План развития электротранспорта после войны

План развития трамвая и троллейбуса в РСФСР после Великой Отечественной войны

Документальное эссе

Категория: 6 +

1.

Движимый интересом к истории общественного транспорта города Омска, я не мог пройти мимо столь любопытного документа, как план послевоенного восстановления и развития трамвайного и троллейбусного хозяйства в РСФСР после Великой Отечественной войны.
Я не имею возможности даже кратко проанализировать реализацию этого плана, и не скажу, насколько он был жизнеспособен. Но считаю, что любителям транспортного краеведения во всех уголках России будет полезно иметь информацию из него в своей «копилке».
Я сознательно оставляю орфографические особенности документа, разворачивая некоторые аббревиатуры или примечания в квадратных скобках. Пусть читателя не удивит замена твёрдого знака двумя верхними апострофами, слово «эксплоатация» (вместо привычного «эксплуатация»), и сокращение километров – «клм». Именно так писали в канцеляриях в 1945 году, и даже позднее.
В третьей и последующих главах эссе я публикую информацию из приложений. Их табличную форму я перевёл в строчную, сохранив при этом последовательность, а планы финансирования полностью опустил, дабы не перегружать и без того объёмный материал неактуальными цифрами.
Документ может быть использован для общего представления о планах развития электрического транспорта в городах России.

2.

Постановление Коллегии Министерства коммунального хозяйства РСФСР
Г. Москва
Пр[иказ] № 26 п[ункт №] 1 [от] 20 августа 1946 года

Заслушав доклад Заместителя Начальника Главтрамвая Министерства коммунального хозяйства РСФСР тов. Шевякова П.В. о пятилетнем плане восстановления и развития трамвайно-троллейбусного хозяйства в городах РСФСР на 1946-1950 гг., Коллегия Министерства коммунального хозяйства РСФСР устанавливает, что основной задачей нового пятилетнего плана является полное восстановление разрушенных трамвайно-троллейбусных предприятий в городах подвергавшихся временной оккупации, расширение мощностей действующих трамваев и троллейбусов в центральных и восточных районах республики (РСФСР) и строительство новых трамвайно-троллейбусных предприятий в крупных промышленных центрах не имеющих городского транспорта.
Успешное выполнение пятилетнего плана по восстановлению и развитию городского электротранспорта будет в значительной мере способствовать увеличению промышленного производства и улучшению транспортного обслуживания трудящихся городов.
Поэтому законом о пятилетнем плане – на восстановление и развитие и новое строительство трамвайно-троллейбусных хозяйств в городах РСФСР в 1946-1950 гг. предусматриваются капиталовложения в сумме 535 млн. рублей, в том числе по г. Москве 130 млн. рублей и Ленинграду 64 млн. рублей.
За пятилетие в городах РСФСР должно быть восстановлено и вновь построено 447 клм трамвайных путей и 295 клм троллейбусных линий и введено в эксплоатацию 1012 вагонов и 1910 троллейбусных машин.
Полностью будут восстановлены и расширены трамваи в 18 городах РСФСР (Выборг, Псков, Воронеж, Курск, Орёл, Брянск, Смоленск, Калинин, Сталинград, Ростов н/Дону, Таганрог, Шахты, Краснодар, Новороссийск, Пятигорск, Евпатория, Симферополь и Керчь [до 1954 года Крым был в составе РСФСР – прим. В.Д.]), пострадавших от оккупации.
Протяжённость эксплоатационных путей в 1950 г. в этих городах в сравнении с 1945 г. увеличится на 170 клм и число вагонов на 510 единиц.
В 1946-1950 гг. вновь будут построены трамваи в 7 городах РСФСР (Иркутск, Красноярск, Томск, Барнаул, Коломна, Орск, Липецк) и троллейбусы в 4-х городах (Пенза, Новосибирск, Горький и Севастополь).
Мощность действующих предприятий трамваев и троллейбусов РСФСР также получит значительное развитие: так протяжённость путей трамвая в 1950 г. в сравнении с 1945 г. увеличится на 211 клм и троллейбусных линий на 218 клм, число вагонов соответственно на 375 единиц и троллейбусных машин на 1670.
Наряду с этим в трамвайно-троллейбусных предприятиях будут созданы собственные ремонтные мастерские для полного обслуживания всего подвижного состава.
Восстановление и ввод в эксплоатацию новых трамвайных путей и троллейбусных линий, вагонов и машин и улучшение технического состояния действующего подвижного состава обеспечит в 1950 г. увеличение пассажиро-перевозок в трамваях в сравнении с 1945 годом в два раза и в троллейбусах в пять раз и пробеге вагонов на 120% и троллейбусных машин в 681,4%.
Большое внимание пятилетним планом будет уделено улучшению жилищно-бытовых условий работников городского электротранспорта, для которых в 1946-1950 гг. дополнительно к средствам, выделяемым местными Советами на жилищное строительство предусматриваются капиталовложения в сумме более 55,0 млн. рублей и на мероприятия по охране труда и технике безопасности более 8,0 млн. руб.
В соответствии с законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства Союза ССР на 1946-1950 гг. Коллегия Министерства коммунального хозяйства РСФСР постановляет:
1. Восстановить в 1946-1950 гг. трамваи в 18 городах, пострадавших от оккупации с общими капиталовложениями в сумме 127,0 млн. рублей с вводом  в эксплоатацию 510 вагонов и 170,5 км трамвайных путей, согласно приложению №1.
2. Расширить и реконструировать в 1946-1950 гг. трамвайные хозяйства в 27 городах РСФСР с общими капиталовложениями в сумме 250,0 млн. рублей и с увеличением инвентаря вагонов на 375 единиц и протяжённости пути на 211,3 клм, согласно приложению №2.
3. Построить в 1946-1950 гг. новые трамвайные предприятия в 7 городах РСФСР с общими капиталовложениями 29 млн. рублей с вводом в эксплоатацию 127 вагонов и 66 клм трамвайных путей, согласно приложению №3.
4. Восстановить и расширить в 1946-1950 гг. троллейбусное хозяйство в г. Ростове н/Дону с общими капиталовложениями 6,0 млн. рублей с вводом в эксплоатацию 60 машин и 20 клм троллейбусной трассы.
5. Расширить и реконструировать  в 1946-1950 гг. троллейбусное хозяйство в 4-х городах с общими капиталовложениями 26,0 млн. рублей и вводом в эксплоатацию 230 машин и 58 км троллейбусной трассы, согласно приложению №4.
6. Построить в 1946-1950 гг. вновь троллейбусные предприятия в 4-х городах с общими капиталовложениями 24,0 млн. рублей с вводом в эксплоатацию 180 машин и 57 клм троллейбусной трассы, согласно приложению №5.
7. Построить в 194601950 гг. для работников трамвайно-троллейбусных предприятий РСФСР 100,0 тыс. квадратных метров жилой площади, с общими капиталовложениями 33,130 млн.рублей, согласно приложению №6.
8. Утвердить капиталовложения на 1946-1950 гг. в сумме 8.144 т.р. на мероприятия по охране труда и технике безопасности в трамвайно-троллейбусных предприятиях, согласно приложениям №7 и 8.
9. Довести в 1950 году:
А) перевозку пассажиров в трамваях РСФСР до 5000 млн. человек или 100% к 1940 году, увеличив число перевозок в сравнении с 1945 г. в два раза;
Б) общегодовой пробег вагонов до 530 млн. вагоно-километров или 100% к 1940 году, увеличив пробег вагонов в сравнении с 1945 г. на 120%;
В) коэффициент использования вагонов до 80,5%, т.е. до уровня 1940 года, увеличив его в сравнении с 1945 г. на 44%;
Г) Эксплоатационную скорость вагонов до 14,3 клм/час или 100% к 1940 г., увеличив её в сравнении с 1945 г. на 21,2%;
Д) Снижение себестоимости вагонокилометра пробега до 130 коп. вагонокилометра против 158 коп. ваг./клм в 1945 г.
10. Довести в 1950 году:
А) Перевозку пассажиров в троллейбусах РСФСР до 1100 млн. человек, увеличив её в сравнении с 1940 г. на 334%;
Б) Общегодовой пробег машин до 165 млн. машино-километров, увеличив его в сравнении с 1940 г. на 355%;
В) коэффициент использования машин до 79% вместо 60,5% в 1940 году;
Г) эксплоатационную скорость машин до 15 клм/час, т.е. довоенного уровня;
Д) Снижение себестоимости машинокилометра до 184 коп. маш/клм против 264 коп. маш/клм в 1945 г.
11. В целях успешного выполнения пятилетнего плана и коренного улучшения обслуживания электротранспортом населения городов РСФСР в 1946-1950 гг.:
А) капитально отремонтировать 3000 трамвайных вагонов и 1800 троллейбусных машин;
Б) произвести 45000 планово-предупредительных ремонтов трамвайных вагонов и 2000 ремонтов троллейбусных машин;
В) капитально отремонтировать 900 клм одиночного трамвайного пути (смена рельс, шпал, спецчастей);
Г) прекратить с 1946 г. укладку непропитанных шпал при всех видах ремонтов трамвайных путей;
Д) построить при 8 трамвайных предприятиях шпалопропиточные установки мощностью до 25 тыс. штук шпал в год каждая;
Е) организовать централизованную заготовку шпал при 11 наиболее крупных трамвайных предприятиях и расположенных в лесистых районах с общим количеством заготовки шпал 200.000 штук в год (Горький, Казань, Калинин, Свердловск, Молотов [ныне Пермь – прим. В.Д.], Дзержинск, Архангельск, Москва, Орёл, Брянск, Новосибирск);
Ж) в целях обеспечения полного обслуживания всеми видами ремонтов подвижного состава трамвая и троллейбуса – создать собственные ремонтные базы, для чего: построить и расширить 30 трамвайных депо и 12 троллейбусных парков, построить новые и расширить действующие ремонтные троллейбусные заводы в г. Ленинграде и Москве и вагоноремонтные заводы в гг. Новосибирске, Горьком, Свердловске, Куйбышеве, Ростове на Дону, Казани и Ленинграде;
З) спроектировать и построить опытные образцы новых 4-х осных трамвайных вагонов усовершенствованной конструкции, с учётом современных достижений в технике вагоностроения и изготовить первую серию этих вагонов в количестве 150 единиц на Ленинградском вагонно-ремонтном заводе Министерства коммунального хозяйства РСФСР;
И) обеспечить составление проекта и выпуск заводом Министерства вооружения новых 2-х осных трамвайных вагонов безтележечного типа с быстроходным мотором и карданной передачей;
К) обеспечить постройку на заводах Авиационной промышленности троллейбусных машин усовершенствованной конструкции, с цельно-металлическим кузовом и высокими динамическими показателями в количестве 1910 единиц, в т.ч. на заводе №272  Министерства авиационной промышленности, по образцу машин выпускаемых 82 авиационным заводом – 20 машин в 1946 г. и 250 машин в 1947 году;
Л) Организовать на Горьковском вагоноремонтном заводе Министерства коммунального хозяйства РСФСР производство снегоочистителей трамвайного типа, приступив в 1947 году к выпуску опытных образцов;
М) организовать и расширить научно-исследовательские работы, направленные на улучшение технологии ремонтов и содержание подвижного состава, путей и электрооборудования, повышение сроков службы быстроизнашивающихся агрегатов, запасных частей и деталей; борьбу с коррозией металлов, улучшение организации движения и транспортного обслуживания населения, для чего создать лаборатории при трамвайных и троллейбусных ремонтных заводах городов Москвы, Ленинграда, Горького, Куйбышева, Свердловска, Саратова, Новосибирска и Челябинска. Спроектировать и построить установки по высокочастотной закладке ответственных деталей трамваев и троллейбусов в городах Ленинграде, Горьком и Свердловске;
Н) реконструировать трамвайные хозяйства городов Пятигорска, Краснодара и Астрахани и перевести из узкой колеи на широкую, передав освободившийся подвижной состав Симферопольскому и Евпаторийскому трамваям;
О) организовать, в соответствии с проектами планировки городов, своевременную подготовку технической документации по всем об’’ектам восстановления трамвайно-троллейбусных хозяйств РСФСР, обеспечив изготовление технической документации на об’’екты, выполняемые  в 1947 году не позднее 15 апреля 1947 года;
П) подготовить 15.000 рабочих трамвайно-троллейбусных предприятий, в т.ч. водителей трамваев и троллейбусов 5.000 человек и 6000 кондукторов, повысить квалификацию и переподготовить 25000 работников, в том числе 8000 – человек рабочих по ремонту подвижного состава трамвая и троллейбуса;
Р) Обеспечить повышение заработной платы работников трамваев и троллейбусов РСФСР путём улучшения условий труда, внедрения усовершенствованных методов работы, механизации трудоёмких процессов и выполнения показателей эксплоатации, увеличив долю премиальных в зарплате с 25% в 1945 году до 40% в 1950 году.
12. Признать необходимым:
А) организацию при Министерстве коммунального хозяйства РСФСР – Нормативно-исследовательской станции по разработке новых норм выработки и проверке действующих, разработке нормативных карт и технологических процессов работ;
Б) для распространения опыта в работе передовых предприятий и технических усовершенствований в вопросах эксплоатации, организации строительства и оборудования городского электротранспорта – изданий ежемесячного журнала «Городской электротранспорт» и многотиражной еженедельной  республиканской газеты «Трамвай и троллейбус»;
В) в целях изучения опыта эксплоатации трамваев и троллейбусов и современного вагоностроения – командирование в 1946 г. в США, сроком на шесть месяцев 10 инженеров-специалистов городского электротранспорта [как жаль, что у нас нет информации и подробностей об этой командировке. Состоялась ли она? – прим. В.Д.];
Г) для обеспечения трамвайно-троллейбусных предприятий РСФСР высококвалифицированными специалистами – увеличение контингента студентов электротяговиков на факультете электрификации промышленности и транспорта Московского энергетического института им. Молотова до 150 человек;
Д) для разработки генеральных схем комплексного развития городского транспорта в гг. Москве и Ленинграде – организацию междуведомственной комиссии при Комитете по делам Архитектуры при Совете Министров СССР из представителей:
Министерства коммунального хозяйства РСФСР;
Комитета по делам Архитектуры;
Министерства путей сообщения;
Министерства автомобильного транспорта РСФСР;
Министерства речного флота;
Академии Наук СССР;
Городских исполнителей (на время рассмотрения проекта соответствующего города);
Е) распространение для всех трамвайных предприятий РСФСР премиальной системы оплаты труда, введённой во исполнение постановления ГОКО [Государственный Комитет Обороны – прим. В.Д.] от 25 февраля 1944 г. в трамвае г. Москвы;
Ж) для поднятия трудовой дисциплины и повышения ответственности за порученную работу – введение для всего личного состава работников трамваев и троллейбусов РСФСР обязательное форменное обмундирование, в соответствии с действовавшим ранее постановлением Комиссии Президиума ЦИК СССР от 19 сентября 1936 г. (протокол №10) «по утверждению формы одежды в гражданских наркоматах и организациях»;
З) возвращение в распоряжение ЦК профсоюза работников городского электротранспорта дома отдыха «Городок», расположенного в районе г. Подольска, Московской области, для организации в нём рабочих и служащих трамвайно-троллейбусных предприятий городов РСФСР.
Председатель Коллегии Зам. Министра коммунального хозяйства РСФСР В. Гусев [1, лл. 23 – 29].

3.

В приложении №1 к документу представлен пятилетний план восстановления трамвайных предприятий в городах РСФСР на 1946–1950 гг. Перечислим их в следующем порядке – город; годы ввода в эксплоатацию: Выборг (1947-50); Псков (1946-1949); Воронеж (1946-1950); Курск (1946-1950); Орёл (1946-1949); Брянск (1946-1950); Смоленск (1946-1950); Калинин (1946-1950); Сталинград (1946-1950); Ростов (1946-1949); Таганрог (1946-1947); Шахты (1946-1948); Краснодар (1946-1950); Новороссийск (1946-1949); Пятигорск (1946-1948); Евпатория (1946-1948); Симферополь (1946-1949); Керчь (1946-1949) [1, л. 30].

4.

В приложении №2 – пятилетний план расширения и реконструкции трамвайных предприятий в городах РСФСР на 1946-50 гг.:
Тула (1946-1948); Горький (1946-1950); Дзержинск (1946-1950); Казань (1946-47-1950); Куйбышев (1946-1950); Саратов (1946-1950); Свердловск (1946-1948); Ижевск (1946-1950); Уфа (1946-1950); Челябинск (1946-1948); Златоуст (1947-1950); Омск (1946-1949); Новосибирск (1946-1949); Кемерово (1946-1949); Сталинск (1947-1950); Прокопьевск (1947-1950); Владивосток (1946-1950); Архангельск (1946-1950); Дзауджикау [ныне Владикавказ – прим. В.Д.] (1946-1950); Астрахань (1946-1950); Грозный (1946-1950); Молотов (1946-1950); Иваново (1946-1950); Ногинск (1946-1948); Ярославль (1946-1950); Москва (1946-1950); Ленинград (1946-1950); проектные работы Тамбов, Кострома, Ульяновск (даты не указаны) [1, л. 31-32].

5.

Приложение № 3 – пятилетний план строительства новых трамвайных предприятий в городах РСФСР на 1945-1950 гг.: Липецк (1946-1950); Орск (1946-1948); Коломна (1946-1947); Томск (1946-1950); Барнаул (1946-1949); Красноярск (1948-1950); Иркутск (1946-1950) [1, л. 33].
 
6.

Приложение №4 – пятилетний план расширения и реконструкции троллейбусных предприятий городов РСФСР на 1946-1950 гг.: Киров (1946-1950); Куйбышев (1946-1950); Свердловск (1946-1950); Челябинск (1946-1950); Москва (1946-1950); Ленинград (1946-1950) [1, л. 34].

7.

Приложение №5 – пятилетний план нового строительства троллейбусных предприятий в городах РСФСР на 1946-1950 гг.: Пенза (1946-1948 -1950); Новосибирск (1946-47-1950); Горький (1948-1950); Севастополь (1947-1950) [1, л. 34].

Источник:
1. Пятилетний план (1945-1950 гг.) расширения трамвайного хозяйства в городе Омске. // Государственный исторический архив Омской области. Ф. 1100, оп. 1., д. 23.

30 июля 2019 г.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии