Подводное плавание и находки подводной археологии

Возникновение подводного плавания неразрывно связано с появлением “человека разумного” на Земле. И археологические исследования подтверждают этот факт. Самые ранние поселения человека обнаруживаются именно по берегам водоемов, ведь они не только снабжали поселенцев водой и пищей, но и защищали их от не прошеных гостей – диких зверей.


По всей видимости, примерно 6500 лет тому назад из-за нехватки пищи люди стали нырять в воду, и учились этому с самого детства, развивая объем легких и продолжительность задержки дыхания.

По-прошествии времени, у человека появилась потребность нырять под воду не только для обеспечения своего пропитания, но и для продажи на рынке востребованных товаров (губки, пемза), рыбных деликатесов (морских ежей, устриц) и украшений (кораллы, жемчуга).

Но человеку всегда мало того, что у него есть. И началась эра кладоискательства: поднятия кладов с затонувших кораблей. Все это потребовало изобретения нового снаряжения для подводного плавания, что и было успешно претворено в жизнь.

Сначала использовали что-то типа водолазного колокола – некое примитивное приспособление, например, бочку или обмазанную глиной корзину для работы под водой. В 4 веке до н.э. о нем упоминает Аристотель: « … they enable the divers to respire equally well by letting down a cauldron, for this does not fill with water, but retains the air, for it is forced straight down into the water".

Настоящий водолазный колокол создал и применил Гульельмо ди Лорена в 1531 году. С того времени именно его использовали для работы под водой. Как это работало: колокол опускали под воду, ныряльщик выходил из него, задержав дыхание, и делал то, что было необходимо. Потом возвращался в него (а не на поверхность как обычно), чтобы набрать вновь воздуха, и продолжал работать. Когда воздуха оставалось мало, колокол поднимали на поверхность.

В 1691 году Эдмунд Галлей запатентовал новый метод, при котором воздух подавался в «колокол» под давлением с поверхности, тем самым обеспечивалась продолжительность работы ныряльщиков под водой.

Aвгуст Зибе - немецкого происхождения британский конструктор, разработал первый, достаточно непроницаемый, водолазный костюм в 1819 году. Он состоял из кожаной рубахи и отдельно-закрепляющегося шлема со шлангом, через который подавался под давлением воздух. Такого типа костюм использовался водолазами вплоть до 1900 года.

В 1943 году два французских изобретателя – Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян, адаптировали ранее изобретенный дыхательный аппарат для использования под водой. Свое детище они назвали «акваланг». Что стало великим изобретением в истории подводного плавания, но держалось в секрете до конца второй мировой войны.

Изобретение акваланга позволило археологам проводить исследования под водой, и сделать много сенсационных открытий. Так родилась подводная археология.

Подводная археология — это цикл различных ис­сле­до­ва­ний, который состоит из:

- пред­ва­рительного сбора ин­фор­ма­ции о пред­по­ла­гае­мом объ­ек­те;
- дис­тан­ци­он­ное зон­ди­ро­ва­ние или ви­зу­аль­ный ос­мотр морского дна;
- ос­мотр, фо­то- и гра­фическая  фик­са­ция вы­яв­лен­но­го объ­ек­та;
- про­ве­де­ние ар­хео­ло­гических ра­бот по его изу­че­нию;
- от­бор об­раз­цов для де­таль­но­го ла­бо­ра­тор­но­го ис­сле­до­ва­ния (очи­ст­ка и кон­сер­ва­ция);
-  оп­ре­де­ле­ние це­ле­со­об­раз­но­сти му­зее­фи­ка­ции обнаруженного объ­ек­та
- написание на­учных пуб­ли­ка­ций.

Ра­бо­ты под во­дой про­во­дят­ся спе­циа­ли­стами с при­ме­не­ни­ем ды­ха­тель­но­го ап­па­ра­та или дис­тан­ци­он­но-управ­ляе­мым ап­па­ра­том (ДУА). Тех­ническое обес­пе­че­ние варь­и­ру­ет­ся от ру­лет­ки и глу­би­но­ме­ра до ко­раб­лей под­держ­ки с ком­плек­са­ми ДУА, сис­те­ма­ми под­вод­ной ви­део­фик­са­ции. При под­вод­ной фо­то- и ви­део­фик­са­ции при­ме­ня­ют­ся осо­бые ме­то­ди­ки для ком­пен­са­ции оп­тических ис­ка­же­ний.

При археологических рас­коп­ках под во­дой, в за­ви­си­мо­сти от глу­би­ны рас­по­ло­же­ния объ­ек­та, ис­поль­зу­ют­ гид­ро­эжек­тор, воздушный эжек­тор, кес­сон и др. Подъ­ём круп­ных объ­ек­тов не­ред­ко тре­бу­ет уни­каль­ных инженерных раз­ра­бо­ток.

Под­го­тов­ка под­вод­но­го ар­хео­ло­га нацелена на выработку у него умения про­водить ис­сле­до­ва­ния на уров­не, мак­си­маль­но при­бли­жен­ном к тре­бо­ва­ни­ям современной ар­хео­ло­гии.

Кипрская подводная археология ведет свою историю с начала XX столетия, а именно: с 1965 года, когда было обнаружено место крушения древнего корабля возле города Кирения, на северном побережье острова.

Этот древний торговый Киренийский корабль IV века до н.э. был обнаружен ныряльщиками в 1967 году у северного побережья Кипра, недалеко от города Кирения. На корабле нашли 400 амфор для вина, миндаль, жернова, слитки из бронзы.

Остатки корабля подняли с морского дна только в 1970 году и после реставрации поместили в Музей древних кораблекрушений, что расположился в Киренийском замке.

Были воссозданы две копии корабля, а построенная к Олимпийским играм 2004 года третья копия, названная «Свободная Кирения», отправилась в Афины с грузом меди на борту, из которой отлили бронзовые олимпийские медали.

Киренийский корабль считается национальной гордостью: он стал «плавающим послом кипрской культуры», а его изображение размещено на кипрских монетах достоинством 10, 20 и 50 евро центов.

Сейчас одна из копий судна находится в Морском музее "Таласса" в городке Айа-Напа, а на другом студенты Океанографического центра кафедры истории и археологии Университета Кипра  проходят практику подводной археологии.

Подводная археология на Кипре постоянно развивается и активно действует, результатом чего стали многочисленные находки, обнаруженные в разных частях острова возле береговой линии (выброшенные на берег черепки амфор, обломки деревянных якорей), в прибрежных водах (остатки древних портов) и на глубине (затонувшие корабли и всякая всячина).

Так в июле 2019 года Департамент древностей Кипра объявил об обнаружении затонувшего древнего торгового судна недалеко от Протараса. Место кораблекрушения обнаружили - Спирос Спиру и Андреас Критиотис, волонтеры-аквалангисты отряда из Лаборатории  подводных археологических исследований (EP.EN.A.E.) и исследовательского отделения археологии Университета Кипра.

Находка имеет  огромное значение для кипрской подводной археологии, так как она осуществлена впервые полностью за счет Министерства транспорта, коммуникаций и работ.

Департамент предпринял незамедлительные меры с тем, чтобы начать поскорее работы по консервации данного места. Археологи, студенты и волонтеры отделения археологии Университета Кипра и Лаборатории  подводных археологических исследований уже находятся в Протарасе, проводят осмотр объекта, осуществляют фиксацию места кораблекрушения под руководством Стеллы Деместиха (руководителя отделения подводной археологии Университета Кипра), а также Димитрия Скарлатоса и Елени Лоизиду.

Дело касается крушения торгового судна «римской эпохи», перевозившего амфоры, скорее всего, из Сирии и Киликии (Турция). Это первое римское торговое судно в хорошем состоянии, обнаруженное у берегов Кипра. Ожидается, что исследования находки прольют свет на масштабы торговых отношений острова Кипр с другими римскими владениями в Восточном Средиземноморье.

До недавнего времени подводную археологию Кипра спонсировала организация - Фонд Хонор Фрост, образованная в 2011 году с целью развития подводной археологии, главным образом, для изучения морского дна Восточного Средиземноморья.

Данная организация названа в честь  Хонор Фрост (1917-2010) – британская женщина-дайвер, пионер в области подводной археологии, которая родилась в Никосии, Кипр, и которая завещала свое состояние на проведение этих исследований.

Итак, в 2012 году Фонд Хонор Фрост поручил Морскому Археологическому Обществу (NAS, образовано в 1989 году, Великобритания) разработать программу по сотрудничеству с отделением археологии Университета Кипра.

В 2013 году Морское Археологическое Общество (NAS) и Лаборатория Подводных Археологических исследований (EP.EN.A.E.) договорились совместно организовывать образовательного характера лекции и семинары по подводной археологии. Стали проводиться и практические занятия вокруг острова для студентов из разных стран мира и, конечно, с Кипра.

В 2015 году состоялся первый международный образовательный семинар на примере археологического объекта возле Ксилофагу, бухта Ларнаки. Студентам выпала прекрасная возможность поучаствовать в реальных подводных исследованиях, закрепить на деле полученные в аудиториях знания.

Вот что говорят жители местных деревень об этом районе: «Гиблое место. Что только здесь не тонуло: в 1938 году здесь затонуло немецкое судно, перевозившее дрова и пирит в Ларнаку. В 1936 году чей-то корабль, груженый по завязку колбасой и копченостями чуть не потонул на скалах, но капитан выбросил тонны груза и избежал кораблекрушения. Тогда на берег выбросило множество батонов колбасы и копченостей, но жители не стали собирать и есть (несмотря на голод), так как никогда раньше не пробовали этаких деликатесов. В 1952 году случилось новое кораблекрушение возле деревни Мандраджини: у корабля сломался двигатель, и его выбросило на скалы. К счастью, все спаслись.

В 2016 году прошел международный образовательный семинар с участием квалифицированных ныряльщиков, вместе с которыми начинающие археологи получили опыт в проведение раскопок на месте кораблекрушения в Мазото.

Регулярные подводные археологические исследования стали проводиться в Мазото с 2007 года. Почти сразу после обнаружения там в 2006 году (на расстоянии  2,5 км от берега, на глубине 45 м) древнего судна (350 лет до н.э.). Это греческое судно направлялось с острова Хиос с вином в глиняных амфорах в порты восточного Средиземноморья, скорее всего, в Китион (Ларнака) или Саламин.

Каждый год, в течение 6-8 недель, проводятся исследования: уже подняли на поверхность некоторое количество амфор с вином (из 1.000 штук); остатки деревянных палок, некогда принадлежащих одному из якорей. После изучения и необходимой обработки все артефакты нашли свое место в Археологическом музее Ларнаки. Они помогают понять торговые связи между странами северного Эгейского моря и Левантом и раскрыть ту важную роль, которую играл Кипр в морской торговле.
 
В 2017 году иностранные студенты и молодые археологи из FieldSchool посетили образовательный семинар в Ниссья, где участвовали в подводных раскопках (на глубине 28 метров) наравне с настоящими подводными археологами и выполняли все требуемые работы по их будущей специальности.

Глубоководные раскопки у Ниссья Паралимниу,  рядом с  Фамагустой, также проводятся на регулярной основе возле затонувшего судна оттоманского периода. Это -  единственное затонувшее судно периода турецкой оккупации острова, обнаруженное на Кипре, которое раскрывает существовавшие торговые связи в то время.
О нем было известно ныряльщикам с 1980-х годов, но лишь в 1992 году они рассказали Департаменту древностей Кипра. Греческие представители посетили это место в 1994 году, а в 2004 году фирма «Aquatec» в содружестве с немецкой организацией «DEGUWA» финансировали проведение подводных исследований затонувшего судна.

Надо отметить, что проводятся не только глубоководные исследования на месте крушения древних судов. С 2007 года Научно-образовательный археологический центр, открытый в том же году в Акротири Dreamer’s Bay, занимается археологическими исследованиями прибрежных вод и береговой линии. В результате, был обнаружен древний порт, позднеримской или ранневизантийской эпохи (100 – 600 лет н.э.), разбитые черепки амфор, каменные якоря и 3 гранитные колонны из затонувшего в этом месте древнего торгового судна. Подобные раскопки  проводятся с 2008 года и на мысе Кити. 

Существует и активно работает еще одна образовательная программа  с интересным названием «Подводный автобус: на Кипре».

EР.EN.A.E. сотрудничает с Морским Археологическим обществом (NAS) в осуществлении программы «Подводный автобус: на Кипре», которую также спонсирует Фонд Хонор Фрост. Цель программы в том, чтобы в тематически разукрашенном автобусе перемещаться по всему острову и устраивать различные научно-популярные и образовательные мероприятия на греческом и английских языках (перевод осуществляет NAS), сосредоточенные на показе культурного наследия острова Кипр, а именно: выставки с фотографиями о работе подводных археологов; о сохранении подводных находок; о кораблекрушениях в древности; об устройстве причалов и портов. Кроме того, возле автобуса проводятся мастер-классы для детей и взрослых. Так, за 2017 год автобус посетил практически все районы острова, останавливаясь подолгу у школ и других образовательных заведений.

Кипрский университет - один из немногих в Европе, который предоставляет своим студентам практические занятия в подводной археологии в рамках учебной программы «;;; 285: ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;». Одновременно с практическими занятиями студенты могут прослушать Семинар по мореплаванию, который проходит на копии древнего Киренийского судна под названием «Кирения – Свобода». В рамках семинара осуществляется обучение морскому делу и управлению судном под парусом квадратной формы.

P.S. сайт Университета Кипра http://www.ucy.ac.cy/marelab/en/collaborations#HFF


Рецензии