Кочевник

   Однажды субботним летним утром я отправился гулять и, оказавшись на противоположном конце города, зашел в один из торговых центров. Там, то ли прохаживаясь по торговому залу, то ли уже в очереди на кассу, я разговорился с одним незнакомым человеком. Несколько ничего не значащих, совершенно общих фраз переросли в диалог, затем в интересную беседу, а на выходе из магазина уже и в знакомство.
   Моего собеседника звали Сергей. По его словам, он был приезжим, переехал в наш город недавно и купил дом недалеко от железной дороги. От торгового центра до нового дома Сергея было недалеко, и он пригасил меня в гости. Я согласился ( предчувствия подсказывали мне, что никакой опасности это для меня не несет).
   Мы прошли по улице, оставив позади торговый центр и вышли к тоннелям, под которыми проезжали автомобили и над которыми проходила железная дорога. Но дальше мы не пошли, а повернули налево. Очень скоро мы оказались на тихой, но очень широкой улице частного сектора. По правую сторону от нас шел очень длинный ряд гаражей (за ними и проходила теперь железная дорога), а по левую сторону дороги такой же длинный ряд частных домов.
- Сереж, а откуда ты? Из какого города? - спросил я моего нового знакомого.
- Из К..., - за гаражами протарахтел желтый мотовоз и, непонятно почему, дал пронзительный гудок. Он и заглушил ответ Сергея, но мне послышалось, что он сказал "из Киева". Переспрашивать я не стал.
   Дом Сергея оказался совершенно обычным. Он был деревянным (но не бревенчатым), окрашенным то ли в светло-синюю, то ли в светло-зеленую, успевшую уже выцвесть краску, с очень низким забором и немного выступающим слева крыльцом.
   Сергей вел меня к себе и рассказывал разные истории о своей жизни. Как он работал на "Камазе" в Беларуси, как жил на Дальнем Востоке, и каждый новый эпизод казался мне все более и более увлекательным.
   Кухонное окно в доме Сергея, да и почти все окна в доме, выходили на улицу, по которой мы только что шли. Он усадил меня за стол, а сам принялся выкладывать покупки из своих пакетов тут же помещая их то в холодильник, то на полки кухонного шкафа.
   За окном возле одного из гаражей стояли мужики, весело переговаривались и курили. Дверь гаража была открыта и оттуда никак не мог выехать заглохший автомобиль, серая иномарка с агрессивным передом-лицом. За гаражами по железной дороге проехал товарный состав.
- Водку будешь? - вдруг спросил Сергей. - Холодная.
- Буду, -сказал я.
   Водка действительно долго пролежала в холодильнике и хорошо охладилась. Сергей разлил ее по пятидесяти граммовым стеклянным рюмкам, а в качестве закуски предложил какие-то бутерброды и салаты также стоявшие до этого в холодильнике.
- Знаешь с чего все началось? - начал рассказ Сергей. - У меня были мать и сестра. Они жили вместе, а я - отдельно. У меня была своя квартира. И вдруг обе умирают одна за другой.
   Прошло пол года. Я вступил в наследство. К тому времени я уже все и решил.
   Сергей сделал паузу, предложил выпить.
- С этого момента я и стал переезжать. Я продал квартиру матери и сестры, приехал на новое место, на эти деньги купил жилье, продал свою квартиру, а уже эти деньги постарался сохранить. Пожил на новом месте, уехал куда-то дальше, на эти сохраненные деньги купил квартиру или дом, а жилье, в котором жил раньше, выставил на продажу. Продал. И теперь уже эти деньги берегу для следующего переезда.
- Круто, - только и смог сказать я, действительно оценив эту схему.
- А работу я всегда нахожу на новом месте, - словно опередив мой вопрос, сказал Сергей. - Я в свое время не поленился и получил права в том числе категории D и E. Какая-нибудь работа всегда найдется для такого человека. То водителем грузовика работаю, то даже бульдозеристом. Водителем автобуса пару раз был.
   За окном стало тихо и пусто. Мужики закрыли гараж, сели в машину (ее все же удалось завести и она смогла выехать) и уехали. Светило солнце. Начинался очень яркий и теплый летний день.



   Прошло какое-то время. Я случайно встретил Сергея в городе: он работал водителем маршрутки.
   Встреча наша произошла неожиданно. Я зашел в транспорт как пассажир и, уже когда передавал деньги, чтобы оплатить проезд, увидел за рулем Сергея. После этого я снова пришел к нему в гости.
- Ты кочевник, Серег, - как-то сказал я ему.
- Кочевник...- задумчиво ответил Сергей.- Ты знаешь, я считаю, что кочевник лучше знает жизнь, чем оседлый.
   Сергей снова угощал меня водкой, но закуска в этот раз была еще лучше, чем в первый: картофельное пюре, тушеное мясо, три вида новых салатов и снова бутерброды, среди которых были даже с икрой.   Я стал время от времени бывать у Сергея. Чаще всего это происходило по субботам. В один из таких дней я застал у него молодую брюнетку. Это была новая знакомая Сергея, которая теперь могла стать его подружкой. Но потом брюнетки не стало и, приезжая к Сергею, я заставал его одного. Также в одну из таких суббот появились у него в гостях какие-то мужчины от тридцати до пятидесяти лет.
- Это с работы, - сказал мне потом Сергей.
   Эти люди были маршрутчиками.
   После этого (спустя еще несколько суббот, когда я опять заставал Сергея одного) в гостях появилась женщина-блондинка лет сорока пяти с какой-то девочкой лет тринадцати. Как выяснилось, к Сергею на денек приехала родственница со своей дочкой, чтобы посмотреть, как ему живется на очередном новом месте.
   В общем-то, так оно все и шло, пока в один из таких дней я не застал у моего приятеля нового гостя.
   Бывает так, что встретив нового человека, ты понимаешь: перед тобой человек необычный, где-то неординарный, возможно, с необычной историей. Увидев Василия (нового гостя Сергея), я так и подумал. И не ошибся.
   Вася приехал из села. Судя по разговору между ним и Сергеем я понимал: возможно они знакомы очень давно, даже больше, чем Сергей со мной. Вася рассказывал о своем населенном пункте, говоря обо всем: о бывшем совхозе, о типах гусеничных тракторов, о рыбе в ставках, о воровстве главы села, которого так и не получилось разоблачить, словом - обо всех делах деревенских. Было интересно. Сергей традиционно предложил устроить обед и легкую попойку (водка была). Все согласились.
   Выпили. Поели. Василий задремал, а Сергей вывел меня в другую комнату.
- Знаешь, что Вася делает у меня? - спросил он, почему-то давясь от смеха.
- Что?
- Прячется. Он в селе церковь сжег, - чуть не расхохотался Сергей.
   Мои глаза округлились и я был потрясен. Внешность Васи, обычного сельского человека, никоим образом не выдавала в нем лицо, способного на такое. Хотя я так же понимал: внешность, конечно же, бывает обманчива.   Но, все же, что сподвигло Васю на такое деяние? Он - дьяволопоклонник? Просто псих?.. Признаюсь, уже через несколько минут мне не хотелось думать об этом. Сергей снова позвал меня к столу, и мы продолжили застолье. Василий спал.
   Так прошел час. Почему-то я встал из-за стола (наверно, просто надоело сидеть) и подошел к окну. Поначалу увиденная за окном картина показалась мне похожей на дежавю: один из открытых гаражей напротив дома Сергея и ни черта не делающие мужики возле входа в него. Но все изменилось в течение двух-трех секунд. К мужикам вдруг подошли высокие, неприветливо-мрачные молодые люди (их было сначала четверо, затем стало пятеро) и стали о чем-то расспрашивать их. Те охотно отвечали, что-то говорили и вдруг...стали показывать пальцем и взглядом на дом Сергея. Меня это испугало. И трактовка всему этому могла быть, как мне показалось, лишь одна. Я подозвал Сергея.
- Что? - спросил он.
- Серег, Васю выследили, - сказал я.
   Сергей тоже все понял.
- Я тебе еще главного не сказал, - вдруг мрачно заговорил мой приятель. - Но только никому. Вася, помимо того, что сжег церковь, еще и убил человека у себя в селе.
   Теперь все становилось ясно.
- Но это ведь не менты, - сказал я Сергею.
- Не менты, - сказал Сергей.
- Надо Васю разбудить, - предложил я.
- Никому не будем открывать двери, если они постучат. А потом предупредим Васю. Пусть спит, - произнес Сергей. - Может они свалят.   
   Шло время. Вася спал. Мужики закрыли гараж и ушли. Вечерело. Уже почти темнело. А хмурые личности продолжали стоять на улице, посматривая на дом Сергея.
- Сереж, я попробую уйти и, может быть, попробую их отвлечь, - сказал я.
   Сергей колебался в принятии решения. Теперь его волновала уже моя безопасность. Я все же решил не оставаться у Сергея на ночь. И вышел.
   На улице, в общем-то, было уже темновато. Зажглись уличные фонари (их было всего несколько и света они давали мало, но, все же, они освещали путь и лица людей). Я закрыл калитку и пошел направо.
- Молодой человек, можно тебя на минутку, - окликнули меня незваные личности.
   Особого пространства для маневра они мне не оставили: они сами быстро отошли от гаражей, подошли ко мне и почти окружили.
- Василек здесь остановился? - спросили они меня.
- Я не знаю, нет. Здесь живет другой, - пытался выкручиваться я.
- Ну ладно, - темные личности даже улыбнулись, как бы говоря: да знаем мы все, он здесь, не прикрывай его.
   Но я продолжал, как мне казалось, насколько это возможно, спасать Васю. Я говорил об ошибке, о том, что человека живущего в этом доме, зовут Сергей, о том, что я был у него сегодня здесь в гостях и никого, кроме него, в доме не было.
- Хорошо, иди, - сказали незнакомцы.
   И я ушел.




   Дальше, как я потом узнал, события развивались так. Василий проснулся и Сергей ему все рассказал. И Вася решил: он не может больше оставаться в доме Сергея. Во-первых, его вычислили, а во-вторых, его дальнейшее пребывание тут может быть опасно уже и для самого домовладельца, - мало ли, на что решатся эти люди, вдруг решат ворваться и убить прямо в доме.
   Вася долго поджидал момент. И дождался его. Ночью он вышел из дома (не через дверь, через одно из задних окон), перелез через соседский забор, прошел через чужой участок и через чужую калитку вышел на параллельную улицу.
   Сергей же несколько дней продолжал оставаться в доме и никуда не выходил. Васины же враги продолжали ждать. Ждали они его несколько дней. Ждали-ждали, да и ушли.
   В целом, после этого началась обычная жизнь. Работа, возвращение с работы, снова этот повторяющийся цикл. А потом Сергей позвонил мне и сказал, что продает дом и уезжает на новое место. Сначала эта новость ошеломила меня, но потом, вспомнив и образ жизни и философию Сергея, я понял, что в какой-то момент этого следовало ожидать. Кочевник покидал поднадоевшее место и отправлялся дальше.
  Вскоре Сергей уехал.




   Прошла зима и наступила весна следующего года. Все это время я не был в том районе, где жил Сергей. Повода туда ходить теперь не было. Но сейчас, в один из весенних дней, я оказался там. И увиденное меня ужаснуло.
   Дом Сергея был сожжен. Это было просто пожарище, пепелище. От дома остались лишь одна стена и часть крыльца. Ответ, конечно, напрашивался один: враги Васи решили сжечь дом вместе с его обладателем, рассчитывая при этом, что сгорит и Вася.
   Меня не так легко потрясти до состояния шока, но теперь я чуть не онемел. Какое-то время я стоял в ступоре, потом все же прошелся по бывшему двору Сергеевого дома, взял в руки черные головешки и, подержав их в руках, бросил вниз. После этого я ушел.
   В тот же вечер я позвонил Сергею по скайпу и все рассказал. Узнав, что его дом подожгли (вероятность каких-либо иных вариантов мы не рассматривали), Сергей аж побелел. Но потом пришел в себя и стал рассказывать о своей новой жизни. Он переехал на юг и устроился водителем грузовика, возить песок на стройку. Сначала это был грузовик "MAN", а теперь "SCANIA". Жизнь на новом месте сложилась более-менее неплохо, но воспоминания о предыдущем месте жительства все же заставляют Сергея немного ностальгировать о городе, из которого он уехал.
- Здесь нет тех душевных посиделок по субботам. Да и друзей у меня здесь меньше, - сказал он.
   Спросил я Сергея и о Васе. Где он? В каком краю он прячется? Жив ли? Сергей не знал ответ на этот вопрос. Он видел Васю в последний раз, когда тот уходил от своих мстителей сначала через окно, а затем через чужой двор. После этого о нем, что называется, не было ни слуху, ни духу.




   Идет время. Я, как и прежде, живу в своем городе. С Сергеем мы созваниваемся редко. Но, может быть, уже следующим летом я поеду к нему в гости.

2019


Рецензии