Зубы, дерзость и успех

Наш драмкружок, в полном составе, должен был участвовать в концерте для ветеранов в честь Дня победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Мне  не повезло:  как раз в то время остался  я без зубного протеза,  и зубов  у меня во рту не было  уже никаких: ни обманных,  ни настоящих.
Новый протез я, конечно,  заказал и уже ходил на примерки, но изготовить мне зубы  к 9  мая  явно не успевали. 

А тут  как раз ко мне  с неожиданной просьбой обратился руководитель нашего кружка, человек опытный и ответственный,   успевший  поработать  в свое время и с  Татьяной Дорониной,  и  с  Олегом Ефремовым. Просто подошел после репетиции и сказал.
— Готовься! Будешь выступать.
— Не могу, Вячеслав, Алексеич! Вы же видите, конечно, что  беззубый  я совсем! Прийти, конечно,  приду, но только зрителем!
— Зрителей у нас и без тебя хватает! А вот стихи читать некому. Выступи, пожалуйста!  Очень  прошу. Лучше тебя все равно никто не  прочтет!

И я согласился. Сам не знаю как! Трусишка от рождения, боящийся своей тени, звуков своего голоса и, вообще,  всего сущего на свете и в тени, — я все-таки согласился.

До сих  пор не пойму, почему я так обнаглел! А может быть, мне самому  вдруг захотелось выступить,  хоть с зубами, хоть без зубов?
Говорят, — охота пуще неволи…

И вот, представьте,  стою я на сцене и читаю по очереди, разумеется, три  стихотворения:
Маяковского — "Хорошее отношение к лошадям;
Есенина — "Все живое особою метой";
Заболоцкого — "Это было давно…"

В зале, в основном, пожилые люди. Тихо.
Слушают внимательно. 
Мою беззубость   никак не комментируют.

Голос у меня вдруг появился — откуда-то из самых  глубин моего существа! Видно, взамен зубов!  Чтобы совсем уж не опозориться! И неплохая  артикуляция  возникла оттуда же! Из глубин  моего волнения! Как дар небесный! Как  за дерзость мою — награда!

Работаю. Вдруг из  середины  зала одна женщина  говорит — так громко-прегромко:
"А хорошо читает!"

И тут-то  я, наконец,  почувствовал себя Артистом!  Понял, что зал мой! Что я "в фокусе", что завладел углом зрения, нужными ракурсом и вниманием  и нашел правильную точку приложения своих сил.
"Дайте мне точку опоры" и… зал будет  мой!

Я знаю, что уже мой! Чувствую!

Радостное это чувство помнится  мне до сих пор:  значит, зубы не самое главное! Да и внешняя красота  не играет  такой уж исключительной роли в успехе артиста! В отношениях актера и публики, по крайней мере!

Не в красоте дело!
Вернее, истинная красота — таится  в чудесах  единения ранее незнакомых людей!
В радости сердца, открытого ключом искусства,  —
да живет всегда Человечная  Красота!
Аминь!


Рецензии