Он великолепно разбирался в людях

                Айша Курбанова, член Союза писателей России,
                член Союза журналистов России

                Он великолепно разбирался в людях

              На своём пути я встречала немало хороших людей, но таких доброжелательных, заинтересованных, чтобы в литературу пришли талантливые люди, одержимые идеей создания оригинальных произведений, встречала немного. Дело в том, что Ильяс Гаджимурадович Гасанов, выходец из селения Гапшима Акушинского района, был человеком, которому добрые люди помогли самому стать образованным талантливым человеком. Говорят, доброта заразительна, она с теплотой души и благодарностью передаётся окружающим людям. Возможно, поэтому автор книг «Шатур», «Слёзы солнца», «Месть», «Орлиное племя», «На холмах Леваши» очень хотел помочь любому начинающему автору, точно так, как ему помогали его наставники – жители селения Гапшима.
              Я, студентка 3 курса ДГУ, не знала, что в 1984 году журналом «Соколёнок» был объявлен литературный конкурс на создание лучшего прозаического произведения. Однако, будучи в редакции этого журнала, я представила редактору, Ильясу Гасанову, свой рассказ «Звезда Муртуза».
              Ильяс Гаджимурадович не стал откладывать чтение моей рукописи в долгий ящик. Попросив меня не уходить, он дочитал рассказ до конца и предложил:
              – Давай представим этот рассказ на конкурс. Надеюсь, как и мне, жюри понравится твоё произведение.
              Я такого оборота не ожидала и выпалила:
              – У нас столько хороших прозаиков, вряд ли моя рукопись будет кому-то интересна.
              Ильяс Гаджимурадович сурово посмотрел на меня и сказал:
              – Нельзя так недооценивать свои способности. Возможно, рассказ будет удостоен призового места.
              Когда мой рассказ «Звезда Муртуза» всё же удостоился денежной премии и звания «Лучший рассказ 1984 года», мне кажется, Ильяс Гаджимурадович радовался больше меня.
              Будучи руководителем даргинской секцией Союза писателей Дагестана, на литературных совещаниях он напоминал мне, что нужно отбрасывать всякие сомнения и работать над рукописями, а лучшие свои произведения приносить на публикацию:
              – Скромность украшает горянок. Но чрезвычайная скованность не даёт развиваться таланту. Я даже не был удивлён, когда ты не пришла на вручение заслуженной тобой награды. Чувствовал, что не придёшь. В таких ситуациях, ты знаешь, как другие гордятся званиями и дипломами. Скромность – скромностью, но нужно научиться ценить себя.
              В июне 1986 года, будучи рецензентом моей дипломной работы «Особенности прозы Амира Гази», выступая при её защите, Ильяс Гаджимурадович подчеркнул: «Прекрасная работа. Я думаю, нужно поддержать таких авторов работ, как Айша Курбанова. Жемчужины только тогда становятся украшением, когда они извлечены из морских глубин, очищены, обработаны и нанизаны на прочную нить.
Эта кропотливая научная работа А. Курбановой позволяет говорить о том, что она необходима для литературы, для объективной оценки прозы Амира Гази.  К сожалению, профессиональных критиков, объективно оценивающих новые произведения авторов, пишущих на даргинском языке, очень мало. При желании А. Курбанова может заниматься научно-исследовательским трудом. Способности для этого у неё есть. Я верю, что данная дипломная работа будет не последней подобного рода работой. Я желаю ей творческих успехов».
              После получения мной диплома об окончании вуза Ильяс Гаджимурадович стал всячески отговаривать от поездки на работу по направлению:
              – Айша, профессия учителя – самая гуманная профессия. Я сам работал учителем, завучем. Знаю, что педагогическая деятельность отнимает у человека очень много времени. Можно сказать, работа педагога – это суточная работа. Тут не обойдёшься преподаванием образцово-показательных уроков. Учителю необходимо вести кропотливую работу с трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми. Кроме того, нужно вести систематическую работу и с одарёнными учениками. Я даже не говорю о необходимости регулярной проверки тетрадей, составления поурочных или тематических планов. Работа учителя, грубо говоря, полностью тебя засосёт.
Устроившись на работу ответственным секретарём в редакции журнала «Соколёнок», у тебя будет возможность творчески развиваться. В редакции есть вакансия. Я, как редактор журнала, хочу принять на работу тебя, так как ты прекрасно училась в университете. У тебя есть творческие задатки. Не уезжай в горы – не губи своё будущее. Там ты можешь стать прекрасным учителем, однако реализовать себя, как литератор, тебе будет тяжело.
               Я была ошарашена его словами, но была непреклонна:
               – В Махачкале у меня нет своего дома, нет близких родных. А в родном селе меня ждут родители. Им уже тяжело справляться со своим подсобным хозяйством: заготавливать на зиму сено, убирать урожай с полей, ухаживать за домашней скотиной. Я нужна своим родителям. Находиться среди близких родственников мне будет гораздо приятнее, чем жить в столице Дагестана на чужой квартире.
               Проработав четыре года в Худуцкой СШ Дахадаевского района, по воле судьбы я оказалась в селении Новокаякент Каякентского района. Создав семью с поэтом Магомедом Саидовым, я решила полностью посвятить себя семье, детям, которые уже подрастали. К тому же педагогическая деятельность в Новокаякентской СШ тоже отнимала немало времени. Я абсолютно перестала заниматься литературной деятельностью.
               Летом 1996 года на пороге нашей квартиры появился И. Гасанов. Муж мой, главный врач санатория «Каякент», который шёл впереди него, с улыбкой произнёс: «Принимай гостя! Ильяс Гаджимурадович приехал отдыхать на курорт».
И. Гасанов, наклонившись в поклоне, вошёл в зал. Держа мою книгу «Волшебницей стану» в руках, он широко улыбнулся:
               – Айша, я очень рад, что у тебя вышла очень нужная для детей книга. Я переживал за тебя. Думал, что ты растеряешь свои дарования. Это правда. Опасался, что ты не найдёшь время или стимул для своего творческого развития. А теперь верю, что рядом с известным даргинским писателем ты не только не растеряешь свои способности, но и будешь углублять и развивать их. Редко так бывает, чтобы две творческие личности, соединив свои судьбы, не влияли друг на друга. Вы – единомышленники, односельчане, воспитанные на даргинских традициях. Вы, оба, выбрали себе гуманные профессии – врача и учителя, но верны литературному творчеству.
               Во время трапезы он подозвал меня, хлопочущую на кухне:
               – Садись с нами. Нам достаточно того, что есть на столе. – Он поднял рюмку и произнёс, – Айша, ты представить себе не сможешь, как я рад за тебя. Ты не просто создала семью, ты стала опорой творческой личности в лице Магомеда.
               Да, многое в нашей жизни переломилось: не стало той страны, СССР,  которую мы горячо любили. Не стало той веры, что братство народов незыблемо. Но духовная культура бессмертна. Она почитаема любым государством. Надеюсь, что годы, очень тяжёлые для честных тружеников, прошли, что «шоковая терапия», проведённая командой Б. Ельцина, Г. Бурбулиса, А. Чубайса и Е. Гайдара, приведшая к снижению уровня жизни россиян, закончилась.
               Думаю, что многочисленные разборки за сферы влияния, происходившие в нашей стране, улеглись. Жизнь в капиталистической России налаживается и обновляется. Бог даст, и для вас она будет вольготной. Надеюсь, Айша, что ты не забудешь дорогу в редакции республиканских газет и журналов. Да и в книжное издательство, которое выпустило твою книгу «Волшебницей стану». Тебе с Магомедом есть, что предложить, есть, чем порадовать читателей. Я буду рад читать ваши новые произведения.
                Магомед и Айша, успехов вам в творчестве, здоровья, радости и счастья в жизни!
                После того, как Ильяс Гаджимурадович уехал, я почувствовала прилив творческих сил и вспомнила слова великого русского писателя Максима Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества». Поэтому вновь вернулась к своим позабытым рукописям.
Ильяс Гаджимурадович хорошо разбирался в людях, так как много читал, прекрасно знал русскую, советскую и мировую литературу, часто цитировал гениальные мысли великих философов. Писатель немало внимания уделял литературной критике, достоверно анализировал литературные тексты разных авторов. Он не обошёл вниманием и мои рукописи.
                В 2002 году я показала ему рукопись юморесок «Устами младенца». Не прошло и месяца, как Ильяс Гаджимурадович вновь оказался в гостях в нашем доме. Обращаясь к Магомеду, моему супругу, он широко улыбнулся:
                – С удовольствием прочитал рукопись Айши. Она была хорошей студенткой. И не только. А сегодня я вижу в ней хорошего прозаика. Поэтому я написал отзыв о её прозе. Она этого заслуживает. – Ильяс Гасанов протянул  мне листки, исписанные ровным почерком. Это и был его отзыв на мои юморески.
Я не смогла прочитать отзыв при Ильясе Гаджимурадовиче, потому что в моей памяти ещё свежи были замечания Амира Гази к моим стихам, ушла на кухню. Однако рецензия оказалась слишком хорошей. Мне показалось, что я её не заслуживаю. Вот что было написано на листках:

                «От хорошего слова

                Есть у нас – почти у всех народностей Дагестана – свои высокогорцы-вольнодумцы. Чистые душою, испытанные суровой природой. Гордые, независимые труженики, искренние собеседники, внимательные слушатели, просто удивительные люди, в душе которых живёт трепетная любовь к окружающему миру. Одним словом – горцы. Их слово – свет, освещающий окрестность. Их слово – влага, утоляющая жажду путника. Их слово – ледоруб в руках альпиниста. Так вот Айша Курбанова – одна из них.
                В 1980 году по инициативе Расула Гамзатова и при поддержке Москвы дагестанские ребята впервые получили возможность, стать читателями журнала «Соколёнок» на родных языках. Мне посчастливилось редактировать даргинский выпуск журнала «Лачин». 
                Да, одиннадцати тысячам наших соколят-читателей крупно повезло: поэзией высокой пробы их «вскармливали» лауреат международной премии и Почётного диплома им. Г. Андерсена Р. Рашидов, народный поэт Дагестана С. Рабаданов и другие именитые художники слова Страны гор.
                Со временем проза для детей не смогла соперничать с поэзией. Для развития прозы для детей в 1984 году редколлегией журнала «Соколёнок» был объявлен конкурс на создание лучшего рассказа. И каково было удивление авторитетного жюри, состоящего из знаменитых писателей художников журналистов Дагестана, когда объявили результаты конкурса!
                Первое место и заслуженную премию за лучший рассказ года получила неизвестная в широких литературных кругах студентка русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ Айша Курбанова.
                Правильно говорят в народе: «Чтобы причитание получилось, необходимо слово, чтобы спеть песню – припев». Есть у Айши Курбановой и своё слово, и свой мотив. Плюс ко всему в ней чувствуется прирождённая любовь к детям.
                Работая учительницей в селении Худуц Дахадаевского района, она снискала искреннюю любовь детей и их родителей своим творческим вдохновенным трудом. Затем Айша-педагог стала Айшой-матерью. Вот почему светятся небесной лазурью её росинки – изумрудные бусинки-изюминки, предлагаемые ею для читателей.
Я очень рад, что не ошибся в творчестве скромной донельзя, не бряцающей творческими доспехами в литературных хоромах горянки-матери Айши Курбановой. Как говорят аксакалы, таяние льдов высоких гор принесёт хороший урожай. Не сомневаюсь, что творческие начинания Айши Курбановой внесут хороший урожай в дагестанскую детскую литературу.
                Говорят, от хорошего слова и камень добреет. Это особенно важно в наше неспокойное время.

                Ильяс Гасанов, член СП и СЖ СССР»

                Прочитав отзыв до конца, я поняла, что он обязывает меня многому, что известный писатель решил поддержать меня морально и вдохновить на создание новых произведений.
Вернувшись в зал, я вымолвила:
                – Ильяс Гаджимурадович, я не заслуживаю подобного отзыва.
                – Если ты так думаешь, считай, это аванс, – рассмеялся прозаик.
                Надо сказать, что многие слова Ильяса Гаджимурадовича стали для меня ценными советами.
                Да, он был лучшим представителем интеллигенции Дагестана, человеком высокопорядочным, гуманным, знающим толк в литературе и людях.
 


Рецензии