Майор Каретников

    Ранним  утром  1  сентября 1975  года  автобус, скрипнув  тормозами,   остановился  возле стеллы, это  был  указатель с  надписью «Поселок «Луч».  Здесь  в  поселке   находилась  экспериментальная   станция загоризонтной радиолокации «Дуга» под прикрытием союзного  радиоцентра дальней связи  № 5. Она была передающей станцией. А приемная станция находилась в трех километрах от передатчика в поселке «Калиновка» под Николаевом. Мне предстояло работать на этой радиолокационной станции. Я зашел в офицерскую гостиницу, бросил вещи  и пошел по  дороге, ведущей  к основной станции. Жилой городок и  дома офицерского состава находились в трех километрах  от радиопередатчиков. Перед  ними в  пятистах  метрах была расположена, так называемая, станция «Опорных траекторий»,  назначение  которой   прогнозировать  прохождение  радиоволн  в атмосфере  и  корректировать  работу   основной  станции. Станция «Опорных траекторий» была обнесена сплошным деревянным забором высотой где-то метра три, чтобы ничего не было видно. Предъявив часовому свои  документы, я зашел на территорию. Первое, что мне  бросилось в  глаза, – это  голый  по  пояс человек  с  косой  в руках   и  солдатики,  ворошившие  сено. Я   был  очень  удивлен,  все-таки,   военный  объект,  и  спросил  у   часового:  « Кто  такой?»  Тот  ответил:  «А  это  начальник  станции «Опорных траекторий»  майор Каретников,  кавалер  ордена  Красного  Знамени  и  американской  медали  «За храбрость».  Я  снова  удивился:  причем  здесь  американская  медаль «За храбрость»? Со временем я  узнал подробности. Майор  Каретников –  летчик в прошлом и почти на  пенсии, а во  время  войны  между Соединенными Штатами  и  Вьетнамом  был  советником и  обучал вьетнамских летчиков летать на современных тогда самолетах типа «Миг». Вьетнамцы жили в специальном учебном центре и питались как  советские  летчики, что   было  для  них  в  то  время  роскошью. Потому что  во  время войны люди  во Вьетнаме не  доедали. У  них был клич, как  у нас когда-то во время Великой Отечественной войны : «Все -  для фронта, все – для победы!»  В  один  прекрасный  день  летает  майор Каретников с  вьетнамцем, сделали  они  какие-то развороты  и повороты, выполнили  задание – все  как  положено. Вдруг Каретников увидел, как  какая-то тень как черточка мигнула над джунглями, а вьетнамец ему  говорит: «Это не наши». Майор  быстро нажал на  кнопку радиолокационного запросчика  «Свой-чужой». На  экране индикатора   кругового обзора  ответа  о том, что это  свой, не высветилось. И  летчик  машинально скинул колпачок с ручки  управления, нажал «пуск»  и ракета  ушла  в  сторону, наобум. Потому  что, ну  больно, далеко  было. Сделали они разворот и сели. Через некоторое время радиоразведка доносит: « Со сбитого американского  самолета  летчик   успел  катапультироваться». Была  даже организована  целая спасательная операция. Америкосы на вертолетах искали своего летчика, вытащили его из джунглей и привезли на базу. Привезли и привезли,  жизнь идет своим  чередом. Через пару дней Каретников снова поднимается в небо с вьетнамским летчиком. Тут  откуда  ни возьмись, налетают  с  разных   сторон  американские истребители «фантомы», и  кто-то на чистом русском  языке говорит: «Майор  Каретников,  ты  зажат  в  клещи  и   следуй  за  нами».  Как нормальный  летчик, правильно  оценивший обстановку, он  говорит вьетнамцу: «Летим туда, куда   нам  приказывают». Прилетели, посадили   самолет  на  американский  аэродром,  который  представлял собой просто вырубленный кусок  в  джунглях. А взлетная полоса не такая чтоб там накидали чуть-чуть бетона или асфальта, а сделанная по   всем  правилам   инженерно-строительного искусства.  Взлетная полоса,  рядом  жилой  городок  для   летчиков,  магазинчики, бары, чуть  ли  не  бордели. Каретников, когда   выпрыгивал   из  самолета, лестницу гады не подали, подвернул ногу. Вьетнамца куда-то увели,  больше майор его не видел. Наверно, отправили в  лагерь для военнопленных.  А самого Каретникова сразу же доставили к начальнику американского аэродрома. Тот через переводчика обрисовал ситуацию: здесь у   них только взлетная полоса  и домики  для летчиков, а  вокруг джунгли и болота, сообщение с миром только вертолетами, так что бежать некуда. Поэтому они  к нему даже не приставляют охрану. Но на ночь  часовой все-таки приходил  и спал   под  дверью   на  крылечке  домика,  где  поместили  майора. Но немного  не  рассчитали  пиндосы   американские. Когда  через  три-четыре  дня  с   ногой  стало  лучше,  Каретников  ночью  табуреткой приложился  к   часовому, связал, заткнул  рот, забрал  автомат, взял немного продуктов, которые  припас  заранее, и  рванул  в   джунгли. Он  потом  вспоминал:  «На  мое  счастье, наткнулся  на  вьетнамских партизан,  которые на  коромыслах  несли  продукты своим  на  воюющую территорию». Сначала они взяли его в  плен, но когда узнали, что  это  советский летчик, попавший  к   американцам, Каретникова переправили  через  все  эти   джунгли  и  болота  на  дружественную территорию....Летчик отхлебнул из стакана глоток  сорокаградусного согревающего, затянулся дымом сигареты и продолжил: «Самое тяжелое и страшное в этой истории, когда меня на  лодке, - рассказывает  майор, - везли  через  болота. Ночь.  Двигались только ночью. Луна. Что-то  булькает  из  глубины болота. В темноте  какие-то то ли  буйволы, то ли  носороги выныривают и  фыркают, поднимая  волны  рядом  с   лодкой, а  вьетнамская  лодка  почти плоская, с низкой посадкой. Когда мы садились в лодку, вьетнамский проводник  знаками  показал: руку  наклонил  влево, руку   наклонил вправо, сложил  их  крестом, что означало, если  будешь раскачивать лодку, все  утонем». Спустя  какое-то  время  Каретникова доставили на большую  землю, потом  отправили в Советский Союз. А потом по дипломатическим  каналам  майору  Каретникову передали американскую  медаль «За храбрость». До пенсии оставался  уже мизер, и его отправили  в  поселок «Луч», выделили  кусок  земли, построили  ему  дом. Каретников закопал по периметру забора на глубину до  двух  метров бетонные  плиты  и  говорит: «Всю жизнь мечтал разводить  кроликов и  чтобы жили они  не в  клетках, а на свободе под открытым небом». Поэтому, закопав  эти  плиты, он  сделал еще одну ограду  для  своего  участка под землей. «Все бы ничего, но много жрут подлюки. Каждую неделю  нужно  чуть  ли  не   машину  травы  завозить и  еще  другие овощи», - жалуется Каретников. Вот такая встреча с таким человеком, и гордость за наших



               


Рецензии