Таинственное вместилище души - тюктюйэ. Статья

Якутский краеведческий музей…
 В этом старинном красивом здании с особенной атмосферой хранятся экспонаты разных времен. Есть множество вещей, при виде которых порой стынет кровь и перехватывает дыхание… 
Это связано с древними таинственными обрядами, смысл которых малопонятен для современного человека. Энергетика этих старинных магических действий в этих атрибутах мистических культов будто бы сохранилась по сей день…

Одним из таких сакральных мистических предметов является тюктюйэ. Этот предмет, овеянный легендами и магией, тесно связан с загадочными древнейшими верованиями и мировоззрением какой-то определенной части народа саха, о которых мы, современные люди, почти ничего не знаем, лишь по старинным преданиям можем что-то понять и узнать.

Известный художник, краевед, этнограф, музейный деятель, собиратель и исследователь материальной культуры саха Михаил Носов в своих заметках писал: «Т;кт;йэ называется какой-либо предмет (берестяной или кожаный мешочек, деревянная коробочка или иная посуда, столб или какое-либо деревянное изделие, чучело и т.под.), в котором заложена душа человека или иногда животного».

Тюктюйэ не простой  предмет, он имеет некое магическое значение, в нем замуровывали кут - душу умершего человека, порой и живого, и не только человека по каким-либо особым обстоятельствам. Для этого проводился особый таинственный шаманский обряд. Души близких часто помещали в берестяные тюктюйэ, души любимых дочерей в куклу-идол «Кыыс Та;ара». Тюктюйэ почти всегда связан с трагедиями и с печальными обстоятельствами в жизни целых родов и семейств.


В музее для посетителей выставлен один из известных тюктюйэ «Кыыс Та;ара», найденный  в 1937 году. Согласно легенде, у некого знатного богача Мальжагарского наслега Восточно-Кангаласского улуса, постоянно умирали новорождённые дети. Дольше всех прожила его дочь Туллук, но и она не избежала печальной участи, тоже ушла из Срединного мира. Тогда он позвал сильного шамана, что бы он переселил  душу девочки в куклу-тюктюйэ. С этим вместилищем души - кут обращались как с человеком: кормили, разговаривали, дарили подарки.

Есть легенда еще об одном загадочном тюктюйэ. И этот магический предмет связан с именем именитой шаманки Аграфены Жиганской (о ней я ранее писала статью). Ее кут был увековечен в особенный оберег-талисман, называемый «сата».  «Сата» обычно использовали в обрядах для усмирения сил стихии – сильной бури и пурги.  «Сата» в старинных рассказах описывали и представляли в виде некого камня. Но «сата» Аграфены был в виде куклы-тюктюйэ. Есть сведения, что это тюктюйэ – вместилище кут Аграфены было обнаружено в 1948 году научным сотрудником Якутского краеведческого музея, фольклористом  Сэ;эн Боло-Дмитрием Дьячковским в глухой тайге Верхоянского округа.
Сохранилось описание этого предмета древнего культа, сделанное художником Михаилом Носовым:
«Это – плоская деревянная человекоподобная кукла о двух головах, размером около 15 см., ноги соединены вместе и образуют рукоять, за которую можно держать куклу. С плеч свисают крылья, составленные из хвостиков мелких пушных зверьков и украшенных ровдужными, жгутиками, увитыми в пестрые шкуры. С нижней части живота и сзади с поясницы свисают кисти, составленные так же, как и крылья. На груди куклы гравировка из ломаных линий. Кукла вложена в ровдужный чехол, напоминающий своим покроем северную парку с капюшоном. Чехол расшит наподобие пояса бисером, со свисающими с него ровдужными кистями. С плеч чехла, так же, как и с куклы, свисают два крыла в той же комбинации хвостиков и жгутиков, как и на кукле. На груди чехла пришита четырехугольная синяя тряпочка, под которой, очевидно, и скрывается спрятанный там «кут». Вся кукла с чехлом завернута в различные меха местной пушнины и шкуры зверей и уложена в огромную суму их скотских шкур».
В обрядах шаманы называли Аграфену: «Солнце северных небес светлоликая Агриппина, Дух-хозяйка магического волшебного Камня». Кут – душа этой могущественной шаманки стала повелительницей приленских ветров и покровительницей рыбаков. По старинным поверьям захоронена Аграфена на острове Столб посередине Матушки реки Лены.   Бестелесных дух знатной шаманки-удаган до сих пор обитает там, так гласят предания северных саха.

По некоторым легендам тюктюйэ «Кыыс Та;ара» становились ымыы - оберегами для рода и семьи. Но зловещий вид этих кукол будто бы говорит совсем о другом…
То, что запрятано далеко и предано забвению, не должно снова выйти на свет. Такова извечная истина, сохраняющая гармонию между добром и злом, светом и тьмой.
Истинное предназначение тюктюйэ как вместилище кут - души человека до конца не изучено. Судя по сохранившимся преданиям, обряды, связанные с тюктюйэ, были характерны для родов, живущих на Средней Лене, в центральных улусах и отдаленно напоминают бурято-монгольский, так называемый, «черный шаманизм».

Самым загадочным в древних верованиях саха является то, что саха считали и считают, что у человека три кут, то есть три души, которые объединены в одно неразделимое целое жизненной силой сюр. Человек состоит из трех важных элементов:
Буор кут или земляная душа определяла внешний облик человека, его биологическую основу, состоящую из земных элементов. После смерти она возвращалась в землю или превращалась в прах, в землю.
Ийэ кут или мать-душа определяла наследственность, передавалась от предков к потомкам через детей и родственников, после смерти человека оставалась на Земле в потомках. Это был своего рода генный код человека, передающий все наследственные черты.
Салгын кут – воздушная душа олицетворяла духовный мир человека, его мысли, его невидимую бессмертную энергетику. Она обеспечивала связь с окружающим миром и при смерти человека уходила  в Верхний мир, во Вселенную.
Только при наличии здоровых сильных трех кут-душ, объединенных жизненной силой сюр, человек становился истинным полноценным человеком. Эти три своего рода информационные матрицы передавали в пространство определенные сигналы о человеке, эти сигналы шли сквозь время и пространство, поэтому за грехи предков отвечали потомки. Человек умирает, а информация о нем еще долго сохраняется в пространстве.
Видимо, поверья о трех составляющих человеческой сути, объединенной некой жизненной силой, и породили в некоторых местах культ тюктюйэ.

Тюктюйэ имеет еще одно значение.  У древних тюрков был керамический сосуд для хранения или транспортировки (пепла-золы) праха умершего. У древних саха так же был такой сосуд для транспортировки и захоронения праха. Бывали обстоятельства, когда смерть настигала человека в пути, (особенно боотуров в бою) далеко от родных мест и надо было довезти его прах до родины.
Как считают этнографы, в таких случаях тело сжигали с соблюдением погребальных ритуалов, а пепел-золу помещали  в специальный керамический сосуд для транспортировки - тюктюйэ. Эти сосуды, видимо, имели особенное украшение в виде каких-то символов.
Как-то мне попались в соцсетях записи известного краеведа Прокопия Ноговицына. Краевед поделился своими знаниями и предположениями о сосуде-тюктюйэ: «Где-то читал номох (предание) про боотуров. Настигли враги знатного боотура - окружили. И боотур говорит своим врагам: «Я много сделал для своего племени и мне, как знатному боотуру, положено «тэллэх –суор;ан» - «ложе-покров» из врагов». И потупили взоры окружившие его боотуры-противники, и знатный боотур сразил из стрелы двух их боотуров, и только потом его закололи. Потом, наверное, сделали знатному боотуру «одеяло и ложе» из праха-к;л (к;л >кюл - пепел/ зола) этих боотуров, рассеяв в могиле на тэбиэх-склепе. В старину нравы были суровые, но и благородные - никаких издевательств над врагами.

Археологи нашли у нас в Эркээни захоронение юного боотура и у него в ногах стоял «тюктюйэ» с человеческим прахом... Юный боотур был убит орудием в затылок, рана в черепе была четырехугольной от бронебойного копья или стрелы. Друзья-сородичи настигли убийцу и привезли прах, однако, я так думаю...».
Таинственный ритуальный тюктюйэ имеет и такое значение.

По рассказам стариков-знатоков старины тюктюйэ имеет двойственное понятие, связанное и с добром, и со злом.

Когда хотели уберечь кого-либо от болезней, от разных невзгод, то шаман совершал тайный ритуал и помещал одну из трех кут-душ  в незначительный предмет в виде бусинки, перышка, серебряной подвески, маленькой неприметной фигурки. Этот незаметный предмет иногда смешивали с безделушками и различной мелочью для шитья, и хранили. Порой такой предмет прятали в недоступном месте. Этот обряд делался для благого дела, для сохранения жизненной силы человека и оберега более уязвимой части сути человеческого существа.

Как описывают исследователи, даже бывают тюктюйэ  в виде столба наподобие сэргэ. Но этот ритуальный объект был плоский, напоминающий грубо стесанную человеческую фигуру с лицом. Именно эти тюктюйэ связаны со злом…
Такие атрибуты страшного культа имеют и иное название-тобулгах. Об этом я расскажу в другой статье, посвященной древним забытым культам некоторых родов саха.


Рецензии