Сила вещей против силы идей

"Сила вещей против силы идей". Эту фразу сказал более 200 лет назад соратник Робеспьера по делу справедливого переустройства мира после того, как это дело провалилось. И не то, чтобы провалилось, но вышло как-то не так. Сент-Жюст был прав: благородные идеи столкнулись с жёсткими законами материального мира и потерпели поражение. Изменился мир? Да, изменился! Стал он лучше? Нет, он стал хуже.
Другой философ (или не философ - ?) сказал: До сих пор философия занималась тем, чтобы объяснить мир, наша задача - создать философию, которая переделала бы мир, сделала бы его лучше! Такая философия была создана. Другой человек, гениально изучив и применив её на практике, изменил мир. Мир изменился? Да, ещё бы! Стал он лучше? Нет, он стал хуже. Всегда, когда пытаются благодушными и человеколюбивыми идеями изменить мир к лучшему, получается наоборот. Уже в наши дни пример тому - события в Ливии и в Ираке.
Так что же? Грош цена идеям? Или под идеями понималось не то, чем они являются? А дело в том, что профаническая философия занимается не идеями, а категориями и понятиями, изгаляясь в ухищрениях своей профессиональной, университетской ухватистости придать видимость истины тому, что ею не является. Шеллинг в своё время сказал: "Идеи - это вещи, каковы они сами по себе, или в Боге".("Философия искусства".) То есть, идеи - это немножко не то, что разумеется под категориями и понятиями. (только не надо говорить, что я не понимаю основ "материалистической философии") Ощущение ИДЕИ, как ЭЙДОСА, как бытийного механизма по сотворению и развитию человеческого сознания (УМА!), утеряно в наше время. Следовало бы порыться хотя бы в Аристотеле, в его замысле "Первой философии", где он, говоря о бытии, говорит о том, что сегодня называется эстетическим сознанием и искусством. Поэтому, для него - "поэзия философичнее и серьёзнее истории и прочих потуг в объяснении мира". Поэзия и бытие сливалось в античном сознании в одно целое (и не только в античном). Говоря о поэтическом творении Ума и Бытия, Аристотель говорил о творческом преображении сознания (подражание-мимезис и становление-генезис) и самого Космоса. Ал. Лосев однажды заметил: "человеческое сознание возникло одновременно с возникновением сознания эстетического". Разум - эстетичен. И идеи (эйдосы) - это механизмы эстетического разума, которые в борьбе с эмпирическим, профаническим существованием человека-животного создаёт человека-личность.
Вмешательство в ход эволюции (в истории или в биологии) уродует этот ход. Только творя в самом себе человека, человек приближается к природе (какова она сама по себе или в Боге), и ПРИСУТСТВУЯ в ней в своём качестве "человека-эйдоса", он этим ПРИСУТСТВИЕМ меняет её.
Борьба двух начал в психике конкретного человека - вот поле сражения мировой истории человечества, вот его Армагеддон. Одно начало досталось нам от прошлого - оно тоже ценно, оно - ступень эволюции, оно скрывает много нужного, важного, требующего раскрытия и усвоения. Но оно - прошлое. Другое начало - то, которое строит человек, живя и существуя, как элемент природы, элемент Биосферы, элемент, призванный перевести процесс эволюции на сознательный уровень.
Эти слова просты и мысли просты - не потому ли они так раздражают умнейших и достойнейших мыслителей и знатоков широчайшего океана мировой философии (а философии ли - ?). "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает", - сказал некто из мавзолея. Итак: может ли человек познать (и - познавать) мир? Да, может! Какой частью психики он осознанно познаёт его? Умом, Разумом. Каким должен быть Ум, Разум, чтобы познавать мир? Изменяющимся, совершенствующимся, строящим сам себя - и стремящимся к единству с природой. Каков механизм этого изменения? Поэзия - в том её понимании, о котором говорили те, кто знает. Творя в себе личность, творя в себе УМ, как истину бытия, человек участвует в сознательной эволюции биосферы и вселенной. И вот тогда сила идей (тех - реальных, бытийных) будет облагораживать силу вещей, и мир усмиренной тигрицей ляжет у ног вселенского человека.


Рецензии