Жернова любви о поэме Наты Сучковой

Однажды в вологодском журнале  «CTREKO3А» была опубликована поэма Натальи Сучковой «Камень-рыба-облако».  И в первом и во втором номере были отзывы о поэме Якова Авербуха и Галины Щекиной. Вот теперь пришел мой черед. Могу сразу сказать, что когда я первый раз прочитал КРО (такова ныне ее аббревиатура), я позвонил вечером Наталье Сучковой и сказал, что это гениально. Я не мог объяснить то состояние, почему я так сказал, я не знал, в чем дело, просто сказал то, что чувствовал. Потребовалось полтора года после того первого прочтения, прежде чем пришло знание. Кстати, в то время я готовил к печати свою «Харизму вологодской литературы». Статью о Сучковой я закончил словами: «Но я обращу внимание читателя на стихотворение Сучковой «Камень-рыба-облако», самое позднее, что я успеваю вставить в приложение перед самой сдачей книги в типографию. Я его оставляю без комментариев, хотя оно может перевернуть представление о поэтессе».
Эта поэма о страдании. Достаточно прочитать финал ее, что понять все ужасающее состояние горечи, печали, плача.

И когда вы поймете, что это такое,
Что из плача в плач через жизнь пройдете
Все придет из воды и станет водою
В бесконечном этом круговороте.

Откуда это? Ведь все начиналось так хорошо, если я еще понимаю, что есть хорошо, а что плохо. Я напомню себе и читателям, о чем говорится в поэме. В самом начале поэмы автором ставится задача - написать что-то другое, чем просто историю любви или измены. Здесь будут описываться люди «на легкие тени похожие, словно зверье из сказания». Кожа изучается как фреска, камень, а чувственность повествования усиливается сравнением нежности прикосновения с трением камня о камень. (Глаженье кожи - это жернова любви?)
Но далее следует переход в другую фазовую среду - жидкую, в которой есть еще рыбы, чье «стоянье нежней тысячекратности прикосновений». Далее идет описание луны как рыбы, которая дрожала и текла, «пока те двое не прыгнули». Потом идет описание взгляда в глаза, в которые «можно смотреть неотрывно четыре столетия кряду». И, наконец, переход в следующее фазовое состояние - газообразное, описание облака, затем смена ритма в признании «как я Вас да без Вас люблю - как тебя», и... разлука. И оказывается, что вся вода - для плача, камень - то, во что превращается сердце, а облако - обманное заблуждение, «сахарная вата», «нежным оброком и кружевом быть лишь умея».
Поэма задумывалась или писалась под впечатлениями от

...найденного на склоне
На южном  склоне горы  Мауры
Белого гриба на пузатой ножке.

На той горе стоит камень, по преданию, с отпечатком ноги святого Кирилла Белозерского,  с которого видны полные рыб реки и озера - их так много в северных краях, - огромное небо с облаками, и леса со зверьем, и чистый воздух, и приподнятое, легкое, отдохнувшее, освободившееся от рутины тело и душа человека. Горе Мауре я без сомнения приписал бы чудодейственные свойства, если б верил в них.
Три стихии: твердь, жидкость, газ заключены в название поэмы. Есть еще четвертая стихия* - Психея, я бы сказал - душа, если б когда-то не запретил сам себе о ней говорить. Три стихии объяли душу и телесная оболочка - кожа, плоть, одним словом, материя  - первичны и создали поэму как материальный продукт. Все описанные состояния подчинены законам физики, ведь переход из одной фазы в другую есть следствие температуры, высокого накала чувств, вдохновения.
Это что же получается? Закономерно, что любовь не вечна, даже в мерках человеческого века, она тает и исчезает, нет -  не тает, она исходит в разлуку? Любовь дается в наказание, чтобы испытать человека? Описанное в поэме  состояние - это самопознание, и более того, самоосуждение.

Так и мне пристало молчать и выкать
Белой слизью тягучей солить пруды
Ибо я - всего лишь - большая рыба
Только с кровью чуть горячей воды

Получаемые страдания и плач не есть наказание за грехи, но они целебны. Страдания и есть самопознание.
Я не проповедник, я простой литературный критик, но вы уже заметили, что библейская тональность стала главной. Более того, она сейчас усилится. И камень, и рыба, и облако есть распространенные слова из лексикона Библии. По психологическому состоянию эта поэма мне больше всего напомнила Книгу Иова.
Книга Иова одна из так называемых «поэтических книг Ветхого Завета», написана в форме драматической поэмы. Эта книга о человеческих переживаниях Иова в разных обстоятельствах земной жизни. В ней ставится вопрос: почему страдают праведники?  Иов подвергается искушениям сатаны и наказаниям божьим, но ни разу, как истинный праведник, не высказал в адрес Бога ни одного упрека. И за это его Бог затем одарил долгой счастливой жизнью.
Я приведу литературную перекличку между «КРО» и священным писанием.

КАМЕНЬ
Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. (28. Иов. 3).
Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает. (38. Иов 30).
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. (41. Иов 16).

Гладила, гладила камнем о камень.
Камни мои!
Черные камни.
Что если их
Трогать руками?

РЫБА
И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе, или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. (12. Иов 7).

Рыбы молчат. Их молчанье весомей
Тысячегласно сказанных слов.

ОБЛАКО
Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. (30. Иов 15).
Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою: взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. (35. Иов 4, 5)
Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? (36. Иов 27, 28, 29).
Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, (37. Иов 11).
Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их. (37. Иов 21).
Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? (38. Иов 34)
Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, (36. Иов 37)
Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, (7. Иов 9)

Белое облако кутало белыми листьями
В белую пену того синеморского неба,
И сочиняло мне путано-путано истину,
И показалась мне истина облака бредом

ПЛАЧ
 Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти (16. Иов 16).
 И цитра моя сделалась унылою, и свирель моя — голосом плачевным. (30. Иов 31).
О плаче цитата уже приведена выше.

КОЖА
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. (19. Иов 25. 26).
Моя кожа почернела на мне, и кости мои обгорели от жара. Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих. (19. Иов 20)

Изучать излучины этой  кожи
Точно фрески, росписи и панно

ЛУНА
Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. (25. Иов. 5.)
Смотри на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует. (31. Иов. 26)

Луна плыла. Полно - луна застолбила,
Луна заслонила пространство собой
Как столб соляной круглолобая глыба
Тревожила мир, разрушала покой
Луна спала.

СТОРОНЫ СВЕТА
От юга приходит буря, от севера — стужа. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. (37. Иов 9, 10, 11, 12)
Эта вода утекает на Запад

Для того, чтобы там о Востоке не знали
Эта вода для того, чтобы плакать
Расстояние слов измерять глазами

ВОДА
Вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь. (14. Иов. 19).

Разве вода в меньшей степени камень
Чем христопраз или аквамарин?
Разве вода не бывает прохладным
Перемещеньем-стоянием глыб?

Это только малая доля того, что перекликается, я выбрал самые яркие показательные примеры, которые даже не надо комментировать. Более того, Библия насыщена упоминаниями о камнях, рыбах, облаках. Но ведь кроме статистики их объединяет и праведнический дух. Я не собираюсь доказывать Библией свои представления о поэзии, о поэтическом.  Но если иметь в виду все божественное откровение в целом, то и эта поэма тоже есть откровение, снизошедшее сверху, откуда-то из-за облаков вместе с водой для плача на эти черные камни-жернова, через которые проходит воля человека. И видим мы, что одни и те же переживания настраиваются на одни и те же образы, метафоры. А Наталья Сучкова предстает здесь очень зрелым мастером слова.
Она уже давала намек на некие «сказания», на «Так говорил Заратустра» - тоже философское поэтическое повествование о страдании  и одиночестве.
Именно повествование, как поэтическое изложение эволюции духа, есть любимая и, несомненно, мастерская форма поэтического творчества Натальи Сучковой.
Ведь даже сакраментальная фраза об «отростке, засунутом между ног» - не что иное, как донельзя упрощенно-детское, праведно сформализованное представление о коитусе. Самая нарочито не поэтическая строка в поэме. Этим она и примечательна. Отросток не метафора. Так монахи думают о грехопадении. Непосредственно, без эмоций. Так и КРО - это дорога в монастырь. Потому что монастырь как универститет самопознания не ограничивает, а расширяет способности прочувствования себя и Бога.
КРО самое приближенное к божественному поэтическое произведение в вологодской литературе. После прочтения КРО видишь Бога в себе так же близко, как с горы Мауры видишь Кирилло-Белозерский монастырь.
У Книги Иова очень счастливый конец. После всех страданий у Иова родилось десять детей, он стал богат, счастлив и прожил еще 140 лет. Так Бог наградил Иова. И никуда не денешься от уверенности, что так же и в поэме КРО, в ней запрограммировано счастье, которое вымололи (вымолили?) жернова любви.
   25.05.99 г.


Рецензии
"Я не мог объяснить то состояние, почему Я так сказал, Я не знал, в чем дело, просто сказал то, что чувствовал".
Вы считаете себя критиком, но не знаете, что частое употребление местоимений не украшает текст. Председатель жюри литературного конкурса из вас тоже не выдающийся: позволяете себе хвалить неряшливые рецензии.

Отдайте то, что мне должны! Я все забуду, и даже кое-чем помогу, но если будете упрямиться, я применю все свои способности, чтобы испортить воздух, которым вы дышите.

Александр Рубис   06.11.2023 16:38     Заявить о нарушении