Военные корабли на Амуре

Сегодня праздник военных моряков.  К ним относятся и моряки, которые несли свою службу на реках. В свое время было несколько военных флотилий – Амурская, Дунайская, Днепровская, Пинская.  Сегодня я хочу немного рассказать о военных частях, которые относились к военно-морскому флоту и базировались на Амуре. Вот что можно прочитать об этом  в Интернете.

Амурская военная флотилия — формирование военно-морского флота Российской империи, СССР, России. Создавалась и расформировывалась несколько раз. Участвовала в боевых действиях Гражданской, Русско-японской и Второй мировой войнах.


Первое формирование

Русские землепроходцы впервые появились на Амуре в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань с коренного населения. И только в середине XIX века, вследствие продуктивной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на одних из самых дальних регионах России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И.Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).

Весна 1852 года ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н.Н.Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. На караване судов перевозилось большое количество материалов, инструментов, боезапас и запас продовольствия на два года. С этой экспедиции началось массовое освоение Дальнего Востока. В 1854 году второй караван доставил сотню лошадей и всевозможные запасы на два года вперед.

Весной 1857 года переселение казаков стало намного интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду два парохода Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре насчитывалось уже 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число населения обоих полов составило 1850 человек, но уже в 1858 году возросло до 2350, а станиц - до 32. Тогда же сформировался конный полк и переселение пеших казаков в станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).

С 1857 по 1863 г. флотилия из пароходов и барж на реке Амур приобрела значительные размеры. Основное занятие - хозяйственные перевозки. Фундамент флотилии составляли пароходы Военного ведомства, большая часть которых при необходимости могла оснащаться вооружением и использоваться в качестве вспомогательных крейсеров. В 1878 году к устью реки Амур по железной дороге были привезены миноноски, позже вошедшие в состав Сибирской флотилии.

Стремление создать Амурскую речную флотилию впервые появилось в 1885 году, но из-за экономических соображений решение не свершилось. В 1897 году, несмотря ни на что, начала свою деятельность немногочисленная Амуро-Уссурийская казачья флотилия. На ряду с этим пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии, а также Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого начальник Владивостокского порта выделил 10 — 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 — 47-мм орудий Hotchkiss. В 1900 году создание речной флотилии рассматривалось в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.


Русско-японская война

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. срочная потребность обороны реки возросла, так как Китайско-Восточная железная дорога (далее для удобства будет использоваться аббревиатура КВЖД) не справлялась с перевозкой необходимых грузов и большая часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна. Из-за неподготовленности канонерских лодок, строившихся в Сормово, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, поспешно снабдить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру.
Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.

После окончания неудачной для Российской империи войны (В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях.) значение развития путей сообщения Амурского бассейна, как единственной на Дальнем Востоке линии сообщения, возросло до небывалых масштабов.

Специально для развития этого региона на верфях были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты низовьев Амура. Но из-за чрезмерного веса осадка судов оказалась слишком велика для рек, и их было решено оставить на Балтике. Но взамен их, в Сормово были заложены восемь более мощных башенных канонерских лодок типа «Шквал». Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык». Приказом Морского ведомства от 28 ноября 1908 была сформирована Амурская речная флотилия.
Базой флотилии был назначен город Хабаровск. К лету 1910 года корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью.

Монитор типа «Шквал» был заложен 14 августа 1907 года на Балтийском заводе Санкт-Петербурга как бронированная речная канонерская лодка под именем «Вьюга». Корабль был частями перевезён на Дальний Восток, где был собран и 29 июня 1909 года в посёлке Кокуй на реке Шилка спущен на воду. Монитор имел весьма солидное вооружение:
• Артиллерийская установка главного калибра: 1-152/50 — 4 штуки, боекомплект: 600 и 200 в перегруз.
• Артиллерийская установка зенитного калибра ближнего боя: 1-37 70-К — 2 штуки, боекомплект 3000 и 200 в кранцах.
• Зенитные пулемёты: 2 12,7-мм ДК, 2 12,7-мм ДШК.

14 сентября 1910 года корабль вошёл в состав Амурской военной флотилии. 24 апреля 1922 года корабль был переименован в «Свердлов». В 1928 году был проведён капитальный ремонт, после чего корабль был переклассифицирован в монитор. В 1934—1935 годах был проведён второй капитальный ремонт с модернизацией.

Начало Советско-японской войны монитор встретил в составе 2-й бригады речных кораблей в протоке Нижне-Спасская, в районе сосредоточения. Корабль принимал участие в овладении населёнными пунктами Фуюань и Гайцзу, после чего соединился с кораблями 1-й бригады и принимал участие в боевых действиях на реке Сунгари. 30 августа кораблю было присвоено гвардейское звание.

11 июня 1953 г. монитор выведен из боевого состава, а 13 марта 1958–го разоружен и исключен из списков судов ВМФ ВС Союза.


Второе формирование

Революция и Гражданская война

В декабре 1917 г. ,без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилия на реке Амур, а канонерская лодка «Орочанин», посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья реки Зеи, где были затоплены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белая армия пыталась создать свою флотилию на реке Амур, но этому воспрепятствовали японские интервенты. В 1919 часть кораблей была взорвана во избежание захвата красными партизанами, оставшиеся на плаву суда были сформированы в только что образованную Амурскую флотилию Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Из-за захвата Хабаровска в 1920 году, некоторое время штаб находился в Благовещенске.

К лету 1921 года после ремонта ввели в строй шесть канонерских лодок, пять вооруженных пароходов, шесть катеров, шесть тральщиков, около 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Она взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С ноября 1922 года по сентябрь 1926 года входила в состав Морских сил Дальнего Востока как Амурская речная военная флотилия. В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. 6 сентября 1926 года, после упразднения Морских сил Дальнего Востока, непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. 29 сентября 1927 года переименована в Дальневосточную военную флотилию.


Межвоенный период

После всех бед, навалившихся одновременно, флотилия пришла в плачевное состояние. Большая часть кораблей стояло в затонах без двигателей (во время Первой Мировой Войны дорогостоящие дизельные двигатели были перевезены на основные театры боевых действий) или уничтожены, оставшиеся корабли были в достаточно запущенном состоянии. Но начиная с первой половины 1920-х потрепанная флотилия начала с огромным энтузиазмом возвращаться к жизни. Корабли, оставшиеся от Российской Империи ремонтировали, модернизировали и перевооружали. В 1927 году с Черного и Балтийского морей пришло несколько бронекатеров. Итого после начала второй жизни флот насчитывал: 7 канонерских лодок типа «Шквал», 5 канонерок типов «Бурят» и «Вогул» и 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

В 1929 году флотилия принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе конфликта на КВЖД. Сразу после захвата КВЖД китайскими войсками, начались обстрелы советских светофоров и ближайших населенных пунктов. В октябре 1929 г. началась активная фаза, и Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника — Сунгарийской флотилии. 20 мая 1930 за слаженные и продуктивные действия по разгрому "белокитайцев" флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.

С 1935 по 1941 год Краснознаменная Амурская военная флотилия пополнилась современными речными кораблями новой постройки. В список нововведений входили: монитор «Активный», большие бронекатера пр.1124 с двумя башнями танка или двумя установками «Катюша» и малые бронекатера пр.1125. Так же в 1941 году корабельный состав пополнился 8 канонерскими лодками из бывших пассажирских пароходов, минными заградителями и остальными боевыми судами.


Великая отечественная война

В составе Краснознаменной Амурской флотилии к начале Великой Отечественной войны находилось - 8 мониторов, 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 12 тральщиков и другие корабли.
Самыми крупными кораблями были мониторы типа «Хасан», построенные  на заводе «Красное Сормово» в Горьком. После срочных мер работы в Сормове закончены, и 25 июля 1939 года эшелон с секциями оконечностей (20 платформ) отправили в Хабаровск, где в ноябре заложили монитор «Хасан» (к тому времени мониторы получили новые названия: «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш»). 30 августа 1940 года «Хасан» спустили в Амур.

«Хасан» только в декабре 1942 года вошел в строй. Вскоре его передислоцировали к месту базирования — в Николаевск-на-Амуре.
Место базы выбрано с учетом необходимости защиты нового промышленного и судостроительного центра на Дальнем Востоке — Комсомольска-на-Амуре, где шла постройка кораблей для Тихоокеанского флота.
«Перекоп» до 25 сентября 1940 года назывался «Симбирцев». 14 июня 1941 года спущен на воду.
Из-за отсутствия орудийных башен Б-28 и необходимостью быстрейшего введения корабля в строй, на «Перекопе» были установлены палубные щитовые 130/50-мм орудия Б-13-2с.
30 января 1944 года вступил в строй и был включён в состав Северной Тихоокеанской военной флотилии.
Начало советско-японской войны встретил в Николаевске-на-Амуре. В боевых действиях участия не принимал.
После 1945 года служил учебным кораблём.
В 1947 году одиночные установки Б-13-2с были заменены на двухорудийные установки Б-2ЛМТ, и 30 сентября 1947 года корабль вновь вошёл в строй с новым вооружением.
12 января 1949 года переклассифицирован в морской монитор, а 8 июля 1951 года — в речной монитор.

Монитор «Сиваш» спущен на воду 1 октября 1941 года. Достраивался уже после войны и получил штатное вооружение. На нём отрабатывали способы боевого применения мониторов на Амуре. Исключен из флота в конце 50-х годов. После разоружения своим ходом перешел на Камчатку, где использовался как энергетическая станция, затем как склад.

Мониторы имели большое  водоизмещение (тонн): стандартное — 1729, нормальное — 1818,  полное — 1900.  Водоизмещение было как у эскадренных миноносцев, а вот скорость меньше: максимальная – 15,4 узла, экономичная – 11 узлов. А вот дальность плавания была весьма большая - при скорости 11 узлов (20,4 км/ч) — 5513 (10 200 км), при  скорости 10 узлов (18,5 км/ч) — 5920 (11 000 км)

По существу, Амурская военная флотилия не принимала участие во Второй мировой войне, но сделала огромный вклад в победу над японской Квантунской армией и вооруженными силами марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Флотилии в составе  126 боевых кораблей, 68 самолетов и 12,5 тысяч личного состава, которой   противостояла флотилия противника из 26 боевых кораблей, трех полков пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 моторными лодками), в период с 9 августа по 2 сентября 1945 г. проводила особо важную для победы Маньчжурьскую операцию. Главной целью было обеспечить безопасный переход сухопутных сил через реки Амур и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на¬правлении. Помимо прочего, она должна бы¬ла не допустить форсирования против-ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви-жения вдоль Сунгари осуществлять пе¬реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и подавлять точки сопротив¬ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

В ночь на 9 августа 1945 г. началось форсирование крупных водных преград. Заблаговременно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерийскую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо¬вых и разведывательных отрядов по за¬хвату островов на Амуре. 9 августа 2-я бригада кораблей выса¬дила десант на подступах к узлу сопро¬тивления Фуюань (устье Уссури),  и под¬держала его артиллерийским огнем. 10 августа форсирование Амура осу¬ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер¬ховьев.

Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу. Уп¬равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига¬ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо¬лец». Район десантирования прикрывался истребителями.

Перед кораблями флотилии была по¬ставлена новая задача — в кратчайший срок перебросить на захваченные плац¬дармы силы вторых эшелонов. Для это¬го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и пара малых переправ. Результативная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных сообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех¬ники и различного военного имущества.

В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла¬дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз¬вивая наступление на цицикарском на¬правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против¬ника г. Суньу.

Моряки Сретенского отдельного диви¬зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко¬выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага — Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро¬мили пограничные гарнизоны, коменда¬туры, заставы и уничтожили важные ог¬невые точки на северном побережье озе¬ра Ханка. В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и пограничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против¬ник не сумел организованно использо¬вать речную флотилию для противодей¬ствия форсированию рек и развитию на¬ступления вдоль Сунгари. Вот как говорил об этой операции маршал СССР К.А.Мерецков:
  По Сунгари, становившейся как бы осью действий фронта, поднималась Амурская флотилия, а по обоим берегам реки продвигались ударные наземные со¬единения.

Через десять лет после победоносного окончания войны, в августе 1955 года флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную флотилию Тихоокеанского флота. С 1961 года на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, затем дивизия речных кораблей ТОФ. Дивизия состояла из трех бригад, с местами базирования:  12-я бригада – Хабаровск (Кировский или Осиповский затон), 28-я бригада  – город Бикин ( в зону ответственности бригады входило озеро Ханка на границе с Китаем), еще одна бригада дислоцировалась в городе Благовещенске.  Позднее 28-я бригада перебазирована в город Хабаровск, рядом с 12-й бригадой в Кировском затоне. Но если 12-я бригады имела стационарные казармы и другие капитальные  сооружения, то 28-я бригада располагалась на плавбазах, переделанных из пассажирских пароходов. 

В состав 12-й бригады ходили дивизионы – артиллерийский (бронекатера проекта 1204), дивизион тральщиков. Позднее в этой бригаде появились малые артиллерийские корабли проекта 1208.  В составе 28-й бригады были дивизионы десантно-штормовых катеров на воздушной подушке проекта 1205 типа «Скат», потом «Мурена», малых десантных кораблей и десантных катеров проекта  1176 «Акула», бронекатеров проекта 1204. К началу 80-х годов дивизия речных кораблей КТОФ представляла грозную военную силу.

Мне довелось проходить переподготовку на базе 28-й бригады.  Ей командовал капитан 1 ранга Тановицкий, а командиром дивизиона бронекатеров, к которому я был приписан,  был капитан 3 ранга Пунанов. Пришлось даже сходить в небольшое автономное плавание вверх по реке Тунгуске до села Иванковцы на катерах «Ярославец», которые были оснащены крупнокалиберными пулеметами. Именно эти гражданские катера положили начало формированию дивизиона, пока в него не стали прибывать бронекатера проекта 1204, построенные на заводе в Керчи.

Указом президента РФ  от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована из-за недофинансирования. Соединение было решено разделить на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров. Сейчас военные корабли и бронекатера можно увидеть на Амуре под флагом погранвойск России.


Рецензии