Подводное плавание и находки подводной археологии
По всей видимости, примерно 6500 лет тому назад из-за нехватки пищи люди стали нырять в воду, и учились этому с самого детства, развивая объем легких и продолжительность задержки дыхания.
По-прошествии времени, у человека появилась потребность нырять под воду не только для обеспечения своего пропитания, но и для продажи на рынке востребованных товаров (губки, пемза), рыбных деликатесов (морских ежей, устриц) и украшений (кораллы, жемчуга).
Но человеку всегда мало того, что у него есть. И началась эра кладоискательства: поднятия кладов с затонувших кораблей. Все это потребовало изобретения нового снаряжения для подводного плавания, что и было успешно претворено в жизнь.
Сначала использовали что-то типа водолазного колокола – некое примитивное приспособление, например, бочку или обмазанную глиной корзину для работы под водой. В 4 веке до н.э. о нем упоминает Аристотель: « … they enable the divers to respire equally well by letting down a cauldron, for this does not fill with water, but retains the air, for it is forced straight down into the water".
Настоящий водолазный колокол создал и применил Гульельмо ди Лорена в 1531 году. С того времени именно его использовали для работы под водой. Как это работало: колокол опускали под воду, ныряльщик выходил из него, задержав дыхание, и делал то, что было необходимо. Потом возвращался в него (а не на поверхность как обычно), чтобы набрать вновь воздуха, и продолжал работать. Когда воздуха оставалось мало, колокол поднимали на поверхность.
В 1691 году Эдмунд Галлей запатентовал новый метод, при котором воздух подавался в «колокол» под давлением с поверхности, тем самым обеспечивалась продолжительность работы ныряльщиков под водой.
Aвгуст Зибе - немецкого происхождения британский конструктор, разработал первый, достаточно непроницаемый, водолазный костюм в 1819 году. Он состоял из кожаной рубахи и отдельно-закрепляющегося шлема со шлангом, через который подавался под давлением воздух. Такого типа костюм использовался водолазами вплоть до 1900 года.
В 1943 году два французских изобретателя – Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, адаптировали ранее изобретенный дыхательный аппарат для использования под водой. Свое детище они назвали «акваланг». Что стало великим изобретением в истории подводного плавания, но держалось в секрете до конца второй мировой войны.
Изобретение акваланга позволило археологам проводить исследования под водой, и сделать много сенсационных открытий. Так родилась подводная археология.
Подводная археология — это цикл различных исследований, который состоит из:
- предварительного сбора информации о предполагаемом объекте;
- дистанционное зондирование или визуальный осмотр морского дна;
- осмотр, фото- и графическая фиксация выявленного объекта;
- проведение археологических работ по его изучению;
- отбор образцов для детального лабораторного исследования (очистка и консервация);
- определение целесообразности музеефикации обнаруженного объекта
- написание научных публикаций.
Работы под водой проводятся специалистами с применением дыхательного аппарата или дистанционно-управляемым аппаратом (ДУА). Техническое обеспечение варьируется от рулетки и глубиномера до кораблей поддержки с комплексами ДУА, системами подводной видеофиксации. При подводной фото- и видеофиксации применяются особые методики для компенсации оптических искажений.
При археологических раскопках под водой, в зависимости от глубины расположения объекта, используют гидроэжектор, воздушный эжектор, кессон и др. Подъём крупных объектов нередко требует уникальных инженерных разработок.
Подготовка подводного археолога нацелена на выработку у него умения проводить исследования на уровне, максимально приближенном к требованиям современной археологии.
Кипрская подводная археология ведет свою историю с начала XX столетия, а именно: с 1965 года, когда было обнаружено место крушения древнего корабля возле города Кирения, на северном побережье острова.
Этот древний торговый Киренийский корабль IV века до н.э. был обнаружен ныряльщиками в 1967 году у северного побережья Кипра, недалеко от города Кирения. На корабле нашли 400 амфор для вина, миндаль, жернова, слитки из бронзы.
Остатки корабля подняли с морского дна только в 1970 году и после реставрации поместили в Музей древних кораблекрушений, что расположился в Киренийском замке.
Были воссозданы две копии корабля, а построенная к Олимпийским играм 2004 года третья копия, названная «Свободная Кирения», отправилась в Афины с грузом меди на борту, из которой отлили бронзовые олимпийские медали.
Киренийский корабль считается национальной гордостью: он стал «плавающим послом кипрской культуры», а его изображение размещено на кипрских монетах достоинством 10, 20 и 50 евро центов.
Сейчас одна из копий судна находится в Морском музее "Таласса" в городке Айа-Напа, а на другом студенты Океанографического центра кафедры истории и археологии Университета Кипра проходят практику подводной археологии.
Подводная археология на Кипре постоянно развивается и активно действует, результатом чего стали многочисленные находки, обнаруженные в разных частях острова возле береговой линии (выброшенные на берег черепки амфор, обломки деревянных якорей), в прибрежных водах (остатки древних портов) и на глубине (затонувшие корабли и всякая всячина).
Так в июле 2019 года Департамент древностей Кипра объявил об обнаружении затонувшего древнего торгового судна недалеко от Протараса. Место кораблекрушения обнаружили - Спирос Спиру и Андреас Критиотис, волонтеры-аквалангисты отряда из Лаборатории подводных археологических исследований (EP.EN.A.E.) и исследовательского отделения археологии Университета Кипра.
Находка имеет огромное значение для кипрской подводной археологии, так как она осуществлена впервые полностью за счет Министерства транспорта, коммуникаций и работ.
Департамент предпринял незамедлительные меры с тем, чтобы начать поскорее работы по консервации данного места. Археологи, студенты и волонтеры отделения археологии Университета Кипра и Лаборатории подводных археологических исследований уже находятся в Протарасе, проводят осмотр объекта, осуществляют фиксацию места кораблекрушения под руководством Стеллы Деместиха (руководителя отделения подводной археологии Университета Кипра), а также Димитрия Скарлатоса и Елени Лоизиду.
Дело касается крушения торгового судна «римской эпохи», перевозившего амфоры, скорее всего, из Сирии и Киликии (Турция). Это первое римское торговое судно в хорошем состоянии, обнаруженное у берегов Кипра. Ожидается, что исследования находки прольют свет на масштабы торговых отношений острова Кипр с другими римскими владениями в Восточном Средиземноморье.
До недавнего времени подводную археологию Кипра спонсировала организация - Фонд Хонор Фрост, образованная в 2011 году с целью развития подводной археологии, главным образом, для изучения морского дна Восточного Средиземноморья.
Данная организация названа в честь Хонор Фрост (1917-2010) – британская женщина-дайвер, пионер в области подводной археологии, которая родилась в Никосии, Кипр, и которая завещала свое состояние на проведение этих исследований.
Итак, в 2012 году Фонд Хонор Фрост поручил Морскому Археологическому Обществу (NAS, образовано в 1989 году, Великобритания) разработать программу по сотрудничеству с отделением археологии Университета Кипра.
В 2013 году Морское Археологическое Общество (NAS) и Лаборатория Подводных Археологических исследований (EP.EN.A.E.) договорились совместно организовывать образовательного характера лекции и семинары по подводной археологии. Стали проводиться и практические занятия вокруг острова для студентов из разных стран мира и, конечно, с Кипра.
В 2015 году состоялся первый международный образовательный семинар на примере археологического объекта возле Ксилофагу, бухта Ларнаки. Студентам выпала прекрасная возможность поучаствовать в реальных подводных исследованиях, закрепить на деле полученные в аудиториях знания.
Вот что говорят жители местных деревень об этом районе: «Гиблое место. Что только здесь не тонуло: в 1938 году здесь затонуло немецкое судно, перевозившее дрова и пирит в Ларнаку. В 1936 году чей-то корабль, груженый по завязку колбасой и копченостями чуть не потонул на скалах, но капитан выбросил тонны груза и избежал кораблекрушения. Тогда на берег выбросило множество батонов колбасы и копченостей, но жители не стали собирать и есть (несмотря на голод), так как никогда раньше не пробовали этаких деликатесов. В 1952 году случилось новое кораблекрушение возле деревни Мандраджини: у корабля сломался двигатель, и его выбросило на скалы. К счастью, все спаслись.
В 2016 году прошел международный образовательный семинар с участием квалифицированных ныряльщиков, вместе с которыми начинающие археологи получили опыт в проведение раскопок на месте кораблекрушения в Мазото.
Регулярные подводные археологические исследования стали проводиться в Мазото с 2007 года. Почти сразу после обнаружения там в 2006 году (на расстоянии 2,5 км от берега, на глубине 45 м) древнего судна (350 лет до н.э.). Это греческое судно направлялось с острова Хиос с вином в глиняных амфорах в порты восточного Средиземноморья, скорее всего, в Китион (Ларнака) или Саламин.
Каждый год, в течение 6-8 недель, проводятся исследования: уже подняли на поверхность некоторое количество амфор с вином (из 1.000 штук); остатки деревянных палок, некогда принадлежащих одному из якорей. После изучения и необходимой обработки все артефакты нашли свое место в Археологическом музее Ларнаки. Они помогают понять торговые связи между странами северного Эгейского моря и Левантом и раскрыть ту важную роль, которую играл Кипр в морской торговле.
В 2017 году иностранные студенты и молодые археологи из FieldSchool посетили образовательный семинар в Ниссья, где участвовали в подводных раскопках (на глубине 28 метров) наравне с настоящими подводными археологами и выполняли все требуемые работы по их будущей специальности.
Глубоководные раскопки у Ниссья Паралимниу, рядом с Фамагустой, также проводятся на регулярной основе возле затонувшего судна оттоманского периода. Это - единственное затонувшее судно периода турецкой оккупации острова, обнаруженное на Кипре, которое раскрывает существовавшие торговые связи в то время.
О нем было известно ныряльщикам с 1980-х годов, но лишь в 1992 году они рассказали Департаменту древностей Кипра. Греческие представители посетили это место в 1994 году, а в 2004 году фирма «Aquatec» в содружестве с немецкой организацией «DEGUWA» финансировали проведение подводных исследований затонувшего судна.
Надо отметить, что проводятся не только глубоководные исследования на месте крушения древних судов. С 2007 года Научно-образовательный археологический центр, открытый в том же году в Акротири Dreamer’s Bay, занимается археологическими исследованиями прибрежных вод и береговой линии. В результате, был обнаружен древний порт, позднеримской или ранневизантийской эпохи (100 – 600 лет н.э.), разбитые черепки амфор, каменные якоря и 3 гранитные колонны из затонувшего в этом месте древнего торгового судна. Подобные раскопки проводятся с 2008 года и на мысе Кити.
Существует и активно работает еще одна образовательная программа с интересным названием «Подводный автобус: на Кипре».
EР.EN.A.E. сотрудничает с Морским Археологическим обществом (NAS) в осуществлении программы «Подводный автобус: на Кипре», которую также спонсирует Фонд Хонор Фрост. Цель программы в том, чтобы в тематически разукрашенном автобусе перемещаться по всему острову и устраивать различные научно-популярные и образовательные мероприятия на греческом и английских языках (перевод осуществляет NAS), сосредоточенные на показе культурного наследия острова Кипр, а именно: выставки с фотографиями о работе подводных археологов; о сохранении подводных находок; о кораблекрушениях в древности; об устройстве причалов и портов. Кроме того, возле автобуса проводятся мастер-классы для детей и взрослых. Так, за 2017 год автобус посетил практически все районы острова, останавливаясь подолгу у школ и других образовательных заведений.
Кипрский университет - один из немногих в Европе, который предоставляет своим студентам практические занятия в подводной археологии в рамках учебной программы «;;; 285: ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;». Одновременно с практическими занятиями студенты могут прослушать Семинар по мореплаванию, который проходит на копии древнего Киренийского судна под названием «Кирения – Свобода». В рамках семинара осуществляется обучение морскому делу и управлению судном под парусом квадратной формы.
P.S. сайт Университета Кипра http://www.ucy.ac.cy/marelab/en/collaborations#HFF
Свидетельство о публикации №219073000775