Суета вокруг дивана

      "Какие пустяки, - сказал незнакомец, всплеснув руками. - Как много шума из-за какого-то, простите, вздора, в который никто к тому же по настоящему не верит. Посудите сами, устраивать склоки, безобразные кинопогони, беспокоить людей из-за мифического - я не боюсь этого слова - именно мифического Белого Тезиса. Каждый трезво мыслящий человек рассматривает диван, как универсальный транслятор, несколько громоздкий, но весьма добротный и устойчивый в работе... Нет, я и говорить не желаю об этом диване!"
"Вокруг дивана возникла нездоровая суета, назревает скандал, атмосфера накаляется, напряжённость растёт. В такой обстановке неизбежны ошибки и нежелательные случайности."
 - "Вы мне это прекратите! Вы здесь не в пивной!"
  А. и Б. Стругацкие: "Понедельник начинается в субботу".
Почтенные учёные, положившие жизнь на поиски научных истин, солидные рационализаторы философской мысли, представители околонаучных процессов мышления, любители с высокомерной усмешкой бросаться выдранными из интернета цитатами, которые не имеют никакого отношения к сути вопроса, - все они вразнобой определяют место человека в мироздании по разному, но всегда двусмысленно. То человек - звучит гордо. То человек - ржавчина на теле природы. Даже происхождение его рисуется по разному - в соответствии с фантазиями говорящего. То он произошёл от обезьяны, то от пришельцев, то из волшебной глины. Или он - опыт, поставленный любознательными инопланетянами, которые теперь наблюдают за человечеством и хихикают. Зачем вообще был нужен Природе человек, жизнедеятельность которого постепенно приводит к уничтожению этой Природы? Какой-то диван, возомнивший о себе невесть что! Диван, созданный для уюта жилья, и возомнивший себя транслятором, который принялся перекраивать это жильё по своему диванному разумению.
Да полно! Человек - это плод, созревший на планетарном Дереве Биосферы и вобравший в себя весь эволюционный опыт этой Биосферы. Но это плод, затюканный условиями, в которых он стал развиваться и созревать. Условия эти - социум: система, созданная человеком для выживания и развития и приведшая его, человека, к деградации и поставившая саму Природу в шоковое положение изнасилованной женщины.
Что за бред! - возмущённо и справедливо воскликнут все. И этот всклик заставляет задуматься. Что есть в человеке такого, чем он может оправдаться перед Вселенной?
Мы не знаем, существует ли разумная жизнь во вселенной, кроме факта её наличия в Солнечной Системе, и в каких формах эта разумная жизнь, если она существует, может проявляться. Человек разумный - не точное определение. Точнее было бы сказать - человек ГОВОРЯЩИЙ. Язык - это то, что выделяет его из природы и делает человеком. Является ли язык в форме его человеческой модификации одной из разновидностей языков такого класса в Космосе, или человеческий язык - явление уникальное во вселенной?
На всём протяжении своей культурной, социальной, технической эволюции человечество занималось, по большому счёту, только одним: оно создавало семиотические системы разных уровней, разных видов, в разных сферах технического и познавательного овладения мира. Является ли человеческий язык одной из семиотических систем? Или он представляет собой нечто, далеко выходящее и превосходящее любую, даже сверхсложную семиотическую систему?
Язык - новообразование в эволюции Биосферы, созданное в процессе становления человека. Язык, возникший как средство коммуникации, одновременно с этим изначально нёс в себе ещё одну важнейшую функцию: он сделал сознание становящегося человека эстетическим. Человеческое сознание возникало одновременно с сознанием эстетическим. Выразительность языка - сфера эстетического, и сам язык есть эстетический феномен. Язык физиологичен, он выражает (смысло -формирует) физиологию развития психики, создаёт условия возникновения в ней Нового Качества - человеческого разума. Корни языка, его грамматика - не только во внешних условиях жизни, они - в "грамматике" структур организма. Язык человека - это целостный континуум энерго-информационного выплеска через человека бытийных структур Биосферы. Язык человечества, каким мы его знаем, это попытка Природы выйти на новый уровень эволюции. Поэтому выхолащивание и гибель языка ведёт к выхолащиванию и гибели человечества, как биосферного феномена.
Существует язык поэзии и язык  канцелярщины. Язык "чиновника" стремится убить язык поэта. Чиновничество, как социальная ипостась, - деструктивная сила на пути эволюции. Чиновник - слуга  энтропийного разрушения эволюционного импульса.
Поэзия - универсальная сфера духовного самотворчества. Творя поэтический текст, поэт творит себя, творит бытие, ибо язык - сила бытия. Работа Поэта сродни работе Алхимика. Стремясь к совершенству поэтического текста, поэт стремится к максимально точному и максимально выразительному осуществлению своих переживаний, чувств и мыслей в слове, в языке, а значит от него требуется максимально точное и выразительное осознание этих переживаний в своей психике, что ведёт к её одухотворению. Путь Поэзии - это Путь расширения Бытия, путь осознанивания того, что уже реализовано в живой материи и создание творческим усилием нового, что ещё ждёт своей реализации. Вот и получается, что прав Корнеев в повести Стругацких: диван - это и не диван вовсе, а Белый Тезис! Вот какой драгоценностью обладает человек - языком, как проявлением эволюционного импульса Вселенной. Человек - это ЯЗЫК, НА КОТОРОМ ГОВОРИТ ПРИРОДА. Человек и язык - это понятия идентичные. Человек, разрушающий язык, - это раковая опухоль в Природе. Вместо того, чтобы сознание вводить в Природу, вслушиваясь и раскрывая её в себе и через себя, человек, как раковая клетка, разрастается многоречием и умножением одних и тех же логико-смысловых структур, производя гигантский калейдоскоп пёстрых дутых шаров. На старые истины , как на игрушки , надеваются новенькие одежонки, зачастую серые и неприглядные - и всё это выдаётся за достижения мыслящего ума. Но в 20-м веке начался и другой процесс. Этот процесс начался в поэзии. Процесс оживления языка, процесс взаимослияния "языка-мышления-бытия", процесс воссоздания личности, как древнего завета. Язык расцветает в поэзии. Поэзия - это живая жизнь языка, это - бытие языка. Полнота самореализации психики в её структурно-физиологическом аспекте, возведённое в   сознательно осознанное бытие и выраженное в полноте саморазвитого поэтического языка - вот цель цель эволюционного процесса Биосферы, осуществляемого в человеке и через человека. И именно в этом состоит предназначение Поэта, как силы, противоборствующей силе энтропии, стремящейся исподволь, незаметно разрушить язык, уничтожить его,  выхолостить, превратить в одну из семиотических систем. Морфология жизни и морфология языка, стремление их к взаимоотражению и слиянию в новое качество - вот путь обретения творческого осознания человеком самого себя, как Космического фактора, а не бледной тени на печальной Земле. Иначе, как сказал Модест Модестович, мы здесь - "в пивной", а вся эта суета - лишь нелепая суета вокруг дивана. Понедельник начинается в субботу. А завтра начинается сегодня. Человек задан себе той культурной парадигмой, в которой ему случилось существовать, как человеку. В какой парадигме ты существуешь сейчас, человек?


Рецензии