Железяка

В школе прямо рядом с парадной лестницей висела диаграмма сбора металлолома пионерскими отрядами. Каждый класс на диаграмме имел столбик, закрашенный внутри обыкновенными чернилами. Пионервожатая принимала металлолом во дворе школы лично в отведенные для этого часы. Она взвешивала на огромных весах каждую железку, записывала в журнал учета, и потом дети относили её на большую кучу в глубине школьного двора. Куча росла не по дням, а по часам.

Ежедневно вносились изменения в диаграмму сбора металлолома пионерскими отрядами школы номер четыре имени Калинина. Впереди был наш отряд. Он держал пальму первенства уверенно. Мои одноклассники вынесли из дворов все, что там было. И кастрюльки поржавевшие, и даже почти новую железную кровать, и какие-то старые гири, кусок рельса, тоже ржавого, и основание железного стула.

- Ну, посмотрите дома хорошенько, может быть еще что-то лежит железное и никому не нужное!

Просто умоляла нас председатель совета отряда Конфедератова Лариса.

И я опускала голову и не смотрела на неё. У нас во дворе залежалась огромная железяка. Но мой дедушка - Колпак Захар Максимович - не отдавал её на металлолом. По неизвестным мне причинам он очень ей дорожил. Эта бесформенная груда железа, на мой взгляд,  не представляла никакой ценности. И непонятно мне было, зачем дедушка обмотал изогнутое толстое железо промасленной редюжкой, предостерегая от ржавчины? Правда, две пары колес он снял. Которые были поменьше были прикреплены к легкой довольно тележке, на которой мы возили летом траву за городом, выезжая на полянку.

Город наш был вытянут вдоль Амура не очень широкой полосой. Когда мы с братом – маленьким Колей – сделали подкоп под высокий забор, окружавший наш двор, и выползли на улицу, чтобы наконец-то увидеть мир, то увидели городскую улицу - прямую, как стрела. Направо от нас вдали виднелась полоска голубой реки, а налево вдали - огромное поле, поросшее травой с луговыми цветами.

Вторые колеса - побольше - дедушка прикрепил к большой повозке. В неё запрягали... корову. На повозке стояла большая бочка. Мы ездили за бардой - отходами спиртового производства. Спиртзавод был от нас очень далеко. Дорогу к нему наша коровка Ночка преодолевала легко,  а вот полную бочку ей везти было тяжело. Мы коровку обманывали. В маленьком мешочке у меня были припасенные сухарики. Я их немножко солила. И шла впереди коровки и протягивала ей сухарик. Она тянулась за угощением и шла вперед. С громким хрустом поедала она сухарики и жмурилась от удовольствия. Но как только угощение исчезало, Ночка останавливалась и стояла, как вкопанная, до того времени, пока я снова не протягивала ей сухарик.
Летом в пути нас донимали мухи, а вот зимой мне было очень холодно. Пальтишко было на мне осеннее. Хоть и связал мне дедушка теплый свитерок из колючей овечьей шерсти, а все равно ветер пронизывал насквозь. И только бабушка спасла меня от страданий - она сшила мне безрукавку из овчины. Непродуваемую. Морозы у нас лютые. И вязаные рукавички не спасали мои руки от жгучих прикосновений холода. Прятала я их и в карманы пальто, и даже грела в голенищах старых валенок. Путешествия для меня были настоящей мукой. Одно меня тогда утешало, что тягостный путь этот рано или поздно кончится. Как, впрочем, эта же мысль утешает меня и сегодня.

Дедушка открывал ворота, а я мчалась в дом, к печке с теплыми боками. И долго стояла возле неё, впитывая тепло.

Металлолом мы собирали весной. Уже и снег превратился в лужи и ручьи и умчался прочь по сточным канавам. Уже и земля оголилась и выставила на всеобщее обозрение свою черноту. А я все просила дедушку отдать нам железяку на металлолом.

Однажды вечером, когда я просто рыдала от того, что дедушка не отдает железяку на металлолом, к моим уговорам присоединился мой папа.

- Отдай, чего зря держать.

Дедушка взглянул на него очень грустно.

- Ты думаешь, что уже ничего не повернется, и мы НИКОГДА НА ЗЕМЛЮ НЕ ВЕРНЕМСЯ?

- Не повернется, отец. Прочно все встало. Не надейся зря.

Дедушка оделся и вышел на улицу. Он зашел за дом, где прислоненный к завалинке стоял конный плуг Орловский, который я считала просто железякой.

- Ладно, забирай завтра. Отдаю.

Дедушка махнул рукой с каким-то отчаяньем.

- Значит, мне никогда уже и не услышать запах земли свежевспаханной, никогда не пойти за плугом, - пробормотал он едва слышно.

Когда я вернулась из школы, плуг был уже уложен в легкую тележку. Я переоделась, и мы с дедушкой повезли тележку в школу. С нашей улицы Чигиринской мы повернули на улицу Горького. Там меня поджидали одноклассники.

- Ого, какая железяка, да мы теперь первое место займем. Интересно, сколько в ней килограмм? Больше ста, наверное, будет.

Ликовали мальчишки. Они облепили тележку со всех сторон и шумно покатили вперед. А дедушка остался. Он погладил плуг рукой и отвернулся, скрывая слезы. Мне показалось, что в последнюю минуту он передумает и завернет тележку назад. Однако, он просто скорбно стоял и смотрел в нашу сторону. И пока не скрылся из виду, все стоял и стоял на одном месте и разводил руками.
Переживает. А стоит ли переживать из-за какой-то ржавой железяки?

На школьном дворе вожатая обрадовалась.

- Ого, какая железяка! Молодцы, поздравляю, теперь вы точно всех обгоните.

И действительно обогнали. Заняли первое место. Нам даже дали почетную грамоту.

Но почему же я через года все вспоминаю и вспоминаю тоскующий взгляд моего дедушки, который ребенком пришел с родителями сюда за земельным наделом. И получил землю, и лелеял её. И разжился. И купил с сыновьями Орловский конный плуг, который не бороздил землю, а переворачивал пласт земли и пробуждал в ней новые силы. И гордился этой покупкой очень сильно. И не расстался с ним даже тогда, когда переехал с семьей жить в город. А я то думала, что это просто железяка!

Отец говорил, что дедушка так работал в поле, что рубаха сгорала от пота и трещала на нем, как марлевая.

Покинули они землю после голода тридцать третьего года. Отправились на прииски золотые, удачно намыли золота и купили дом в городе. И дедушка стал промышлять плотницким ремеслом: делал детские игрушки деревянные, рамы, вязал веники и метлы. Он был труженик и умел все. Памяти моего дедушки я написала стихотворение.

Я училась в первом классе,
И пришла домой в слезах.
Рукавичка потерялась,
Потерлась - не нашлась.

Подошел ко мне дедуня.
- Ты, онука, не рыдай.
Ты подай моток мне шерсти,
Спицы звонкие подай!

Зазвенели, застучали
Спицы в старческих руках.
Рукавичка появлялась,
Вырастала на глазах.

А недавно моя внучка,
Как и я, пришла в слезах.
- Рукавичка потерялась!
Потерялась - не нашлась!

Зазвенели, застучали
Спицы и в моих руках.
Рукавичка появлялась,
Вырастала на глазах.

И я вспомнила вдруг деда.
На край света он пришел.
За богатством. Только доли
Себе лучшей не нашел.

На могилки дорогие
Я весною прихожу.
Чищу, мою, убираю,
За порядочком слежу.

Но досталось мне наследство.
Вот - умение в руках!
А еще достались песни
Об удалых казаках.
В них - Васыль на дуде играет!
Грает, грает, грает - духу прибавляет!

Там в рядах - Опанас бравый!
Бравый, бравый, бравый!
Да еще удалый!

И как горе вдруг подступит,
Смотришь - бед невпроворот.
Запою - мне станет легче,
Стороною все пройдет.

Мне родные в звуках песен,
Руки подают. Мне на помощь,
Под горою казаки идут!

А я, дедушка, учительницей стала, как ты и мечтал. И все твои внуки и правнуки - порядочные люди. Я часто рассказываю всем о тебе. В пример привожу. Хоть и время сейчас трудное, но трудолюбие, честность и порядочность твоя с нами. Не отступимся от светлого пути. Верю, свеча не погаснет.
 
А за плуг, сданный на металлолом, прости. Не ведала, что творила. А теперь понимаю, как больно было твоей крестьянской душе это прощание с последней надеждой. Когда в школе я говорила детям о процессе раскрестьянивания в стране, я всегда вспоминала твой тоскливый взгляд нам вслед, когда мы радостно везли железяку на металлолом. Для тебя это был плуг. Конный. Орловский. Кормилец семьи твоей и тебя самого.


Рецензии
Очень грустный рассказ! В стихах про рукавичку, в четвёртой строке, буковка потерялась... Сельское хозяйство было самым провальным делом советской власти, никак они не могли толком народ накормить! А сейчас, при нынешней власти, народ вообще от земли отлучают! У меня иногда даже такие мысли в голове бродят: "Так кто же они такие, те, кто в Кремле, они - наши люди, или враги? Уже два или три триллиона долларов вывели в США, будто дань америкосам платят, а народ живёт трудно и бедно, воруют в России так, что жуть берёт! Эти бесконечные обманы дольщиков, деньги соберут, а потом строительная организация становится банкротом..." Р.Р.

Роман Рассветов   14.08.2019 20:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.