
Но всё это уже было и "нет ничего нового под Солнцем".
Приходит горящий реформатор,делает самые радикальные заявления и начинается "кипение".Но ровно на 2-3 поколения.
Затем,всё "переопыляется",деградирует и затихает.Всё та же "неуправляемая реакция".
Всё та же неудача,стоит признать,сверив "чертёж" с получившейся "постройкой".
Остаётся оставить всё как есть и наблюдать,чем это всё завершится или уничтожить,что уже случалось.
Как Книги описывают.А вклад в цивилизацию и отдельные примеры высот духа,здесь не доказывают ничего.
Это всё есть и в других традициях,других эпох.
-"Ворота ада" одолевают всё?
-И прежде всего не физическим истреблением противниками друг друга,а всё той же инертностью,самодовольством,
жадностью,слабостью,грехом и всеми пороками,что есть в каждом человеке в любом сообществе,любой части Земли.
Это та "ржавчина","коррозия",с которой может сражаться только коллективно,взаимно,сам человек.
Не противостоя друг другу,но помогая и вдохновляя.Как говорит Библия,"Железо железо острит".
Не полагаясь на принадлежность к какой-то "избранной группе",и уж тем более не "кичась"этим,
а признавая,что "управлять этой реакцией" можем только мы,сами люди,
изнутри этого процесса,называемого Жизнь.
Свидетельство о публикации №219072800151