Риголетто музыка, которая завоевывает навсегда!

 "Риголетто", опера Верди, 24 июля 2019 года, новая сцена Мариинского театра

Судьба нередко очень мудро распоряжается нашим вниманием, буквально тыкая нас носом в то, что именно сейчас нам нужно прочитать, узнать, увидеть и услышать. Я недавно вновь открыла для себя удивительную английскую писательницу Дафну Дюморье. Раньше знала только ее захватывающую и незабываемую "Ребекку", теперь же прочитала и другие ее романы. Они словно ждали своего часа, поскольку буквально легли на душу, дополнив некоторые мои собственные ощущения и впечатления. Казалось, что писала их родственная душа, воспринимающая жизнь и чувствующая окружающее сходным с тобой образом. А это такая редкость!
Меня поразила одна цитата о певце и его пении из романа, озаглавленного в русском варианте "Богема" (оригинальное название "Паразиты"). Казалось, что эти слова, написанные больше полувека назад, вышли из моего сердца и описывают мои ощущения от прекрасного пения, от замечательного певца, которым я не устаю восхищаться не первый год. Владислав Сулимский, поразительный Риголетто, невероятный граф ди Луна, незабываемый Родриго, степенный и обаятельный Жорж Жермон, ненасытный Макбет... Вот, что написано у Дафны Дюморье: "Из его груди лились тихие, надрываюшие сердце звуки - то был его истинный голос, глубокий и нежный, такой глубокий, что ничто в мире не могло с ним справиться, такой нежный и искренний, что переворачивал душу, сдавливая горло, и всем, кто его слышал, хотелось отвернуться и заплакать". И далее, немного перефразируя, можно продолжить, что многие арии и сцены из известных опер, "запеты певцами всех стран мира, заиграны тысячами ... оркестров, но когда их пел" он, "у всех было такое чувство, что нет и не было песни равной этой. Что это единственная песня, которая когда-либо была написана". (Дафна Дюморье. "Богема" ("Паразиты"). Роман. СПб., 2019. С. 165). Это я прочитала вчера  утром, и все время поражалась точности переданной эмоции от пения выдающегося исполнителя, чей голос настолько выразительно и ярко звучит, что вызывает слезы восхищения  просто своим совершенством, красотой и эмоциональностью. Думала я об этих словах, и слушая вчера Риголетто Владислава Сулимского. Такой живой, завораживающий, трогающий за сердце оперный герой.
Наверное, сходные слова можно было бы произнести и в адрес исполнительницы роли Джильды  - Айгуль Хисматуллиной, обладательницы редкого по красоте, тембру, легкости и полетности сопрано! Нежная маленькая беззащитная доверчивая дочка Риголетто! Труднейшая партия, масса высочайших нот и музыкальных "украшений", а как спета!  Красивый "искрящийся", так и хочется сказать, серебряный звук, хороший темп, четкая дикция. Достойный  партнер по сцене Владислава Сулимского!
Нашлась у моей любимой писательницы и еще одна цитата, про музыкальные темпы и акценты. Для оперы "Риголетто", это, как нельзя, кстати, поскольку с темпами в исполнении музыки тут какая-то, порой, необъяснимая черезполосица - то заметно замедляются, по сравнению  с традиционным звучанием, то ускоряются. "И уж совсем интересно было играть мелодию в другом ритме. Au clair de la lune. Но если внести некоторые изменения, если начать с акцента на "au" , а второй акцент поставить на "lune" и четко выделить в этом слове два слога, строка зазвучит в танцевальным ритме, и все изменится. Жалостливая интонации исчезнет, и грустить будет не о чем. ... Теперь она звучит радостно, весело" (с. 71). А можно сделать и наоборот,  блестящую, полную самоуверенной бравады, острую и темпераментную песенку Герцога превратить в меланхолическую ночную серенаду. Что вчера и произошло.
Или еще пример. Без выраженного нарастания темпа (как написано в партитуре оперы) в дуэте Риголетто и Джильды в покоях герцога , что символизирует ускорение биения сердца героев, не может возникнуть  ощущение ужаса от  надвигающейся неминуемой трагедии, которая именно в этот момент обретает свои конкретные очертания. Но это ускорение вчера прозвучало (что бывает далеко не всегда)!
Удивительная все-таки музыка в этой опере  у Верди! Она так хороша, что мелкие шероховатости ее ничуть не портят! Удовольствие все равно гарантировано!
Порадовали своими голосами даже исполнители маленьких ролей, что случается достаточно редко!


Рецензии