Akol beseder

 Недавно мне вспомнилось былое, и вот эти броские слова моего любимца, - ещё со школьной скамьи, - Михаила Лермонтова из его блистательной поэмы «Демон»:   

- И лучших дней воспоминанья
  Пред ним теснилися толпой….

  Одним словом, вот в эти дни, - то есть в конце июля 2019, - вдруг захотелось мне растекаться мыслью по древу, но уже в совершенно новых реалиях бытия Израиля. Потому и надумал, для начала, привести одну ёмкую фразу на иврите, - «akol beseder»!
 Тогда, - коль мозги ещё не притупились, - вперёд! И, пожалуй, начнём вот с этой ноты. В бывшем Союзе ССР не было ежегодного праздника, - и это без доказательств, - выше, торжественнее и грандиознее, - чем День Победы над фашистской Германией. Лично мне хорошо запомнился то ярчайшее событие, когда в 1985 году в день празднования 40-летия Великой Победы в Сквере Памяти был зажжён Вечный огонь. Огонь зажег Ельцов Василий Федорович, - Кавалер Ордена Красной Звезды. Именно, в тот День, тузы министерства угольной промышленности Украины, - размещённого, кстати, в Донецке, - не мешкая, решили раскошелиться. В ресторане были накрыты столы на 150 персон, среди которых оказался и ваш покорный слуга. На то время я был начальником отдела организации управления в системе угольного объединения Шахтёрскантрацит.  Ясно, что не первой гильдии, тем не менее, немало из крутых  знали меня достаточно хорошо, потому что я вращался вокруг оных, как муха на zalupe японца. Так вот, в компании от минугля был технарь Семён, которого я знал раньше,  главное, потому, что с юмором он был накоротке. После официальной части, когда гости стали расходиться на распитие, мы подыскали себе столик на двоих, поближе к окну, чтобы, так сказать, поговорить без посторонних глаз. И пошли байки……
-Давай для начала, пока накроют нам стол, - предложил я с улыбкой, - представимся друг другу по полной метрике. Начнём с тебя, возражений нет?
- Окей! Значит так, - родился в 1932 году в украинском селе Буки, что в 106 км  от Киева. По метрике – Семён Аркадьевич Тарасюк.
-Интересное сочетание: Семён Аркадьевич, плёс – Тарасюк, не находите?
-Нахожу, даже очень нахожу! Всё от деда Аркадия Семёновича Перельштейна.
-Так, это же другое дело!
-Согласен, но весь смак вот в чём. Дед, оказывается, когда женился, перешёл на фамилию моей бабушки Гали, щирой украинки, и записался, как Семён Аркадьевич Тарасюк. Между прочим, по Далю слово «тарас» - это, вроде, как  «устой, бык моста». Впрочем, действительно, по структуре он вполне соответствовал новой модификации.
-Спасибо. Теперь, как я понимаю, настал мой черёд раскваситься. Родился в 1930 году, 03 января, в греческом селе Бугас, что чуть ли не посредине автодороги «Донецк-Мариуполь». Мои предки – крымские греки, которых великодержавная Екатерина II, чтоб она в гробу перевернулась, при присоединении Крыма к России надумала перебросить их в дикие степи «Войска Донскаго». По метрике я – Хачхарджи Константин Антонович. Фамилия идёт от тюркского слова «хучхар», что значит -  чабан, а «джи» тот же подарочек от турка, - «шоб он мне был здоров».
-Тогда позволь, Константин, вопросик.
-Давай, время есть, а горiлки, как видишь, ещё нетути!
-Скажи мне, откуда у тебя такая нескрываемая тяга к еврейству?
-Слухай сюды, mon ami. Во-первых, моя жена Раиса Константиновна, точнее, Рахиль Касровна, преподавательница русского языка и литературы, - чистокровная еврейка. Во-вторых, девичья фамилия моей мамочки Анны Васильевны – Шигирт . Доподлинно знаю лишь, что все Шигирты почему-то дружили с евреями. К тому же, мама всем видом, характером, поведением, ну, еврейкой была, впрямь, -  на все 100! Хотя мне об этом она никогда ни слова: по всей видимости, лишь потому, что с детства осталась круглой сиротой. Мне, однако, думается, что Шигирт  очень даже  смахивает  на чисто еврейскую фамилию - Ширвиндт. Тут что-то есть, ведь, не зря же говорят, - "в сравнениях дремлет Истина".
  Может быть, что-либо ещё подкатило бы на язык, но тут к нам подошёл официант, молодой красавец, рослый брюнет:
-Здравствуйте, вот принёс вам на радость графинчик с коньком, около 450 граммов, не меньше, пельмени в сметане, голландского сыра, немного паюсной икры, а так же,  и  мёд, на всякий случай, для любителей сладкого. Если что ещё, - скажите, вот сбоку столика нажмите на кнопочку, и я мигом к вам, господа-товарищи, - с улыбкой.
-Ты смотри, какой молодец, - не выдержал Семён, - как звать тебя, извините, Вас?
-Да не проблема! Разрешите представиться – Сергей Поцман!
-Вижу, сегодня нам на юмористов везёт, - не сдержался я, - а почему так громко?
-Вообще-то, моя фамилия по метрике – Зильбер, но когда бабушка Сара узнала, что я, студент Донецкого национального медицинского Университета, чтобы чуток подзаработать, на время пошёл в официанты, театрально ударила в ладошки:
-Теперь уж, точно, - сказала она, - ты не Сергей Зильбер, а, просто, Сергей Поцман.
 Такие всплески судьбы, конечно, не забываются. Поблагодарив Серёгу за чистосердечие, я попросил напарника налить в бокалы по 50 граммов коньяка.
-Mon cher, я предлагаю каждую стопочку сопровождать классным тостом, как это делают наши братья-грузины. Так, кто из нас провозгласит первый  speech?
-Ты на целых два года старше меня, так что – давай, глаголь!
-Для старта, пару слов о Юрии Левитане. Мы с тобой, сам знаешь, не воевали. Зато, каждый день всё о том, как шла война, нам вещал Юрий Левитан по общенародной радиосистеме, которая навечно вошла в историю, как  «Советское информбюро».
 Между прочим, генерал Черняховский однажды сказал: "Юрий Левитан мог заменить целую дивизию". Знаково сказано: ведь, не зря же, Адольф Гитлер объявил его своим личным врагом номер один, и обещал "повесить, как только вермахт войдет в Москву". За голову первого диктора Советского Союза даже было обещано вознаграждение -  250 тысяч марок. По тем временам сумма – баснословная. И ещё один весьма весомый штрих. В этом году, то-бишь, именно в канун празднования 40-летия Победы над фрицем, во Владимире в его честь была названа центральная улица. Итак, Первый тост за – День Победы, за память о Юрии Левитане, и за тех, кто не вернулся  из боя……..

-Второй тост, - поднял свою стопку мой визави, - за то, что мы есть, и прежде всего – за чувство юмора! Потому что без него вместо жизни, одна муть несусветная. Правда, иной раз приходится туговато тому, у кого язычок больно острый. Однажды мой дед, довольно известный в своём кругу юморист, с бодуна, «отца народов» Иосифа Виссарионовича, назвал «гвоздь народов». Видать, кто-то на него настучал. Деду, чтобы не попасть понапрасну в кутузку, выставил братве, с его слов, - «ведро первака, килограмм сала и буханку ржаного хлеба». Тогда так, - коль пошла такая пьянка,- давай-ка дерболызним за чувство юмора!

-Спасибо тебе, mon ami, что затронул тему о юморе, прямо в точку. Коль всё так, то у меня есть предложение переключиться «зараз на украiньску мову». Не секрет, что у разных народов юмор имеет свои нюансы. К примеру, у англичан он тонкий, у немцев – грубоватый, у евреев - самоироничный, у французов – чуток злой, а вот украинский юмор, – совершенно неповторим! Сам знаешь, что хохлятские анекдоты отличаются своей оригинальностью и колоритом. Поэтому, дальше любую присказку, сказанную с украинским акцентом, будем считать тостом. Вот и начни, поскольку украинский говор тебе, что родной русский, так что флаг в руки и - вперёд! )))

-Что ж, экселенц, благодарю за внимание. Вроде, как недавно, где-то в период 1960-70-тых годов, была целая серия анекдотов, которые, как правило, начинались со словами: «Вопрос Армянскому радио…», или «Армянское радио спрашивают…». В очередной раз, чтобы удачно нарисоваться, Армянское радио решило, в пику, задать вопрос Украинскому радио, - «разъясните нам, пожалуйста, - просили армяне, - что такое политика».  Три дня думали хохлы, потом врезали так:
- Ви бачили, як комар сцить, а  політика - це ще тонше!
-Зачёт! Щас налью………

-Вижу, ты вертишься туда-сюда, наверно, что-то ещё есть в загашнике?
- Та є ще щось, з рідного краю….
- Тоді давай, не маринуйся.
Значить так! В украинской деревеньке, такой, скажем, как моё родное село, в пятом классе идёт урок по русской литературе. Преподаватель  Наталья Петровна спрашивает:
-Павлик, а почему вчера тебя не было в школе?
-Корову водив до бугая.
-Так это и отец смог бы – пристала учительница               
- Звичайно, батько зміг би, але бугай краще! - с гордостью ответил подросток.

  Выпили в очередной раз с превеликим для себя удовольствием, хотя закусон был уже на исходе. К счастью, однако, к нам подошёл наш Поцман:
-О, как я вижу, вы не теряетесь. Коньяк ещё есть, а вот  закуски что-то маловато. )))
-А что ты можешь предложить? – спросили мы, чуть ли не хором!
-Есть чебуреки, вкуснятина (!), свежие, только что приготовленные.
Видя такое дело, я встал:
-Тогда гони нам по чебуреку, а под финал, - мы нажмём на кнопочку, - по чашке кофе с молоком, мёд у нас, как видишь, – не тронутый. А коньячка мы тебе оставим, правда, граммов 70, и вдобавок – чаевые. На том - бувай здоров, хлопче, на многие лета!

  Когда всё уже было готово, Семён подбросил вопросик:
-Ладно, Костян, - впредь я так буду обращаться к тебе, - а что у тебя?
-Было дело. Как-то пришлось мне проездом посетить село Новотроицкое, что почти рядышком с родным, Бугасом, чтобы навестить свою знакомку Валерию, кстати, очень красивую, иначе, сам понимаешь, зачем, как говорится, «гнать лошадей». Вот так, случайно, на следующее утро, я стал свидетелем интереснейшего «базара».               
  Русскоязычная соседка Валерия интересуется:
-Галю, а почему ты, как я вижу, всегда каждое утро работаешь на своём огороде в одиночку, а где твой любимый муженёк Петенька?
-Та у нёго нема часу, бо вiн у мене йог!
- Ты смотри, надо же, а что это такое, не скажете? – пристала соседка.
- Та це коли стоять на головi, як кажуть, «от нех-й делать».

-Не ожидал, - восторжествовал Тарасюк, - как говорят украинцы, - «саме то!».
Пока шли наши блицы, я заготовил тост под занавес на чистейшем украинском, вот он:

         -Содвинем келихи, друже мій, та так голосно, щоб чорт окочурився.

                Да не оскудеет душа пьющего!


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.