Хирс Часть 8 Памирцы

       Гигантская ночная бабочка с резными крыльями величиной с раскрытую ладонь крупного человека упорно летела на свет, исходящий от костра. Теплыми потоками разогретого воздуха ее относило на несколько метров ввысь, пока бабочка не сливалась с ярким звездным небом, давая редкие отблески от своих крыльев. Бабочку было жалко. Казалось, что после очередного полета в турбулентном потоке, она угомонится и полетит лакомиться нектаром ночных цветов, но природа брала свое, раз за разом бабочка как зачарованная летела на манящий огонь, пока дуновением горного ветра  ее не занесло  в самое пекло костра, и жизнь бабочки не закончилась последней яркой вспышкой …

       Спать под открытым небом было непривычно. За несколько месяцев пребывания в пещере, Асоев отвык от открытых пространств - свет звезд казался слишком ярким, «детский» крик шакалов,   вой волков, «уханье» низко пролетающих ночных птиц, стали вызывать после освобождения  какой - то животный страх. Свернувшись калачиком внутри чапана, словно в скорлупе, Асоев как - бы отгораживался от  Всего Мира, вдобавок, в первое время при ночлеге на природе, приходилось  глаза  и уши  прикрывать  рукавом - и, хотя,  «защитой» этот ритуал был ненадежной, он позволял забыться  ночным сном - тревожным и поверхностным.

       Под термином «народ» принято понимать общность людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке и придерживающихся определенных культурных ценностей. В этом разрезе таджики, живущие в высокогорье Памира, явно внешне отличающиеся от таджиков других территорий, говорящие на различных языках, имеющих существенное отличие   от  таджикского  и  называющие  себя «помирон» - люди Памира, не укладываются в прокрустово ложе национальной идентичности. Этот народ устоял перед неимоверным количеством нашествий, религиозных войн и попыток ассимиляции.

       Когда-то мулла поучал Асоева: «Если надумаешь жениться, бери в жены девушку своей национальности – не пожалеешь, если деваться некуда, можно жениться и на русской.  Если же ты надумаешь жениться на еврейке,  помни, что десять поколений твоих потомков от этого брака будут прокляты. А если, упаси тебя от этого Аллах, ты женишься на азербайджанке, или, пуще этого, на памирке, то все поколения от этого брака будут прокляты до конца веков – они, в отличие от нас, суннитов, мусульмане шиитского толка, а значит - вероотступники, да к тому же,  памирцы -  исмаилиты, т.е. изгои в своем шиитском анклаве, и не отказались от огнепоклонства - зороастризма, своей прежней религии!  Они совершают намаз не как мы, пять раз в день, а только – два, и в попрание всех канонов, допускают на молитву женщин!!! У памирцев при каждом селении сохранились специальные ниши, где раньше день и ночь горел ритуальный огонь огнепоклонников, они пьют вино, не держат уразу в священный месяц Рамадан, тьфу на них, разве это мусульмане? Они кафиры, неверные! Упаси тебя Аллах от общения с ними, тем более от женитьбы на их безбожной дочери!»

       Памирцы народ гордый и красивый. Низинные таджики  пришли на территорию своего нынешнего проживания около трех с половиной тысяч лет назад с арийскими племенами. До этого времени  обширную территорию от Индии – до Кавказа (1)  занимало высокоразвитое племя (2) чернокожих дравидов, которым крупно не повезло, так как арии применили досель  неведомые дравидам боевые колесницы и свели на «нет» их попытки сопротивляться. По всей видимости, осевшие арийцы частично смешались с дравидскими женщинами, отчего остался след в виде слегка - темноватого оттенка кожи. Памирцы и родственные им племена, проживающие на территории Афганистана, Пакистана, Китая и Индии, и говорящие на родственных языках, относящихся к восточной группе иранских языков, в отличие от таджиков, говорящих на  иранской ветви индо-иранских языков, также потомки древних ариев. Для примера, счет на одном из памирских языков – он, дуо, трес, по–итальянски – uno, due, tre, по-таджикски –як, ду, се. С учетом того, что памирцы говорят на пяти основных, относящихся к одной группе, но различающихся языках (язык памирцев из кишлака с северной стороны горы может отличаться от языка, на котором говорят соседи с южной стороны этой же горы), существует мнение (3), что они потомки разных племен, входивших в содружество саков (так по мнению Геродота персы называли скифов), оставшихся в горах после нескольких индоевропейских миграций  и осевших на этих территориях ещё до прихода дравидов. В результате получились изолированные этнические группы (рушанцы, шугнанцы, ваханцы, ишкашимцы, и еще несколько относительно небольших этносов), как сказали бы немцы, нордического типа – белокожие с европейскими лицами, часто встречающиеся среди горцев   голубоглазые, зеленоглазые,  и рыжеволосые.

       В 1977г. в Таримской низменности  китайской пустыни Такла - Макан, что в переводе означает «пойдешь и не вернешься», путниками были замечены торчащие из песка вёсла. В ходе раскопок  обнаружены хорошо сохранившиеся (намного лучше, чем египетские) мумии,  датируемые от XVIII в.д.н.э. — до II в.н.э.  К удивлению ученых, большинство мумий были с рыжими и светлыми волосами. Тонкие носы и широкие глазницы выдавали их арийское происхождение. Большинство ученых соотносят эти мумии с тохарами. Учитывая, что пустыня раскинулась у подножья Памира, тохарский язык относят к индоевропейской языковой группе, считают  родственным итало-кельтским, в связи с чем, на ум приходят мысли о родстве этого народа с современными памирцами, и чуть в меньшей мере – с низинными таджиками (к слову сказать, и с русскими), что подтверждается и генетическими исследованиями, выявившими у всех названных народов (4; 5; 6; 7) преобладание гаплогруппы R1a1.
 
      Памир – это кладовая полезных ископаемых (Марко Поло, посетивший  его в  XIII веке, отмечал, что здесь добывали  золото, серебро, лазурь, рубины и ляпис), в связи с чем памирцев пытались «приручить» завоеватели разных национальностей и вероисповеданий (сасаниды, тюрки, китайцы, монголы, тимуриды и др.). Здесь были буддийские паломники, которые строили пагоды, здесь были арабы, которые настойчиво предлагали встать под зеленые знамена ислама.   Арабы на протяжении  VII -  XVII веков неоднократно вторгались на территорию Средней Азии с целью исламизации населения. Все буддистские храмы были разрушены, мечом и огнем вытравливалась память  среди низинных таджиков о зороастризме. Для укрощения строптивых территорий, организовывались поселения арабов, состоящие только из мужчин, преимущественно воинов. Каждый воин брал в жены местных девушек, от брака с которыми рождались дети, которые воспитывались в мусульманских традициях. От того периода на территории Средней Азии остались населенные пункты с названиями «Араб-кишлак – Арабский поселок»,«Араб-хона – Арабский дом» (8), но все это осуществить в условиях высокогорья, арабам не удалось. Горцы  не перечили, но согласия не давали, а при особой настойчивости завоевателей, уходили в свое естественное убежище - в высокогорье, где с непривычки не каждая собака могла выдержать больше трех дней пребывания. Вести с памирцами войну в их родных  горах, могло прийти на ум только потерявшему разум!  Памирцы продолжали исповедовать, пожалуй, самую древнюю монотеистическую религию на Земле - зороастризм. Учитывая, что возникновение зороастризма относят к Х  веку до нашей эры,  эта религия «пропитала» памирцев до глубины их костей. Тем не менее, когда, скрываясь от преследования, на Памир в XI веке  уже нашей эры   бежал   персидский поэт, философ и религиозный деятель Насир Хосров, по всей видимости, обладавший неимоверной харизмой, памирский народ с большим энтузиазмом поддался на его проповеди и в массовом порядке принял мусульманство исмаилитского толка -  самое загадочное и мистическое течением мусульманства и самую веротерпимую ветвь ислама, отрицающую насильственную исламизацию и вовлекающую в свой анклав только добровольно примкнувших.

      Принимая ислам, памирцы остались себе верны, и сохранили в исмаилизме элементы зороастризма, что отразилось на особенностях ритуалов и быта. Исмаилизм заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Им не надо держать пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу и молятся вместе с мужчинами, и не пять, а два раза в сутки, и самое главное, им не возбраняется пить вино. Исмаилиты не практикуют совершение хаджа, что есть необходимость для каждого правоверного мусульманина. Согласно исмаилитским догмам, Исмаил, который должен был стать 7 имамом (верховный правитель шиитов),   не получил этот наследственный титул от своего отца и вскоре был отравлен, однако, он не умер, а по воле Аллаха перешёл в невидимое, скрытое  состояние. Спящий имам   ожидает окончательного падения жизненных устоев – «конца веков» (по мнению исмаилитов, все предсказанные негативные признаки для  «Судного Дня» уже наступили).  В конце этой эпохи мессия под именем Махди выйдет из забвения и вместе  с Исой ибн Марьям (Иса сын Марьям - Иисус) после Судного Дня примет участие в воскрешении правоверных, принесет мир и правосудие. В связи с такой важной предстоящей  ролью Иисуса Христа и лояльностью исмаилизма, отношение к христианству в целом довольно тёплое.
_____________________________________
1. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000231/st032.shtml
2. http://history.limarevvn.ru/dravid.htm
3. 4. 5. https://prong777.livejournal.com/230184.html
6. https://andy-sinclair.livejournal.com/286067.html
7. https://pikabu.ru/story/genetika_russkikh_5636798
8. araby-tadzhikistana.html


Рецензии
Очень интересно и познавательно, редко какой автор так достоверно и интересно описывает исторические факты. Спасибо большое, Вадим. Буду с нетерпением ждать продолжения.

Валерия Панченко 2   30.07.2019 21:54     Заявить о нарушении