Тайны и мифы Инквизиции

Слово "инквизиция" (лат. Inquisition) означает «расследование».

Миф 1. Инквизиция уничтожила миллионы человек. 

Эта фраза вошла в каноны школьной науки и повторяется в сотнях книг и фильмов.
Один из первых историков инквизиции Хуан Льоренте, насчитал около 30 тысяч казнённых за всю многовековую историю этой организации. Более современные историки установили, что общее число казнённых за 20-летнее правление Торквемады (самый кровавый период в истории инквизиции) не превышает 2000 человек.
В конце 20 века, в архивах Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся в Национальном историческом архиве, найдены отчеты местных судов. Всего там оказалось 49 092 досье. Из них:
-иудействующие 5007;
-мориски – 11 311;
-лютеране- 3499;
-гностики (alumbrados) – 149;
-суеверия – 3750;
-еретические суждения – 14 319;
-двоеженцы – 2790;
-сексуальные преступления духовенства (solicitaci;n) – 1241;
-хула на Святую Инквизицию (ofensas al Santo Oficio) – 3954;
-разное – 2575.
Из всего этого объема дел,  смертные приговоры вынесены всего лишь 775 обвиненным. Большинство из них были иудеи, несколько десятков морисков, более сотни протестантов (главным образом, французы), около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм. Остальные 98,1% обвиняемых были либо оправданы, либо получили легкое наказание (штраф, покаяние, паломничество).

Треть всех привлеченных к суду отпускались безо всякого наказания. В Толедо этот показатель составлял две трети. 1,7 процента от общего числа казней были совершены лишь на бумаге из-за отсуствия осужденных -  сжигались их манекены.
Эти 49 тысяч процессов проходили с 1560 по 1700 годы. Большинство более ранних  архивов местных судов потеряны. Сохранилось лишь архивы Толедо (12 000 приговоров), Куэнка и Валенсии. Из них видно, что в 1480-1530 годах процент приговоренных к смертной казни был гораздо более значительным.
Исследователи установили, что инквизиторы использовали пытки нечасто, и, как правило, они длились не более 15 минут. Так, из 7000 дел в Валенсии только в 134 были использованы пытки и никто не подвергался им более двух раз.
В 1483 году король Фердинанд назначил Томаса де Торквемаду генеральным инквизитором Испании. В его обязанности входило определение правил рассмотрения доказательств и процедур инквизиции, а также организация ее отделений в основных городах. По мнению многих исследователей, самыми жестокими были именно те годы, когда испанской инквизицией управлял Торквемада. При нем огню было предано около двух тысяч «конверсос». После ухода Торквемады в 1498 году, количество казненных сильно уменьшилось.
Преемник Торквемады кардинал-архиепископ Толедо Франсиско Хименес де Сизнерос реформировал инквизицию. Испанский трибунал стал более справедливым и «умеренным». Казни и пытки были явлением достаточно редким. Тем не менее, в 1504–1506 годах инквизитор Лусеро в Кордове приговорил к смертной казни сотни людей за обращение в иудаизм. В ответ вспыхнули восстания, в результате чего Лусеро пришлось бежать.
На Иберийском полуострове, за 350 лет своего существования, испанская инквизиция отправила на костер около четырех тысяч человек. Тогда как в остальных католических и протестантских странах, было сожжено около 60 тысяч человек.

Миф 2. Инквизиция была единой организацией.

Это не совсем так. Существовала "старая" инквизиция, занимавшаяся в европейских странах поиском и увещеванием еретиков и примирении их с церковью, и "Новая" инквизиция, наиболее ярко проявившаяся в Испании, где она была фактически не церковным, а государственным органом, действуя в интересах монарха, а не церкви.
"Старая" инквизиция появилась в XIII веке в ответ на захлестнувшую некоторые европейские страны волну ересей. Основные правила работы инквизиции в тот период - преследование еретиков, причем еретиком считались либо те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, но не все подряд, а только те, которые в своём ведовстве применяют сакральные для церкви предметы: освящённые гостии, святую воду, миро и т.д. и тем самым фактически оскверняют их. Все остальные колдуны, если такие находились, подлежали светскому суду.
В большинстве случаев "старая" инквизиция пыталась наставить еретиков на путь истинный и примирить их с церковью, добившись их отречения от ошибочных взглядов. Поэтому она не отличалась кровожадностью: за период с XIII по конец XV века число приговорённых к смертной казни по всей Европе составляло несколько сотен человек. Объём вмешательства инквизиции в жизнь общества в те времена был невелик, инквизиторы не получали никакого жалования за свои труды, для них это было скорее дополнительной нагрузкой. Как организация, "старая" инквизиция была разрозненна и непостоянна.
"Новая" инквизиция была учреждена в Испании королём Фердинандом и фактически действовала в его интересах, а не в интересах церкви. Испанский монарх с самого начала имел огромное влияние на инквизиторов, которые не столько боролись с ересью, сколько искали тайных иудеев и мусульман. Дело в том, что после того, как Испания была отвоёвана у арабов и её объединения, в стране оказались огромные общины евреев и мавров. Чтобы не погибнуть, многие из них вынужденно крестились или были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать свою старую религию.
Противостояние с ними было не только религиозным, но и политическим и экономическим. Евреи и мавры составляли более четверти от общего числа населения, при этом многие из них были весьма богаты, а король Фердинанд намеревался превратить Испанию в самую могущественную империю, для чего нужно было немало средств. Однако просто так взять и конфисковать чужую собственность было невозможно, поэтому большую помощь в этом деле оказывала инквизиция, которая наказывала конфискацией имущества или его частью значительно чаще, чем сожжением на огне. Фердинанд создавал централизованное государство, сшивая его из разрозненных испанских лоскутов, а потеря части привилегий была явно не по вкусу многим знатным феодалам, которые начали проявлять недовольство и впоследствии стали жертвами инквизиции.
Испанская инквизиция фактически была государственным органом, а не церковным, её служащие получали жалование, а финансировалась она в основном за счёт конфискации имущества осуждённых.

Миф 3. Инквизиторы были фанатиками.

Инквизиторы были образованными людьми, которые скептически относились к ценности пыток для обнаружения ереси. Высший инквизиционный трибунал Испании (Supremo) никогда не верил в колдовские шабаши. Более того, «он систематически заставлял освобождать обвиняемых», оказывая для этого давление на местные суды. При Филиппе 4 самостоятельность инквизиции расширилась, она не признавала более за Римской курией права запрещать в Испании чтение какой-либо книги. Об этом свидетельствует случай с Галилеем, когда в Риме нашли необходимым запретить его «Диалоги». Папский нунций в Испании даже распорядился прибить к дверям церкви эдикт о запрете этой книги, не испросив разрешения великого инквизитора. Инквизиция обратилась за помощью к Филиппу IV, тот внял просьбе Великого инквизитора, и имя знаменитого флорентийца не фигурирует на страницах испанских индексов. 

Миф 4. Инквизиция существовала во всех странах Европы.

Наиболее сильна была инквизиция в Испании (и её заморских колониях). Во Франции, Португалии и нескольких итальянских и немецких землях инквизиция некоторое время существовала, но была несколько ограничена в возможностях. В Англии, Польше и Скандинавских странах инквизиция не прижилась.
Около 80% венецианских инквизиционных процессов, относившихся к периоду до 1580 года, были связаны с обвинениями в лютеранстве и родственных ему формах протестантизма. В 1580—1581 годах было вынесено 130 приговоров во всех районах северной Италии.

Миф 5. Инквизиторы не верили оправданиям обвиняемых.

Инквизиция предоставляла слово обвиняемому, а от обвинителя требовала ясных доказательств. В итоге, выносили много оправдательных приговоров. Для обвинения требовались показания двух свидетелей, которые в одно и то же время в одном и том же месте видели и слышали одно и то же. В случае расхождения показания свидетелей, обвиняемого отпускали.
Инквизиция требовала доказательств и не слишком верила субъективным свидетельствам, доносам и заявлениям, стараясь найти способы объективной их проверки. В Инквизицию отбирались наиболее образованные священнослужители. Великий Инквизитор Испании Франсиско Хименес де Сиснерос с 1507 по 1517 годы уничтожал арабские библиотеки. Но затем сам стал основателем Университета, созданного с целью открыть Испанию для новых течений европейской мысли.
Сейчас уже можно говорить о том, что  средиземноморские инквизиции были менее кровожадными, нежели европейские светские суды. Последние исследования показывают, что инквизиторы были более проницательными психологами, нежели светские судьи, и чаще выносили  корректные,  а зачастую и снисходительные приговоры. Они не полагались на пытку, чтобы убедиться в истинности утверждений обвиняемых. Инквизиторы пытались проникнуть в сознание людей, а не определить правовую ответственность за преступление, поэтому протоколы инквизиторских допросов выглядят совсем иначе, нежели протоколы светских трибуналов.
В отличие от светского судопроизводства того времени, суды инквизиции работали очень медленно и кропотливо, заботились об  анонимности обвинителей и защите информаторов.
Инквизиторы стремились понять намерения людей, сказавших или сделавших подобное, различали раскаявшихся и нераскаявшихся грешников, согрешивших случайно или намеренно, от мошенников и дураков. Инквизиторы предпочитали подвергнуть подозреваемого многократному перекрестному допросу, стараясь разобраться не только в его словах и действиях, но и в его мотивах.

Миф 6. Инквизиция охотилась на ведьм.

Много лет считалось, что Церковь сожгла миллионы ведьм.  Но исследователи опровергли эти данные. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но на кострах погибло нескольких десятках тысяч людей.
Одержимость ведовством зародилась в Южной Франции и Северной Италии. В XV веке она охватила север Франции и Швейцарию. Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. Во второй половине XVI века волны преследований ведьм захлестнули западные и южные области Священной Римской империи.
Грандиозная охота на ведьм постепенно захватила Польшу, территории нынешних Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Сербии и перекинулось на Британские острова. В Британии пытки были запрещены, дело граничилось проведением отдельных процессов. Гораздо сильнее пострадала Шотландия, где одержимый ведовством король Яков VI опубликовал собственный трактат о ведьмах.
В течение XVII века предметом озабоченности римской инквизиции были все формы магии, от ведовства до предсказаний. Среди других дел, рассматриваемых  инквизицией, до 15 процентов дел были связаны с обвинениями священников в сексуальных домогательствах, двоеженство, гомосексуализм и т.п. Ученых-астрономов и физиков среди жертв инквизиции нет.
В Швейцарии с населением около 1 миллиона человек, сожгли 4000 ведьм; в Речи Посполитой с населением 4, 4 млн - около 10 000 человек; в Германии с населением в 16 млн – 25 000 казней; в Дании-Норвегии с населением 970 000 – 1350 человек.
Исследования инквизиционных архивов показали, что расследуя дела о колдовстве, инквизиция карала преступников не слишком сурово. Мягкость инквизиторских приговоров по обвинениям в ведовстве составляет разительный контраст с суровостью светских судей Северной Европы в те же столетия.
В 1580 году, в Миланском герцогстве началась паника из-за того, что «появилось много ведьм». В миланских тюрьмах оказались 17 ведьм.  Филиал римской инквизиции расследовал дела «ведьм» и оправдал 9 из них по всем статьям обвинения, еще 5 были освобождены после принесения клятвы. Одна женщина полностью признала свою вину, а две сделали частичные признания, но даже и эти трое отделались незначительными наказаниями.
За 10 лет, с 1581 по 1591 год, в Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. В Бургундии и Гаскони, фанатики-судьи отправили на костер около 600 ведьм. В Германии, особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения. На костре погибла жена бургомистра, сам бургомистр и их дети. Потом принялись за учеников и студентов.
Террор в Бамберге, где судилища проводил сумасшедший викарий, был ужасен, но в Кельне дела обстояли еще хуже. «Верно, погибло уже полгорода, – писал очевидец. – Брошены в тюрьмы и сожжены профессора, кандидаты права, священники, каноники и викарии, члены монашеских орденов. Канцлер с канцлершей тоже осуждены... трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом. Сжигают студентов и юношей благородных кровей в возрасте девяти-четырнадцати лет».
В Мюнхене, в начале XVII века пытали одиннадцать людей. Шестерых - при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, пятерых колесовали, и одного посадили на кол.
Пытуемые, в свою очередь, донесли еще на 21 человека, которых незамедлительно допросили. Среди новых обвиненных была очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе, призналась во всех обвинениях. Дочь стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом и не признала своей вины. Когде ей сказали о признании ее матери, дочь призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.
В ужасе, люди бежали за пределы страны и  с мольбами о помощи обращались к императору и папе Римскому. Император Фердинанд II обратился сначала с увещеваниями, а затем и с угрозами к тем, кто поощрял этот террор. Папа Урбан VIII направил двух своих кардиналов в Кельн, приказав им положить конец кровавому безумию. Но, несмотря на все усилия, убийства продолжались еще долго. В Бамберге и Вюрцбурге было уничтожено более 600 человек, а в Кельне свыше 1000.

Лишь очень храбрые люди дерзали противостоять всеобщему помешательству.
Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 – 1588). Он опубликовал в 1563 году книгу «О демоническом наваждении», в которой утверждал,  что мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, «бойню невинных», преступив тем самым заповеди милосердного Господа. Вир советовал властям запретить процессы, расстроив таким образом план царя преисподней.
Книга доктора Вира вызвала в стане охотников за ведьмами только ярость и возмущение и не могла положить конец этому безумию.
В начале XVIII века, когда кровавая вакханалия достигла своего апогея, в немецкоязычных странах появились новые серьезные сочинения. Авторы не подвергали сомнению тот факт, что Дьявол способен прельщать людей и подбивать их на всякие греховные дела. Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность. Что же касалось полетов по небу, соития с Дьяволом, непогоды и порчи животных, вызванных ведьмами, и многого другого - все это пустые выдумки.
Эти аргументы тоже заметных перемен не принесли. Лишь с развитием естественных наук многие «божественные истины» стали выглядеть чистейшими фантазиями.

Миф 7. Аутодафе – это казнь на костре.

Аутодафе по сути - масштабный эффектный спектакль на публику. Идея состояла в унижении преступников и внушении собравшимся зрительским массам, каким может быть наказание за ересь. Для поучительной проповеди, сопровождавшей аутодафе, подключали наиболее красноречивых и громогласных ораторов, выступление которых могло продолжаться и час, и два.
6 февраля 1481 года было проведено первое аутодафе (от "auto de fe" – акт веры) - в Севилье. Сотня обращённых евреев была обвинена в тайной приверженности иудейской вере. Шестерых сожгли на костре, к остальным применили иные меры наказания.
На аутодафе. осужденных раздевали, обривали им головы. Мужчинам сбривали бороды, что для них являлось особым позором. На самом крупном из описанных в испанских хрониках аутодафе, на одном громадном костре было казнено сразу 109 человек, что было большой жестокостью даже для средневековых представлений.

Миф 8. От инквизиции нельзя было уйти живым.

Инквизиция вообще не имела права приговаривать кого-либо к смерти, это была прерогатива исключительно светских властей. Почти во всех странах светское законодательство предусматривало наказание смертью за колдовство и тому подобные деяния. Светский суд, как правило, не учитывал раскаяний подсудимого и его отречений от заблуждений, настоящих или мнимых, не признавал. Фактически инквизиция была единственным шансом для заподозренных в колдовстве спастись от смерти.
Инквизиторы стремились добиться от еретика отречения от его заблуждений. Если подозреваемый в ереси каялся в своих заблуждениях и был согласен на примирение с церковью, его ждала уже не смертная казнь, а существенно более мягкое наказание. Правда, инквизиторы могли счесть покаяние неискренним, т.н. лжепокаянием, но здесь всё зависело уже от настроения трибунала. Как правило, покаяния было достаточно, чтобы избежать костра.
Значительно чаще, чем смертная казнь, применялись такие виды наказания, как наложение епитимьи, ношение санбенито (специальное покаянное одеяние) в течение определённого срока, конфискация имущества, отлучение от церкви на определённый срок, тюремное заключение, денежный штраф, телесные наказания.
Наиболее часто еретики наказывались наложением епитимьи для небольших прегрешений или же тюремным заключением для покаявшихся в серьёзной ереси. В первые годы деятельности инквизиции в Испании, когда число приговоров было велико, а тюрем для заключённых не хватало, разрешалось отбывать наказание по месту жительства, т.е. тюремное заключение фактически заменялось домашним арестом.
В Испании жертвами инквизиции в основном были обращённые в христианство евреи и арабы, которых подозревали в отступничестве от новой религии. Но «чистые» иудеи и мусульмане, жившие в этой стране, никогда не привлекались инквизицией, поскольку её юрисдикция на них не распространялась.
Кроме того, жертвами нередко становились представители влиятельных и знатных испанских семей, которые по тем или иным причинам находились в оппозиции к престолу или имели врагов. В застенки инквизиции могли попасть и простые люди, неосторожно болтавшие на публике о том, о чём не следовало, в присутствии людей, которые затем доносили об их еретических рассуждениях.
В инструкциях для инквизиторов специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе.

Особая практика, применявшаяся инквизицией — добровольное раскаяние. Как правило, объявлялся срок, в течение которого все желающие могли добровольно покаяться, явившись на трибунал. В этом случае их либо ждало незначительное наказание вроде денежного штрафа, либо все их прегрешения прощались. По истечении этого срока не покаявшихся еретиков наказывали по всей строгости.
Миф . Инквизиция использовала только жестокие методы дознания.
Инквизиция асоциируется у большинства людей с невообразимыми орудиями самых изощрённых пыток. Это преувеличение. На самом деле гораздо большее внимание уделялось признаниям, полученным без пыток.
Сам процесс заведения дела был достаточно долгим. Если инквизиторы получали от кого-либо донос или информацию, которую считали достойной открытия дела, открывался трибунал, на котором принималось решение, проводить ли расследование. Если ответ был положительным и имелись свидетели, то к ним направлялись на беседу инквизиторы, которые, не раскрывая им суть дела и не называя имён, вели пространные беседы "обо всём", пытаясь получить как можно больше информации по делу.
Далее в дело вступали квалификаторы-богословы, чьей обязанностью было решать, стоит ли по имеющимся материалам продолжать дело, или оно слишком незначительное и не имеющее отношения к церкви. Если дело решено было продолжать, подозреваемого помещали в тюрьму. Ровно через три дня инквизиторы приходили к подозреваемому и предлагали покаяться во всех грехах и еретических заблуждениях, взамен обещая помилование. При этом ему даже не объясняли, в чём его подозревают. Если он рассказывал всё, и его показания в целом совпадали с уликами и свидетельскими показаниями, и при этом он демонстрировал деятельное раскаяние, то для него всё заканчивалось наказанием в зависимости от тяжести преступлений.
Существовал весьма интересный способ отвода свидетеля — достаточно было заявить о своей вражде с ним. Поэтому инквизиторы ещё на предварительном этапе расспрашивали, есть ли у подозреваемого враги, которые могли бы оговорить его. И если он ещё тогда называл среди них свидетеля, им ничего не оставалось, как не принимать в расчёт его показаний.

Начинался судебный процесс, на котором подсудимый имел право на защиту адвоката. После суда вновь приглашались квалификаторы, которые должны были трактовать: отвёл ли подсудимый от себя подозрения в еретичестве или, напротив, подтвердил. От их решения фактически зависел приговор. Подсудимого могли полностью оправдать, что было скорее редкостью, или же приговорить к незначительному наказанию, если улик против него было немного или в том случае, если он активно каялся. В случае покаяния, если он вторично попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, он получал наказание в зависимости от тяжести проступка.
После вынесения приговора любой подсудимый имел право подать апелляцию в Рим, но, как правило, помогало это только знатным и богатым узникам, за которых было кому ходатайствовать перед святым престолом.
Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам, которые, к слову, не были изобретением инквизиции и активно применялись светскими судами.
Для колдунов и ведьм попасть в инквизиционный, а не светский суд, было благом. Изначальный смысл инквизиции — наставление на путь истинный, и подсудимый мог рассчитывать на снисхождение и сохранение жизни в случае принесения покаяния, тогда как в светском суде колдунов и ведьм в подавляющем большинстве случаев ждала смерть.
Инквизиция четко предписывала, как и кого можно было пытать. Главный принцип — ни в коем случае не пытать до смерти и действовать в пределах разумного. Проливать кровь тоже не разрешалось,   католическая церковь гордилась тем, что все процедуры дознания проходили без крови. Поэтому и казнили огнем, а не отсечением головы.
При допросах, палачи использовали следующие инструменты и методы пыток:
Дыба "Гарруча".
Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Гарруча представляла собой большой стол на ножках или без них, на который клали осужденного, а его ноги и руки фиксировали. Обездвиженную жертву растягивали, причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда, жертву привязанную к дыбе, подвергали дополнительным истязаниям - щипцами  зажимали соски, половые органы, прижигали тело каленым железом и др.
Колесование.
Эта пытка применялась только при обвинении в колдовстве. Палач ломал жертве кости и суставы при помощи маленького колеса, снабженного множеством шипов. В случае казни, иногда совмещали колесование и сожжение на костре.
«Охрана колыбели», или пытка бдением.
По словам палача Ипполито Марсили, введение этой пытки явилось переломным моментом в истории пыток. Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений. Жертву держали в бодрствующем состоянии, не давая спать (впоследствии, эта пытка стала популярной у сталинских палачей, которые усовершенствовали ее, заставляя заключенного еще и стоять).
В Германии это издевательски называлось «Охрана колыбели».
Дыба-подвес.
Это была наиболее распространенная пытка. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки и поднимали вверх руки жертвы. Затем, либо оставляли в такой позиции, либо сильно и часто дергали за веревку. Нередко к ногам жертвы привязывали груз, а тело при этом еще и рвали щипцами.
"Ла Тока", или пытка водой.
Испытуемого помещали горизонтально таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Через рот, зафиксированный в открытом положении, в гортань помещался конец длинного куска ткани. Далее в рот заливалась вода, ткань намокала и благодаря непроизвольному глотательному рефлексу начинала продвигаться вглубь по пищеводу, одновременно создавая у жертвы ощущение захлёбывания. Когда она достигала желудка, её вытаскивали обратно и при необходимости повторяли процедуру.

Миф 9. Инквизиция сжигала людей.

Наказания осужденных трибуналами инквизиции были весьма мягкими, и только в отдельных случаях – жестокими:   
- жертвование свечей для алтаря и участие в крестном ходе,
- денежный штраф,
- телесное наказание,
- выставление у позорного столба,
- клеймование,
- наказание заключением,
- конфискация имущества,
- изгнание,
- передача преступника в руки светской власти, ведущую часто к смертной казни.
Самыми распространенными приговорами инквизиции были изгнание и конфискация имущества.

Миф 10. Инквизиция расправлялась с прогрессивно и научно мыслящими людьми.

Инквизиция благополучно уживалась с учеными в эпоху развития университетов и науки. Совсем немногие ученые кончили свою жизнь на костре. Самым знаменитым мучеником инквизиции является Джордано Бруно Однако наука тут ни при чем -  Джордано Бруно не был ученым. Он был сожжен не за занятия наукой, а за оккультизм, ересь и публичные богохульства. Джордано Бруно был арестован по доносу магната Мочениго венецианскому инквизитору: «... доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно... что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое... Он говорил, что дева не могла родить... что надо... отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир... что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…»

Закат испанской инквизиции.

В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. Новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании.
26 июля 1826 года в Испании был приведён в исполнение последний смертный приговор, которого добилась инквизиция. Учитель Каэтано Риполь был казнён как упорствующий еретик, поскольку не позволял подопечным своей школы ходить в церковь. Риполь был повешен и похоронен в гробу с нарисованными на нём языками пламени.
Инквизиция существует до сих пор, просто её название изменилось: «Конгрегация доктрины веры». Её функции остались теми же - следить за чистотой веры католической церкви. Разумеется, теперь нет тайных трибуналов, пыток и преследований еретиков, конгрегация ограничивается обсуждением теологических вопросов.

Инквизиция на протяжении ВСЕЙ своей трехсотлетней истории рассмотрела примерно 150 000 дел. Было казнено около 30 тыс человек.
Для сравнения:
-с 1915 по 1923 год турки убили около 1 миллиона армян. 
-в 1937-1938 годах в СССР было расстреляно 681 692 человека.
-в 1941—1945 годах в Освенциме были умерщвлены около 1,1 млн евреев, а общее число жертв составило свыше 4 млн человек.
-в период с 1975 по 1979 год, в Камбодже  режим Пол Пота уничтожил около 3 млн человек (треть населения).
-в 1994 году в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч человек из племени тутси.


Рецензии
Интересная работа. Спасибо.

Сэлл Славиков   29.07.2022 19:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.