Ответственность

        Шёл шестой час выступлений на детском фестивале «Ивушка».  Все уже устали.
На сцену вышла Софья Монастырская и начала петь, но в первом же купле своей песни она несколько раз не попала в ноты. В третьем куплете она вдруг замолчала, забыла целую строчку песни.
- Не умеешь петь, не пой, - выкрикнул какой-то мальчик из зала.
Никто в зале никак на это не прореагировал.
Елизавета, которая стояла за кулисами, и с большим интересом наблюдала выступления других участников фестиваля,  решила действовать. Этот мальчик обращал на себя внимание уже не первый раз.
Девочка вышла на сцену и встала рядом с Софьей и приобняла её.
- Я сейчас обращаюсь к тому смельчаку, который сидит в зале и обращает на себя всеобщее внимание. Если ты такой смелый, что кричишь с места, так будь последовательным и выйди сюда, на сцену, – произнесла она в микрофон.
В зале раздали аплодисменты.
Мальчик нехотя вышел на сцену.
- Как тебя зовут «герой»? Сколько тебе лет? – спросила Елизавета у мальчика.
-Антон, мне 12 лет, - ответил он не совсем решительно.
- Антон, а что тебе на Новый год подарит Дед Мороз? – поинтересовалась Елизавета.
- Ну, наверное,  скутер. Но Дед Мороза ведь нет, – немного растеряно произнёс Антон.
- Антон, смотри, как интересно получается, ты в Деда Мороза не веришь, но подарок от него получишь, а она в него верит, но вот врачи сказали, что она сама до Нового года не доживёт.
В зале повисла тишина.
- Почему? – произнёс Антон.
- У меня серьёзное заболевание. Но более всего то, что моей маме, врачи сказали то же самое. Она тоже болеет. И я теперь не знаю, кто из нас умрёт раньше. Нам обеим  врачи дали время до Нового года, - произнесла Софья
- Но, я этого не знал.
- В том то и дело, что мы часто позволяем себе судить другого человека, ничего о нём не зная.  Часто сравниваем то, что несравнимо. Мой брат, когда служил в армии, попал на Чеченскую войну. Он мне рассказывал, что чеченские боевики, издевались и убивали тех, кто носил крестики на шее.  Брат мне тогда сказал, что маленький крестик на шее, иногда тяжелее носить, чем большой на спине. Да, у нас у всех есть свои трудности. Иногда очень большие. Свои кресты. И вместе с этими крестами у нас ещё  есть друзья, родственники, любимые, коллеги,  священники, книги и психологи, которые помогают нести нам наши кресты. А если ты попал в плен к чеченским боевикам, то есть только ты и твоя Вера, - ответила ему Елизавета.
- Соня, а почему ты выступаешь тут, а не лежишь в больнице или не сидишь рядом с мамой? – спросил Антон.
- Мама сидит в зале, и я её Обещала, что выступлю. Во-первых, она хотела увидеть хотя бы одно моё выступление на сцене, а во-вторых, выступать на сцене это моя мечта.  А на счёт больницы, так врачи от нас отказались. Они не знают чем нам помочь. И мы с мамой решили жить полной жизнью каждую секунду и исполнять свои мечты и цели насколько успеем.
- Чем я могу загладить свою вину, - спросил Антон у Елизаветы.
- Твоя вина не передо мной, а перед Софьей. Смелость ты уже проявил, теперь, как представитель сильного пола, возьми на себя ответственность за свой поступок.
- Как?
- Являясь зрителем, ты позволил себе неуважительно крикнуть своё мнение выступающему.  Ты имеешь право на своё мнение, но вот проявлять неуважение, и гордыню нет. А гордыня это, что такое? – обратилась Елизавета к Антону.
- Это когда человек ставит себя и свои интересы выше других.
- Молодец. Так если ты там поставил себя выше, то что ты должен сделать теперь?
- Стать ниже. Но как?
- Встать на колени и попросить Прощения. Или гордыня не позволяет, перед Софьей и перед всем залом встать на колени? Кричать из зала и выйти на сцену у тебя смелости хватило. Но ты это делал ради внимания к себе.  А теперь тебе смелость понадобиться, для того, что бы взять на себя ответственность за свой поступок и за свои слова.
Антон встал на колени перед Софьей.
В зале раздали аплодисменты.
- Софья, прости меня, что я повёл себя как свинья. Прости, что, не зная всех обстоятельств, я осудил тебя и твоё умение петь. Просто я вырос в таком окружении, где все друг друга унижают, оскорбляют и пытаются стать выше, за счёт другого.
- Антон, прости, но, по-моему, ты сейчас переложил ответственность с себя, на своё социальное окружение. Ты как бы сказал Софье, что это не ты плохо себя ведешь, а твоё окружение.
Мы вчера с папой были в зоопарке. Я там видела кабана, но я не стала учиться у него как лежать в грязи, я не стала учиться у верблюда плеваться, но я училась проявлять красоту у павлина, пользоваться своей силой у самца гориллы, быстро бегать у страуса, красиво петь у птиц. А ещё, на выходе из зоопарка, я увидела одинокий цветок. Он просто цвёл. Вокруг было много народу, много травы и деревьев. Проходящие мимо люди спешили, говорили, общались, ругались, целовали и обнимались, ели мороженое и пили соки. А он просто цвёл. Для них для всех.  Я и тут сегодня видела такой же «цветок» - 5-ти летнюю Ирочку Ефимову. Мне очень откликнулась её естественность, непосредственность и звенящий голосок.  По-моему, она единственная, которая сегодня пела ради самого пения. Она звучала так же, как цветок вчера цвёл.
Вот этому я учусь у своего социального и материального окружения. А вот чему учишься ты, это уже твой выбор. Поведение окружающих это их выбор и их ответственность. А вот, что ты от них уже взял и ещё возьмёшь, это уже твоя ответственность.
- Я сейчас, - сказал Антон и убежал в зал.
Вернулся он с двумя букетами цветов.
Встал на колени перед Софьей и Елизаветой.
- Софья, это тебе за Мужество жить в каждой секунде своей жизни.
- А это тебе, Елизавета. За то, что дала Уроки Мужественности, Ответственности и Осознанности в жизни.
- Софья, Прости меня за моё поведение и мои слова. Видит Бог, я был несмышлёный мальчишка. Я был не прав. Дай Бог, что бы я хоть немного стал себя вести как вы.


Рецензии