О князе Мышкине и Парфёне Рогожине

   На мой дилетантский взгляд, в романе «Идиот» князь Мышкин «вышел из повиновения» Достоевского-писателя. Фёдор Михайлович хотел создать образ «положительно-прекрасного человека» – почти Христа, пострадавшего от общества, в котором эгоизм и приземлённые чувства являются нормой. А получился у него «камень в болото» – слабый, больной человек, который стал невольным провокатором, соучастником и жертвой преступления из-за детской беззащитности, стремления «всех понять и простить» и неумения за себя постоять, настойчиво проявив свою – здравую, благую волю. Поэтому в любовном треугольнике с трагической развязкой, как ни парадоксально, не он, а злодей Парфён Рогожин, убивший в порыве неутолённой «животной» страсти Настасью Филипповну, представляется в романе более трагической, страдательной фигурой! Но таким, при последнем проблеске сознания, духовным зрением его увидел Лев Николаевич Мышкин, а писательский гений Достоевского заставил этим зрением посмотреть на Рогожина и увлечённого читателя.

29.07.2019 г.


Рецензии
Интересно Вы думаете во всех своих произведениях. Я тоже много мучился, читая "Идиота". И Ваши выводы не кажутся мне дикими. Но поскольку разговор у Вас серьезный, постольку обязан дополнить Ваши наблюдения своими. Это мои собственные гипотезы. Добавляю эту фразу, чтобы не оказывать на Вас давления.
Настасья Филиппова - из разряда самоубийц в русской литературе, к коему отношу я Печорина, Свидригайлова, Николая Ставрогина и некоторых других персонажей. Чаще всего это злодеи. Не исключаю такого определения и для Настасьи Филипповны. Она ноги вытирает об "идеал добра", о князя Мышкина, расправившись перед этим с его любовью к великолепной женщине. Тут, в романе, как раз столкновение очень большой доброй силы князя с тьмой самоубийцы и недостаточность этой силы. Парфен согласен идти к Настасье в рабство. Чуя ее желание смерти, он, раб, это желание, по сути, и исполняет. Около "самоубийцы" (не фактического - ведь Печорин тоже нашел смерть от чужих рук) все будто обледенели: и впавший в идиотизм князь, и оставшийся без сил Парфен. Удивительное, по-моему, у Вас наблюдение, что Парфен трагическая, страдательная фигура. Мое дополнение, надеюсь, красоты этого наблюдения не портит.
С уважением,

Юрий Евстифеев   26.01.2020 07:18     Заявить о нарушении
Наоборот - Ваш взгляд на Настасью Филипповну только восполнил пробел в моём личном восприятии причин, приведших Рогожина к роковому решению. А "пробел" возник опять-таки благодаря гению Достоевского, который с такой силой описал "красоту абсолютного зла" в образе Настасьи Филипповны, что я невольно очаровался ей. Но и для этого есть причина: она ведь женщина... хоть и олицетворяет в романе разрушительное и саморазрушительное (тут с Вами целиком теперь согласен) зло.

Игорь Ивашов   26.01.2020 07:36   Заявить о нарушении