Кочетов

               
  В  70-ые  годы  прошлого  века  в списке  работников   образования   института  усовершенствования  учителей  Чувашской  Республики  встретилась  знакомая  мне фамилия  -  Кочетов.  Тогда  заведующая  кабинетом воспитательной работы   института  усовершенствования учителей Прасковья Васильевна  Савельева  мне  подсказала,  что  этот  человек  -  директор  средней  школы №1 города  Чебоксары.  Встретиться  с ним всё  не  удавалось,  состоялся  лишь  телефонный  разговор  с  этим  добрым,  прекрасным  человеком,  инспектором  по  детским  домам  Министерства  просвещения  Марийской  АССР.  Что он Василий Александрович,  узнала  много  лет  спустя.  Для  нас,  детдомовцев,  он просто  был  Кочетовым. 
-  Кочетов  идёт!  Кочетов! -  кричали  мы,  завидев  шагающего   по  площади  быстро,  бодро  к  детскому  дому  темноволосого,  с  чистыми,  ясными  глазами,  среднего  роста,   всегда  в  чёрном  костюме, белоснежной  рубашке   инспектора.  Ждали  мы  его,  как  самого  близкого  человека,  друга.  Приезжал  он  к нам нельзя  сказать,  что  редко.  Его  приезд   для  нас  был  просто  праздником.  Спешил  он  не  к директору,  а  к детям.   Шёл  не  в  директорский  кабинет,  а  в  жилище  детей.
-  Встали  в  круг.  Полетели!  Полетели!  Ласточка  летает,  скворец,…корова!  А-а!  Вот  ты  попался!  -  говорит  Кочетов.  Достаёт  из  кармана  леденец,  карамель  или  ириску,  протягивает  сладость  «виновнику». 
-  Пляши!  Что  умеешь  делать?  Спой,  расскажи  стихотворение.  Ой,  какие вы хитрые!  Сейчас проверю  вашу  внимательность  по-другому:  кто  ошибётся,  выйдет  из игры;  кто  останется,  тот  получит  приз. 
   Приз  лежал  в  чемоданчике,   который  Кочетов  ставил  тут  же в коридоре,   где  играли.  Мы  знали,  что этот  сундучок  богат  леденцами,  игрушками  для  самых  маленьких,  книжками,  альбомами  для  рисования.  Веселье,  шум,  гам.  Горн  на обед -  Кочетов  с нами  вместе  идёт  на  обед.       
  По  детскому  дому дежурит  Зоя  Ивановна.  Она  в  это  время сидит  в гостях у директора  Марии  Александровны.  Сидят  за  чашкой  чая,  разговаривают.  Горн  прервал их дружную  беседу. 
-  Идите,  Зоя  Ивановна,  идите  в  столовую.  А то они натворят  там что-нибудь!  Завтра  банный день.  Кто  дежурит  после Вас, Зоя  Ивановна?  -  интересуется  Мария  Александровна. 
-  Маргарита  Яковлевна. 
-  Хорошо.  У неё всегда порядок.  В банный день с детьми хлопот много. 
  Зоя  Ивановна  удивилась, когда  в  столовой  увидела  инспектора,  обедающего  с  ребятами.  Кочетов  ел,  как и все,  суп  без  картошки,  но с капустой.  Котлету с вермишелью. Тётя  Даша потчевала:
-  Ешьте,  кушайте!  Приятного  аппетита!
-  Такая  тишина,  нарушает  её  стук  ложек о тарелки и  детский  шёпот. 
  Кочетов поблагодарил  тётю  Дашу и дежурных девчонок  за  вкусный  обед,  поздоровался  с   воспитательницей  Зоей Ивановной и  отправился  в  кабинет  директора.
  Кто-то успел  предупредить  Марию  Александровну  о  Кочетове,  она уже  сидела  у себя,  ждала  инспектора.  Знала,  что  Кочетов не смотрит на  бумаги,  пишет справки по проверке  состояния воспитательной работы  по-своему. Он сам видит,  уже увидел,  что одежда на детях грязная,  простыни  и наволочки  на подушках  чуть ли  не серые,  покрытые  синими или же серыми  одеялами.  Зато  полы  в  комнатах  девочек  из средней  и  старшей групп  чистые:  их  моют сами  хозяйки.  Всегда уютно в  помещении у старших мальчиков,  где  перед  горном  на обед  побывал  инспектор Кочетов  и  побеседовал  с  мальчиками  и  девочками  из соседней комнаты. 
   Навестил  Кочетов  нас  ровно  через  месяц,  в  начале   нового  учебного  года.   Мы  поняли,  почему.  На  этот раз  Кочетов  не стал играть  с нами,  детьми.  Он  так  же  незаметно  прошёл  к нам в комнату,  сел  за  учебный  стол,  пригласил  нас.
 -  Девочки,  расскажите  по  порядку,  что  произошло   у  вас  вчера.  Может,  вы сами виноваты.  Сознайтесь,  честно  расскажите  мне. 
 -  Да, мы  не  правы,  но она  тоже  виновата.   
 -  Кто  она?   
 -  Зоя  Ивановна.  Дуся  рассказывай! -  обращаюсь  я  к  Дусе  Чекмарёвой.   
    Зоя  Ивановна  Козлова  в  Вятский детский  дом  приехала  работать  из  Куйбышева  (Самары).  Думаю, что  она  в детский дом  попала  совершенно  случайно.  Было ли  у этого человека  соответствующее  образование?  Педагогом,  я  считаю,   рождаются.  Если нет  таланта  врождённого,  им  становятся,  накапливая  постепенно опыт  работы  воспитателем. 
    Зое  Ивановне  доверили  мальчишек  младшей  группы,  беззащитных,  хрупких,  которым  нужна  поддержка,  подсказка,   помощь,  которых   надо  учить  всему. 
    Лёнька  Иванов  решит  любые  примеры,  но задачи,  как  ни старается,  не решит.  Очень  переживал  на уроках,  когда  учительница   скажет:
  - Ребята,  сегодня  у  нас  на  уроке   контрольная  работа  по  математике.  Смотрите  запись  на доске.  Читаю  задачу… –  дрожь  по  телу Лёни  бежит! В школе,  классе  есть у него друг  из посёлка  Вятского ,  который  сам  умеет решать  и задачи,  и  примеры,  даже  во время  урока  Лёньке   передаст  шпаргалку.  Это  в  школе.   А  в  комнате,  где  двадцать  детей,  его  ровесники,  одноклассники  живут.  Кто поможет? 
  - Реши сам!  Бестолочь!  Не  списывай!  Кому  говорят? -  кричит на Лёню  Зоя  Ивановна  и ударит  по голове. 
  - Ай!  Не списывал  я  ни  у  кого,  сам  решил!  Больно!  Не надо!  Больше  так не буду!
  - Это ты, Лёня,  у  костра  рубашку  спалил?  Завтра  банный день -  вместо твоей рубашки   что я кастелянше  буду  сдавать,  а?  Сволочь!  Вот тебе!  Вот тебе! …
   Услышали девочки  из  старшей  группы  ругань  и  плач  из  соседней комнаты мальчишек,     беззащитных  и  беспомощных.  Не выдержали,  прибежали  к соседям.  Открывают дверь -  видят:  все  мальчишки  стоят  вокруг  стола.  Лёня  -  в  углу,  плачет навзрыд,  грязным  рукавом  вытирает  слёзы. 
  - Закрой   дверь,  что  тебе  надо?  Черемиска,  закрой  дверь! -   зло  своё  срывает   на  Дусе  Зоя  Ивановна.
   - А ты кто?  Козёл!  -  отвечает  Дуся. 
   - Ах,  ты!  Ты  меня  обозвала! 
   - И ты меня  обозвала!  Первая  оскорбила  меня!  Я -  марийка.  Поняла? 
   На крик Дуси  подошли  другие.  Малыши,  осмелившись,  налетели  на  свою  воспитательницу. 
    - Вы  обзываетесь!  Вы!  Вы!
    - Бестолочи!  Бестолковые!  Все вы тут такие,  отбросы  несчастные!  - взбесилась Зоя Ивановна,  затем  скрылась в  воспитательской комнате, заперлась.
     Не  тут-то было: весь детдом  встал  на дыбы. Нашёлся  мел,  в  ход  пошли  палки.  Кто стучит палкой  по двери  воспитательской  комнаты,  кто  пишет  мелом  на  полу,  на стене. – Козёл!   Козёл!   -   слышится крик  в коридоре .  Сломался дверной замок.  В комнате Зои  Ивановны  нет – она сбежала:  окно-то выходит прямо на террасу. 
  С той поры  Зою  Ивановну  в детском доме  никто  не видел.
  Мы,  несколько  человек,  получили  по  выговору  от  Кочетова,  директора  детского  дома   и детского  совета  с  его  председателем  Гасимом  Диастиновым.
                Повесть  «По  утренней  росе»,  глава  8
                Редакция  в  июле  2019   года               


Рецензии
Прочитала.Сейчас очень мало честных и порядочных воспитателей,особенно,в младших группах. Это в Москве.Воровство процветает .Детдомовским детям и жильё получить нынче сложно,непременно на задворках дают ...Москва нынче --полицейский город!Полицейские тоже без жилья-в общагах живут,для них детдомовца обмануть раз плюнуть.У нас по дому бомж ходил 38 лет из Смоленска,бывший детдомовец,отслуживший армию и обманутый полицией ,которая отобрала у него жильё...Тогда он приехал в Москву в надежде на помощь.Всё напрасно.Мы его кормили,одели и обули.В карантин все бомжи исчезли и он тоже.
С сердечным теплом.
Надежда.

Надина 06   25.07.2020 14:54     Заявить о нарушении
Надежда, СПАСИБО Вам большое за прочтение об инспекторе КОЧЕТОВЕ, который жил и работал директором школы в школе №1 г. Чебоксары. С ним мы даже разговаривали по телефону. Это было лет ШЕСТЬ-СЕМЬ тому назад. В наше время детдомовцы - социальные сироты при живых мамах и папах, лишённых родительских прав. ЖАЛЬ Вашего детдомовца. Думаю, что МНОГОЕ зависит от самого человека. Напимер, я сама пробила себе дорогу - никто мне не помог - родной дядя, брат мамы, дал мне ДЕСЯТЬ рублей денег. Я училась в ПЕДУЧИЛИЩЕ и ЗАКОНЧИЛА ИНСТИТУТ без чьей-либо помощи. Все экзамены сдавала экстерном, и всё лето работала то в маслопроме, строила дороги,...А после педучилища работала в пионерских лагерях и в детских домах. В институте ВЕЧЕРАМИ бригадой студентов выгружали вагоны. Поэтому скажу: ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК СЕБЯ ПОВЕДШЬ. Много занималась СПОРТОМ - так закаляла себя. МИЛАЯ и очень ДОБРАЯ НАДЕЖДА, самого лучшего,доброго ВАМ и ЗДОРОВЬЯ крепкого!

Роза Салах   25.07.2020 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.