Голубая жемчужина пустыни Тар. Хроники Джодхпура

Рассказывая об Индии, теперь уже нет необходимости особо указывать на ее контрастность, удивительное сочетание традиционного и современного, добродушный характер жителей, неспешное течение времени, парадоксально сочетающееся с бешеным темпом и суетой на улицах больших городов. Также вряд ли кого-то удивит рассказ о коровах на дороге или лачугах в центре мегаполиса. Все эти явления давно стали маркерами современной Индии для европейца и могут вызвать лишь один вопрос у того, кому еще не посчастливилось посетить эту удивительную страну:

– А действительно?

– Да, действительно, – ответим мы, подтверждая слова фотографиями путешествий и собственными искренними эмоциями, которые не скрыть на лице. Потому хотелось бы в своем рассказе коснуться прежде всего «маленькой Индии», Индии в  конкретном пространстве-времени, какой она предстает в Джодхпуре – во втором по величине городе штата Раджастхан на северо-западе страны в 2014 году. Именно здесь, неподалеку от пустыни Тар, нам пришлось провести незабываемые пять недель, встречая утро, день и вечер Джодхпура, его базары, дворцы, сады и крепости, его красоты и темные уголки.

Город был основан в XV веке представителем династии Ратхоров, известной еще с VIII века н. э. Династия возвысилась благодаря Рао Джодха – первому из ее представителей, кто одержал победу над другими местными династиями и захватил стратегически важный город Мандор. В 1459 году Рао Джодха решил перенести столицу своих владений из Мандора в более безопасное место. Так появился Джодхпур, или Джодхагарх (крепость Джодха), ставший столицей одноименного княжества, а природные скалы превратились в естественную защиту раджи и его владений. Город еще называли Марвар, или «место в пустыне». Он занимал стратегическое положение также и с экономической точки зрения, ведь неподалеку простирался важный торговый маршрут из Дели в Гуджарат.

Джодхпур недаром называли «крепостью Джодхи», поскольку начало ему положила одна из крупнейших во всей Индии и самая большая и высокая крепость Раджастхана – Мехрангарх. Ее строительство начал сам Махараджа Джодха в 1459 году, а завершилось оно во времена правления Махараджи Джасвант Сингха (1638–1668). Прежде всего благодаря крепости Джодхпур превратился в туристический город. Мехрангарх поражает своими масштабами и размахом – за такой стеной раджи и махараджи Марвара наверняка чувствовали себя в безопасности! Крепость стоит на 125-ти метровом скалистом холме, возвышаясь над городом, и имеет семь главных ворот. У раджей Джодхпура была традиция устанавливать новые ворота в честь своих побед над правителями других княжеств или над Моголами. Первые ворота оснащены острыми выступами, защищающими от атак со слонами. Ворота Лоха Пол известны тем, что в 1843 году на них рани – жена раджи Мен Сингха, совершила сати – ритуал самосожжения.

До 1947 года форт был собственностью королевской семьи. С обретением Индией независимости в его помещениях был открыт музей, в котором посетители на несколько часов могут погрузиться в атмосферу времен правления индийских раджей, пронизанной пышностью и богатством быта. Неизгладимое впечатление производят сиденья, как с зонтами, так и без них, в которых величественно восседали на слонах раджи во время военных походов и церемоний, а также самые разнообразные носилки, в которых несли их приближенных. Также в музее хранится впечатляющая коллекция раджпутского оружия и предметов быта. Миниатюра Джодхпура была призвана прославлять раджу и его род, хотя среди них также встречаются эпические и мифологические сюжеты. Своим великолепием интерьеры с позолоченными потолками, многочисленными зеркальным вставками, витражами, расписными стенами, коврами и богато расшитыми подушками и пуфиками на полу напоминают королевские залы в стиле рококо. Фасады главных зданий внутри форта представляют собой сплошную тонкую, можно сказать ажурную резьбу по камню. Использовавшийся для строительства цвет песчаника напоминает дерево, поэтому на какой-то миг может показаться, что форт деревянный. Украшением Джодхпура является крепость Мехрангарх – воплощение величия правителей Марвар с давних времен. Великолепие и масштабность Джодхпура было пронесено сквозь века, и даже последние раджи уже давно утратившего независимость княжества не отказывали себе в роскоши, свидетельством чему является дворец Умайд-Бхаван – еще одна жемчужина Джодхпура.

Умайд-Бхаван был построен махараджей Умайд Сингхом. Фундамент заложили в 1929 году, но фактически дворец появился в 1943. Сейчас он разделен на три части. В первой до сих пор живет королевская семья. Вторая часть оставлена под лучший в городе люксовый отель, а в последней расположился музей, посвященный истории королевской семьи Джодхпура. Здесь туристы могут лицезреть роскошные интерьеры, коллекции фарфора и оружия, многочисленные фотографии, награды и другие личные вещи, принадлежавшие жителям дворца.

Я неспешно ходила по музею, разглядывая всю эту красоту, как вдруг мой взгляд остановился на двух тумбах с экранами и информационным стендом на них. Это показалось странным, ведь раньше новейших технологий в индийских музеях я не видела. Подойдя ближе, я прочитала название «Stefan Norblin (1892 – 1952)». Оказывается в годы Второй Мировой над интерьерами Бхавана работал польский художник-модернист Стефан Норблин. В 1939 году раджа Гадж Синдх пригласил его разработать дизайн помещений, включая масличную роспись стен и меблировки. Художник собственноручно работал над многими интерьерами во дворце, но особенно поражают покои раджи, расписанные сценами из Рамаяны. Я надолго задержалась у стенда, потому что очень приятно было вот так вдруг увидеть частичку Европы здесь, в Индии. И еще невольно улыбнулась, поняв причину появления тумб с экранами в музее. Умайд-Бхаван – лебединая песня княжества, которому, как и всем другим, вскоре, через несколько лет после завершения строительства дворца, суждено было стать частью Индийской Республики. Последний правитель княжества Ханвант Сингх сначала колебался, присоединять княжество к Индии, но, в конце концов, в 1947 году княжество Джодхпур прекратило свое существование, а в 1956 г. город стал частью штата Раджастхан. Потомки махараджи до сих пор живут в Джодхпуре. Помимо них землями в княжестве владели другие семьи, приближенные к королю. Главные представители этих семей носили титул «раораджа». С потомком одной из таких семей мне довелось пообщаться и даже побывать в его доме.

Место, в которое я попала как волонтер общественной организации, называлось Сурайта ки Хавели («дворец Сурайта»). Название происходит от села, которое ранее было на этом месте. Это огромное имение, которое построил 1882 г. раораджа Джодхпура Такур Шри Бхабут Сингх. Все имение я, конечно, не увидела, однако смогла детально ознакомиться с домом, который принадлежал известному представителю семьи Сингх мистеру Карану Сингху – выдающемуся индийскому атлету и автору многочисленных книг о спорте. В 2006 году он ушел из жизни и сейчас домом владеет его зять Махендра Гаур Сингх. Он и стал нашим проводником в историю и быт одной из княжеских семей.

Трудно было выпустить камеру из рук в том прекрасном месте. Дом профессора по планировке похож на многие другие дома в Индии – трехэтажный с тихим уютным внутренним двориком. Здесь мирно воркуют голуби, а легкий ветерок или сквозняк колышет красочные шелковые завесы в арках. Последний этаж завершается открытой крышей, с которой предстает живописный вид на город и во всей красе видны массивные стены форта Мехрангарх. Стены дома выкрашены в голубой цвет, как и многие здания старой части города под фортом. Именно поэтому Джодхпур во всех путеводителях называют «голубым городом». Трудно сказать, откуда происходит традиция красить дома именно в этот цвет. По одной из версий брахманские семьи еще с первых лет основания города отмечали свои дома таким образом, народная «мифология» утверждает, что в состав синей краски входит вещество, которое отталкивает ультрафиолет, в результате чего дом меньше нагревается, что очень важно для города вблизи пустыни. Третья же версия апеллирует к психологическим причинам, мол, яркий голубой цвет создает иллюзию холодного помещения в нагретом пустынным солнцем городе, где только в сезон дождей на небе появляются тучи. Первая версия представляется более вероятной, ведь если бы синий цвет был такой уж панацеей, другие города вблизи Тара, например, тот же Джейсальмир – город уже непосредственно в пустыни – также были бы голубыми. Но, вернемся в дом профессора.

В этом на первый взгляд обычном доме притаилась история. Живая, необработанная, не музеефицированная, покрытая пылью времени история. Внутренние помещения хранили информацию о том, как жил выдающийся индиец – на какой кровати спал, в которые зеркала смотрел, где принимал гостей, где отдыхал, читая газету, где занимался спортом, где писал книги, где молился и медитировал. На стенах галереи первого этажа можно было видеть портреты и фотографии всех владельцев имения вплоть до господина Карана Сингха. Серебряный орел – символ Джодхпура – гордо выделяется на красном бархатном фоне, подчеркивая высокое происхождение владельцев имения. Интерьеры комнат декорированы иногда очень просто, а иногда чрезвычайно пышно. Один  декоративный отпечаток на белом потолке придавал ему неповторимый характер, украшая всю комнату. Через ажурное окно в гостиной просматривается не абы что, а сам Мехрангарх. Небольшие декоративные скульптурные рельефы в комнатах позолочены и окрашены в яркие цвета. Некоторые помещения, в которые свет попадает только через небольшие витражи, наполнены мистической полутемнотой, как бы говоря – мол, вот эти части комнаты выхваченные светом, достойны внимания, а другие пусть покоятся в сумерках. Тут и там, казалось, случайно мелькают ценные вещи – вот на том комоде стоит резная ваза из верблюжьей кости, а на той стене декоративное эмалированное серебряное блюдо, где-то в углу на полочке притаилась бронзовая статуэтка Будды, а вот эту стену украшает роскошный персидский ковер. Резные и раскрашенные традиционными марварскими орнаментами ящики, декоративные игрушки а-ля украинские куклы-мотанки, изображающие женщин и мужчин Раджпутаны в традиционной одежде, деревянные фигурки раджпутов, улыбающихся из-под своих причудливых усов (в штате мужчины до сих пор соревнуются за звание носителя лучших усов), миниатюры начала ХХ века, декоративное панно из фрагментов самых разнообразных тканей с зеркальными вставками, холодное оружие – все эти вещи нашли свое место в доме. Внимания заслуживает каждая ставня, створка дверей, каждая стена, каждый уголок, ибо над всем этим поработала рука мастера, и все это вместе создает уникальную атмосферу Сурайта ки Хавели.

Однако наибольшее впечатление произвел семейный архив и библиотека. Под архив отведено отдельное небольшое помещение без окон. Там хранится семейная бухгалтерия – счета, чеки, расписки и другие документы. Помимо этого – негативы пленок, музыкальные пластинки, карты владений (которые мы развернули на земле внутреннего дворика, долго разглядывая их), и ... гороскопы членов семьи. Гороскоп имеет вид узкого, но очень длинного свитка, перевязанного красной ленточкой, на котором черными и красными чернилами на языке хинди каллиграфически выписанные благодатные и неблагоприятные космические влияния на каждое десятилетие жизни, а также начертаны причудливые таблицы и схемы. Самый длинный свиток, который мы развернули, прошел через весь двор и по приблизительным подсчетам имел 40 футов, то есть более 12 метров.

У профессора Карана Сингха была большая библиотека. Значительную ее часть составили книги по индийской истории, культуре, религии. Ганди, Неру, Тагор, Бхагават-Гита, Махабхарата, многочисленные книги Аюрведы, тома Ленина, Маркса и Энгельса и книги, написанные самим профессором, нашли свое место на ее полках. Скользнув взглядом по многочисленным книгам и другим бумагам, я заметила слова кириллицей – это оказалась брошюра с Московской олимпиады 1980. В ящиках комода хранились приглашения от важных персон, и среди них особое внимание привлекло приглашение одного из представителей непальского королевского рода Рана. Здесь также были письма, старые открытки, дневники, записки, газеты, записные книжки, медали, дипломы, спортивные награды и старые фотографии членов семьи. Казалось, вот-вот сюда зайдет владелец и продолжит работу над своей недописанной книгой.

Надо отдать должное мистеру Махендре Гауру, родственнику профессора и его ученику, в чью собственность после смерти хозяина перешел дом. Последние три года мистер Махендра занимается реконструкцией дома и описанием всего, что в нем есть. До недавнего времени имение оставалось в очень плачевном состоянии (мы воочию видели фотографии «до» и «после»), и для сохранения наследия не было условий. Сейчас ситуация изменилась. В доме идет ремонт, мистер Махендра пытается улучшить условия хранения семейных архивов и ценных вещей, дополняет декор дома хоть и новыми, но вполне стилистически оправданными предметами искусства, которые производят преимущественно в Раджастхане, словом поддерживает традиционные ремесла и культуру родного штата. Охраняют имение десять собак, спасенных Махендрой-джи от голодной жизни на индийских улицах, которые радостно приветствуют посетителей наследия профессора Карана. А таких много. Сюда приходят специально приглашенные туристы, группы школьников и студентов, которые желают посмотреть, как жил известный спортсмен, а также волонтеры, такие как мы. Сейчас господин Махендра ведет переговоры с общественными организациями о создании музея в некоторых помещениях имения. Возможно, скоро доступ в это спокойное, красивое место будет открыт для широкой публики.

Каждый день в голубом городе дарил новые открытия и впечатления. Знакомство с сообществом кальвелия, традиционно занимавшихся разведением и дрессировкой кобр, с индийскими частными и государственными школами, с детьми в специализированных учреждениях города и их проблемами, с бесправными индийскими женщинами и их однообразной жизнью, со старейшиной села Билар недалеко от города. Обо всем этом можно говорить еще долго, но это уже другая история. Наконец, хочется сказать, что ночной Джодхпур с того самого холма, где возвышается форт, выглядит не менее невероятно и величественно, чем днем, хоть и не разглядеть сказочной сини его домов.


Рецензии
Под небом золотым есть город голубой
Жемчужиной пустыни Тар зовётся он порой
А в городе том форт, теперь же он музей
О нём рассказ сегодня мой, а также про людей

Что в Индии далёкой там живут
И мантры всякие они поют
Сохраняя сказочную древность
Встреча с ней была незабываемой...

В том городе дворцы, внутри у них сады
И интерьеры прошлых лет невиданной красы
Смотрю во все глаза, в восторге, аж слеза
В глазах стоит от всех чудес, что во дворцах тех есть

Вот, например, дворец, здесь жил один мудрец
Писатель и профессор он, спортсмен и чемпион
А вот его архив, всю память сохранив
Здесь время прошлое само живёт и будущее ждёт

Всё в письмах и счетах, записках, дневниках
Наградах, фотографиях и книгах на шкафах
Здесь вещи говорят, вдыхаю аромат
В историю иных времён открытых этих врат

Кто знает, тот поймёт, история живёт
Везде, вокруг и в нас самих, и нашу жизнь ведёт
Люби свою страну, и помни старину
Как жили те, кто прежде был и нам её вручил

Как в Индии, к примеру, так живут
И песни дивнозвучные поют
Сохраняя сказочную древность
Встреча с ней была незабываемой...

Михаил Булгов   31.01.2021 02:20     Заявить о нарушении