Отелло, дьявольски великолепный

 "Отелло", опера Верди, 30 июня 2019 , Венская опера

Не первый раз иду на одну и ту же оперу два раза подряд с интервалом в день-два, и каждой раз убеждаюсь, что второй спектакль с одними и теми же артистами, всегда лучше первого, даже если первый вызвал заслуженный восторг. А если это еще и завершающий серию, то он нередко становится самым выдающимся.
Вот позавчера, 30 июня 2019 года, все именно так и сошлось - второй и завершающий, только с одним отличием: из-за болезни Ольги Безсмертны Дездемону исполнила Елена Гусева, накануне блестяще спевшая Аиду. Как сообщили прямо перед началом спектакля, когда свет в зале уже погас, Елена Гусева практически сошла с самолета, готового вылететь в Москву, чтобы выручить театр и дебютировать в партии Дездемоны в Венской опере. И это была другая Дездемона - прекрасная, красивая, чудная милая женщина, именно женщина.
Возможно, легкий стресс из-за внезапной и неожиданной замены или, напротив, спад премьерного напряжения к завершающему спектаклю, когда можно спеть его со всей вокальной щедростью, но этот "Отелло" стал абсолютно фантастическим по всемушш: и по выразительности музыки, и по силе вокального и драматического воплощения оперы ее исполнителями. Никогда я такого "дьявольски" великолепного "Отелло" не слышала! И здесь каждый из главных действующих лиц внес свою лепту. Прежде всего Яго Владислава Сулимского. Он и по либретто называет себя порождением дьявола, и ведет себя как настоящий гений тьмы, пробуждая в Отелло Александра Антоненко самые ужасные черты - всепоглощающую подозрительность, безудержную мстительность, слепую ненависть и разрушительную ревность! Так и казалось, что один дьявол выпустил на волю другого дьявола. И последний уничтожил все живое, цветущее, радостное, светлое вокруг себя и не смог в этом мраке жить.
А как пели! Словно высвобожденная Яго инфернальная сила то рождала светлое противостояние детского и женского хора, то прорывалась в яростных стонах и мольбах, в разудалом веселье моряков в первой и второй картиных. Иногда это напоминало вопли грешников из "Гнева божьего" в Реквиеме. А уж главные мужские персонажи -  Яго Владислава Сулимского и Отелло Александра Антоненко словно соревновались в этих адских заходах. Пели так, что сердце замирало от накала страстей. Темпераментная застольная прозвучала у Владислава Сулимского как искусительная песнь самого Дьявола: в мощном, выразительном и завораживающем по красоте вокале, в отточенной фразировке у Яго слышны типичные интонации лукавого искусителя, корыстного ловца человеческих душ, мягко стелящего смертельно опасного врага любого простодушного и благожелательного человека. Предательски прогибающаяся лавка, на которой плясал сначала Яго, а потом и в усмерть пьяный Кассио, почему-то будила в памяти булгаковского Воланда и рождала отчаянный вопрос: "Неужели Аннушка уже пролила масло?" Боже упаси!
Яростно и раскатисто спел Владислав Сулимский "Кредо" своего героя, заставляя зрителя поежиться от его беспричинного, почти звериного человеконенавистничества.
Слова перевода на выбранном языке, которые каждый зритель мог читать на индивидуальном табло, вмонтированном в спинку впереди стоящего кресла, уточняли страшные признания Яго и его далеко идущие планы. Почти абсолютное Зло, маскирующееся под участливого честного человека. Но ревность и ярость, которые он пробудил в Отелло, испугала его самого. Ему пришлось защищаться, выкручиваться, доказывать свою правоту, но яд уже подействовал. И Александр Антоненко, постепенно распаляясь страстями своего героя ("Найди мне неопровержимые доказательства, иначе тебе не сдобровать!"), выдал мощное прекрасное пение, временами напоминающее почти звериный рык. Свирепый получился у него Отелло, укротить его было не под силу даже кроткой любящей Дездемоне. Что бы она ни сказала и ни сделала, это только подливало масла в огонь дьявольской ревности. Елена Гусева была очень впечатляющей Дездемоной, с ярким, выразительным, сильным и красивым голосом. Ее Дездемона не только смиряется с судьбой, но и ропщет на нее, ужасается одержимости Отелло, молится и молит о пощаде, печалится и ничего не понимает. Ей впору сказать, что в мужа вселился дьявол, и она была бы почти права. В нем он проснулся по злой воле Яго. Финальная молитва и песня про иву, полная тоски и страха, а потом тщетная попытка избежать смерти - все потрясает!
И снова восхищаешься, как цельно звучит опера, как по-вердиевски роскошно льются мелодии, от красоты которых просто слезы наворачиваются! Поразительные работа дирижера Мюнг-Вун Чунга!
Если бы опера "Отелло" всегда так испонялась, она давно бы вошла в число моих любимых! Как это произошло теперь!
Зал неистовствовал после спектакля, воздавая должное певцам, музыкантам, дирижеру.
***
На следующий день, показалось, что витавшая на сцене дьявольская энергия вырвалась накануне за пределы театра и вмешалась в обычную жизнь. Жаркий вечерний воздух, не дававший прохлады, превратился наутро в адское пекло, а к вечеру аэропорт и окрестности накрыла мощная буря, черные тучи метали молнии. Множество рейсов из Вены было отменено или отложено. Вылететь домой удалось ближе к полуночи. И уже через полчаса из самолета были ясно видны огни дорог, городов и небольших поселков, вокруг не виднелось ни облачка. И скажи после этого, что обошлось без вмешательства потусторонних сил?!


Рецензии