Встреча с поэзией. Мариян Шейхова
Когда говорят о деятелях искусства, о деятелях литературы, принято вежливо упоминать о их регалиях. Когда говорят о ПОЭТАХ, их регалии - в их стихах. Неважно, какие звания и награды у поэта. Важно - их стихи, которые говорят сами за себя, которые живут поэтической жизнью гораздо более высшей, чем все регалии.
Есть стихи, которые воспринимаются легко, с лёту, которые ложатся лепестками в наше сердце, в наше сознание. А есть стихи, которые вызывают оторопь, но это оторопь тайны, оторопь от чего-то глубоко спрятанного, но очень важного, очень нам нужного, но ещё нам неизвестного, нами не осознанного. Это стихи, в которых тайна остаётся тайной.
Первый раз стихи Мариян Шейховой попались мне на глаза неожиданно, случайно, но как рок - неизбежно. И первое впечатление: странное, непонятное сцепление метафор, какой-то импрессионизм поэтической речи, выражающий особый склад поэтического бытия автора. Как вспышки, образы слагаются в нечто глубоко личное, в нечто такое, что на грани Бытия-не-бытия. И рядом с этим вдруг - роскошные, длительные, в стиле античной метрики, фразы. И сразу в памяти - Мандельштам с его метрикой, передающей дух античного стиха. И тут же - стихи, посвящённые Пиросмани, стиль рисунка которого автор мастерски воспроизводит в слове, в поэтической речи. И как то это всё органически сплетается с яркой индивидуальностью духовного мира автора. Поэзия Мариян Шейховой сложна для восприятия, но она околдовывает и завораживает душу читателя - своими потаёнными глубинными течениями чувства и мысли. И, несомненно, поэзия Мариян Шейховой - очень национальна, она уходит своими корнями в народное творчество её народа, в те песни, сказки и легенды, которые она слышала и впитала в себя с детства. И мне почему-то музыка её стихов напомнила Ширвани Чалаева с его резкими, ломанными трагическими мелодиями, выражающими дух лакского народа. И в то же время - поэзия Мариян Шейховой очень современна, она впитала в себя культуру всего человечества. Невозможно в одной короткой статье даже упомянуть о всех интереснейших находках автора, о всём многообразии тем и идей, содержащихся в её поэзии. В её поэзию надо погрузиться, ощутить всем сердцем каждую капельку этого океанического мира. И сейчас, для примера, хочется рассказать об одном стихотворении, одном из шедевров автора. Это стихотворение: "А вчера она проснулась счастливой".
Конкретное, подробное, бытовое описание простых будней старой женщины (матери автора), её болезни, её повседневность существования. И вот она каждый день вспоминает людей, которых она знала и которых не забыла, помнит. От далёких времён, уходящих в туман прошлого, и до знакомых, до родственников, до соседей,которые лишь недавно, лишь вчера ушли из жизни. Она вспоминает их всех, перечисляет их поимённо во время своей незамысловатой трапезы:
"Она знает, что попросив Всевышнего
передать им всем частицу и запах еды,
она сможет помочь им
утолить голод ожидания и холод разлуки".
Это перечисление имён напоминает нам исторические эпические народные песни. Лиризм стихотворения вырастает до эпического ощущения единства бытия всех людей. И помимо эстетического впечатления этот лиро-эпический верлибр полон глубокого философского смысла. Вечность - в сиюминутности, в повседневности нашей жизни, которую надо УВИДЕТЬ. Лишь увидев, осознав эту сиюминутность наших чувств, мыслей, поступков, введя их в сознание, мы открываем в них вечность и осознаём, что вечность - не где-то ТАМ, она ЗДЕСЬ, рядом с нами. В стихотворении открывается особое измерение бытия, данное через сознание старой женщины, ЗДЕСЬ и ТАМ соединены, и мудрая старая женщина знает эту истину и своим поминанием ОСУЩЕСТВЛЯЕТ её. Точное, проникновенное описание бытовых подробностей жизни старой женщины вырастает до эпического повествования (вспомним хотя бы перечисление кораблей в поэме Гомера) и вновь возвращается в живую повседневность (тахикардия, морщины ладоней, в которых женщина видит имена людей. И концовка стихотворения - гениальный сплав эпоса и лирики, когда автор пишет:
"Время, слушая её горячий шёпот,
глядя на руки, перебирающие чётки,
не находит места, чтобы оставить на её висках
ещё один серебряный поцелуй".
Понятно, что речь идёт о ещё одном седом волосе на голове женщины. Особая форма стиха (разговор-раздумье), использование приёмов эпического выражения, органично сплавленного с лиризмом повествования, говорит об огромной поэтической и духовной культуре автора. В её стихах - многообразие стилей, которыми она в совершенстве владеет. Чего стоят такие, например, строки,поражающие нас поистине античным духом:
"На каменных трущобах Торчи Дага
струится сок гранатовых рассветов
Упругий день взбирается по кручам,
чтобы спустить с вершины облака..."
А стихи, посвящённые Пиросмани и Параджанову? Как прекрасно воспроизводит Мариян Шейхова стиль рисунка художника в образном рисунке своего стиха! И стиль фильмов Параджанова, дух его мироощущения - не потому ли он так близок автору, что напоминает ей быт и восприятие мира и природы её народом.
Мы только начинаем говорить о Дагестанской поэзии. Творчество Мариян Шейховой (Миясат Муслимовой) принадлежит современности и ещё требует подробного осмысления. Её творчество не только глубоко национально, оно несомненно входит в копилку мировой поэзии.
Свидетельство о публикации №219072800944