Ученик эльфов. Часть 1. Глава 1

Часть первая. Эльфийский анклав

Глава первая. Про эльфийские народы, кланы и анклавы

Монарху, быть может, и было весело. А вот его гостю – не очень.
Правящие особы ведь особого уважения требуют. В присутствии короля даже садиться нельзя. А тут – Его Величество пришёл, а в его присутствии не то что сидят – нагло жрать собираются.
Правда, это сам королевский секретарь разрешил. Но кто знает, какие у него соображения были? Может, ему выгодно было профессора подставить?
Но, оказалось, опасения были напрасны. Король, заметив смущение гостя, махнул рукой:
- Да ладно, ладно! Это исключительно деловые помещения – и в них принято общаться без чинов.
Получив два взаимоисключающие установки, профессор совсем потерялся. Секретарь призывал его быть осторожнее, а сам король – проще. Получается, ему надо пройти по узкой тропинке, не отклоняясь ни направо, ни налево. Ну что ж – надо так надо!

 Сам монарх между тем времени зря не терял. Выпив стакан сухого вина, он отрезал от свиного окорока толстый кусок, положил между двумя ломтями пшеничного хлеба и с аппетитом съел получившийся бутерброд. Затем взял кусок жареного гуся – и обратил внимание на стоящих рядом людей:
- А что же вы стоите и смотрите? Ешьте, господа, ешьте!
Секретарь и адъютант сразу же присоединились к трапезе – причём стали есть с большим аппетитом. Профессор взял маленький кусочек ветчины, положил в рот… Вкус был просто потрясающий!
- Да вы смелее, смелее! Не стесняйтесь! – морально поддержал его король.
Следующие десять минут прошли в молчании. Голодному человеку трудно разговаривать, когда перед ним целый стол с деликатесами.
Профессор давно так не наедался – при всём при том, что он ел меньше всех. Секретарь и адъютант занимались этим увлекательным делом гораздо активнее. А король вёл себя так, как будто вообще только что прибыл с Острова Голодных.
Заметив удивлённый взгляд своего гостя, монарх пояснил:
- Если бы вы знали, как мне надоели эти официальные трапезы! А они у королей все в той или иной степени такие. Принимать еду за огромным столом в присутствии большого количества людей, большинство их которых тебе неприятно – это, поверьте мне, очень неуютно! Да и времени много отнимает!

Когда люди едят, ни на что не отвлекаясь, трапеза много времени не занимает. Так что уже минут через двадцать все четверо, сытые и расслабленные, отошли от стола.
- Дальше распорядок такой, - тихим, но уверенным голосом произнёс король. – Десять минут – короткий отдых. Затем мы все переходим в комнату совещаний – и вы прочитаете нам первую лекцию. Но сначала немного расскажете о себе. Есть возражения?
Профессор промолчал. Во-первых, план был вполне приемлемый. Но если бы он даже и был не согласен – спорить по пустякам с королём было бы чистым безумием.

Рассказывать о себе всегда трудно. Рассказывать богатому и влиятельному человеку - трудно втройне. Королю – так и вообще немыслимо трудно. Скажешь слово не так – и навлечёшь на себя царственный гнев. А это может кончиться очень-очень плохо.
Так что профессор Арол вышел на возвышение для лектора и растерялся.
- Да вы смелее, смелее, - подбодрил его король. – А если не знаете, что говорить, - опишите свою жизнь в хронологическом порядке. Так будет проще всего.
- Биография моя проста и бесхитростна. Родился в семье бедного сельского дворянина. До десяти лет жил в отцовском замке. По существу – в деревенской местности. За это время прошёл курс домашнего обучения в объёме начальной школы. Потом сумел получить стипендию, позволившую поступить в столичную гимназию. Окончил гимназию с “золотым” аттестатом, что облегчило поступление в столичный университет на факультет истории, географии и этнографии. Тема дипломной работы “Сравнение структур управления речных, озёрных, лесных и горных эльфов”. Диплом защитил с максимальной оценкой. Это позволило сразу же поступить на преподавательскую работу в университет. Сначала младшим преподавателем, потом – старшим. Два года назад защитил “большую” квалификационную работу, после чего был назначен профессором. Вот, пожалуй, и всё.
- И сколько вам сейчас лет? – поинтересовался король.
- Месяц назад исполнилось тридцать два года.
- Странно… А выглядите гораздо старше…
- Тут нет ничего странного. Преподавательские мантия и колпак… Борода… Длинные рукава и посох. В общем, всё то, что мне полагается по должности… В сумме оно очень старит…
Король окинул фигуру профессора оценивающим взглядом, хмыкнул, но ничего не сказал.
- Могу ли я считать, что с биографией достаточно? – осторожно спросил профессор.
- Можете, - махнул рукой король. – Давайте теперь про эльфов!

- Прежде чем приступить к лекции, - начал профессор, - я хотел бы высказать большую просьбу. Если я начну излагать материал слишком быстро, или же, наоборот, стану пережёвывать всем известные вещи – сразу же меня останавливайте!
- Тут вы, профессор, не сомневайтесь! – заверил его король. – И остановим, и поправим, и претензии выскажем! Только вы уж скорей начинайте!
Профессор выпрямился, набрал полные лёгкие воздуха и начал…

- Первое, что следует знать об эльфах, - то, что они бывают светлые и тёмные. С тёмными вообще лучше никогда не связываться – просто для жизни опасно. Но и светлые эльфы разные бывают.
Проще всего с речными эльфами. К людям они относятся в общем неплохо. И законы человеческих государств признают. Большинство эльфов, которых можно встретить в человеческих городах – как раз речные.
Речными они называются, потому что все их поселения расположены на берегах рек. Чаще всего – на лесных островах. И передвигаться они предпочитают по рекам на своих очень даже неплохих кораблях.
Да, кстати, - деревья и вообще лес очень любят, не отличаясь в этом от других эльфийских народов. Так что речные эльфы селятся только на берегах, которые покрыты лесом. Степные берега их никогда не привлекали.

- Озёрные эльфы, - продолжал профессор, - к людям относятся более холодно. Не то что враждебно – а, скорее, недоверчиво и сдержанно.
Селятся исключительно на озёрных островах. Передвигаются по озёрам и рекам на собственных кораблях. При этом с речными эльфами никогда не конфликтуют. По крайней мере, никто о таких эксцессах не слышал.
Деревья очень любят, поэтому все принадлежащие им острова покрыты лесом. Если остров степной или луговой – озёрные эльфы на нём никогда не селятся.

Лесные эльфы к людям относятся очень холодно и отстранённо. С ними лучше вообще не общаться. Не то что для жизни опасно – но унижений от них при встрече можно получить очень много.
Живут исключительно в лесах, причём очень глухих. Людям в эти леса доступ закрыт. Если кто-то чужой появится на их территории – то его с позором изгоняют, прямо от самой границы.

Горные эльфы – народ грозный и очень своенравный. Хотя они и считаются светлыми, но для людей смертельно опасны. Убить человека им ничего не стоит. За то, что случайно оказался на их территории. За то, что косо посмотрел. За то, что оскорбил какие-то их обычаи. В общем, этого народа надо всеми силами избегать – просто из соображений безопасности.
Живут они, в соответствии со своим названием, в горах. Но исключительно в лесном поясе. Горных лугов не любят, хотя иногда там и появляются. К покрытым льдом вершинам вообще никогда не приближаются, считая это пустым делом.

Профессор сделал паузу и, подняв голову, внимательно посмотрел на своих слушателей.
- Понимаете в чём проблема… - начал он неуверенно. – Прежде чем продолжать лекцию, мне хотелось бы узнать, устраивает ли вас мой стиль изложения. Нет ли у вас каких-нибудь серьёзных замечаний?
Король, услышав этот неожиданный вопрос, ничего не ответил. Лишь показал глазами адъютанту и секретарю, что они должны ответить первыми.
- По-моему, очень интересно, - задумчиво ответил адъютант. – Я слушаю с большим удовольствием.
- А вот у меня есть замечание, - неожиданно заявил секретарь. – Вы, профессор, конечно рассказываете всё чётко и интересно, - но зачем так подробно говорить об элементарных вещах? Вы буквально разжёвываете то, что любой образованный человек и так хорошо знает!
Услышав такую отповедь, профессор растерялся, - но тут вмешался король:
- А знаете, господа, мне понравилось! С одной стороны, я, конечно, действительно всё это знаю. С другой стороны, несколько в иной трактовке. И мне почему-то кажется, что только что услышанный вариант гораздо больше соответствует действительности, чем то, что мне говорили в юности. Так что, профессор, всё очень хорошо. Продолжайте в том же ключе и ни о чём не переживайте!

- Тогда я перехожу ко второй теме. Я только что дал краткую характеристику всем народам светлых эльфов – а сейчас я коснусь их общественного устройства.
С речными эльфами всё очень просто – и одновременно очень непонятно. Общественной структуры у них практически нет. По крайней мере, мы о ней ничего не знаем.
Нет, в их поселениях, конечно имеются и выборные старосты, и общественные совет (тоже, само собой, избираемый). А вот в какие-то более крупные структуры эти поселения не объединяются.
Да, кстати. У речных эльфов нет ни одного настоящего города. Все их поселения с нашей точки зрения – это деревни. Чистые, ухоженные, комфортабельные, - но всё же деревни. Может быть, это и является причиной того, что у них нет государства? Без городов – какое же государство?
К чужим государствам, в том числе и человеческим, эти эльфы относятся с уважением. И законы этих государств, как я уже отмечал, стараются максимально соблюдать.
Общаясь с представителями человеческих властей, речной эльф выступает как своего рода свободный индивидуум. Вроде богатого иностранца из запредельно далёкой страны. Это иногда вызывает соблазн у не очень умных представителей власти. Мол, раз они богатые одиночки – то их и обидеть запросто можно, поскольку никто не вступится.
Это пагубное заблуждение. Обижать речных эльфов опасно не только для здоровья, но и для жизни.
Вы, наверное, спросите, почему? Во-первых, речные эльфы очень неплохо знают человеческие законы и вполне могут участвовать в судебных процессах без всяких адвокатов. Правда, такого им обычно и не надо. Если вдруг получается, что речной эльф попадает под суд, его всегда защищает самый лучший адвокат.
Но речные эльфы поддерживают хорошие отношения не только с адвокатами. Среди их друзей встречаются судьи, полицейские, таможенники, военные, разного рода чиновники. Чем эльфы привлекают всех этих важных и влиятельных людей, остаётся только догадываться. То ли только деньгами, то ли ещё и дефицитными эльфийскими товарами. А, как известно, самые дефицитные эльфийские товары – это здоровье и долголетие.

Тут профессор посмотрел на внимательно слушающего монарха – и вдруг понял, что предмет разговора не является для него абсолютно незнакомым. Более того – король явно что-то знает. Даже такое, что пока не известно самому профессору.
Его Величество перехватил взгляд профессора и послал ему ответную улыбку. Совсем незаметную – одними уголками губ. И, пресекая дальнейшее невербальное общение, заявил:
- Профессор, это, безусловно, очень интересная тема. И мы обязательно обсудим её с вами – но только попозже. А теперь давайте продолжим. Кто там у нас дальше?

- Дальше – озёрные эльфы. Их общественная структура нам более или менее известна: все озёрные эльфы образуют единое государство, состоящее из отдельных кланов. Все кланы очень самостоятельные и практически являются независимыми государствами. Если судить по реальному могуществу, то аналогом человеческого королевства является именно отдельный клан. Владыка озёрных эльфов, стоящий над всеми кланами, – это фигура, которую по могуществу ни с одним человеком сравнить невозможно. Вот если бы среди людей нашёлся кто-то, подчинивший себе все человеческие государства, - тогда бы его можно было бы поставить в один ряд с Владыкой озёрных эльфов.
Озёрные эльфы к человеческим законам относятся с достаточным уважением. Но отношения предпочитают строить на межгосударственном уровне – между человеческими монархиями и эльфийскими кланами. Любой озёрный эльф чувствует себя среди людей достаточно уверенно, потому что знает, что за его плечами стоит могущественный клан.

- Стоп, - прервал профессора король, - тут мне не совсем понятно. Я могу допустить, что для информированных и разумных людей угроза получить “ответку” от эльфийского клана очень серьёзна. Но отнюдь не все люди разумны и тем более информированы. Так что от конфликта с каким-нибудь тупым чиновником или мелким бандитом никто не застрахован. Первый в месть со стороны эльфийского клана не верит, а второй о её возможности просто не слышал. А то, что за него отомстят, отдельно взятого эльфа не очень утешит.
- Дело в том, - стал объяснять профессор, - что озёрные эльфы очень хорошо владеют оружием. Да и без оружия великолепно драться умеют. С учётом того, что поодиночке они никогда не ходят – только мелкими группами – ограбить их, побить и тем более убить практически невозможно. А вот если они сами, защищаясь, кого-нибудь побьют или вообще убьют, - тут им и поможет родной клан. И адвоката наймёт, и материально поддержит, и на того, кого надо, надавит!
- Хм, - пробормотал король и о чём-то задумался. Но затем махнул рукой: мол, продолжайте дальше!

- Об общественной структуре лесных эльфов мы знаем очень мало. Только то, что у них  тоже есть кланы и Верховный владыка. Но похожи их кланы на то, что есть у озёрных эльфов или нет, мы сказать не можем.
Дело в том, что лесные эльфы в человеческих государствах практически не бывают и официальных контактов с их властями не поддерживают. Иногда, правда, может случайно забрести какой-нибудь эльфийский вельможа с довольно многочисленной свитой, - так от него тогда все шарахаются. Неприятностей боятся. И, само собой, ни на самого вельможу, ни на эльфов из его свиты никто никогда не нападёт – себе дороже!
Бывает вариант и похуже: вместо вельможи – военачальник, а вместо свиты – подчинённые ему солдаты. Когда такой отряд лесных эльфов забредает на человеческую территорию, все от него в панике бегут. Но, говоря честно, если какого-нибудь упрямца или идиота на их пути не попадётся, - всё обычно мирно обходятся. Лесные эльфы на пустом месте конфликтов не устраивают – не их это привычка.
Да, кстати. Ходят упорные слухи, что эти самые лесные эльфы часто засылают к людям шпионов, маскируя их под речных эльфов. Пакостей такие лазутчики обычно не делают – но информацию собирают исправно.
- Да? – потёр затылок король. – И к нам тоже засылают?
- Ваше величество, вопрос не ко мне! Я ведь не контрразведчик. Но мне почему-то кажется, что вряд ли наше королевство является исключением.
- Вот как, - пробормотал монарх, - в официальные отношения не вступают, а лазутчиков засылают! Ну что ж, давайте дальше!

- Дальше - горные эльфы. Эти суровые ребята людей, как я уже сказал, не любят, поэтому стараются с нами вообще в контакт не вступать. Так что на человеческой территории вы их не встретите – ни группой, ни поодиночке.
- А лазутчиков к людям они посылают? Что на это счёт слухи говорят?
- Вот это вряд ли. Мы им просто неинтересны…
- Ну что ж – хоть это утешает! – буркнул король. – Ну а какое у них общественное устройство?
- Никто не знает, - развёл руками профессор.
- И ещё, - продолжал король, - маленький, но очень важный вопрос. Эльфы, принадлежащие к разным народам, - они как, друг на друга похожи? Можно их невооружённым глазом друг от друга отличить?
- Увы! – развёл руками профессор, - все светлые эльфы имеют одинаковые внешние особенности. Понять, где речной эльф, а где озёрный, где лесной, а где горный, можно только по косвенным признакам: одежде, поведению, выражению глаз. Но это всё, как вы понимаете, очень легко подделать!
- Да уж, профессор, умеете вы порадовать! – сердито заявил король и снова задумался.
Профессор терпеливо ждал. Наконец, когда молчание стало совсем уж напряжённым, монарх встряхнул головой и как будто очнулся:
- Извините, профессор! Вы сегодня мне много интересного рассказали – вот и приходится осмыслять всё на ходу. Что там у нас дальше?
- А дальше имеет смысл поговорить конкретно об озёрных эльфах. Точнее, об их клановом устройстве.

- Как я уже говорил, - начал профессор, - в первом приближении клан озёрных эльфов – аналог отдельного человеческого государства. Но во втором приближении между ними есть серьёзные отличия. В первую очередь это касается характера суверенитета.
- Вы не ошиблись? – перебил лектора король. – Характера? А не уровня?
- Да-да, именно характера! Потому что с уровнем всё неоднозначно. Глава озёрного клана подчиняется Владыке озёрных эльфов – и по этому признаку он ниже земного монарха, который никому не подчиняется. С другой стороны, глава клана входит в Совет кланов, играющий важную роль в управлении всем народом. То есть имеет небольшой кусочек власти, распространяющейся не только на его клан, но и на всех озёрных эльфов. Это делает его выше типичного земного монарха.
- А ведь и верно! – восхитился король. – Интересно получается!

- Второе отличие, - продолжал профессор, - территориальное. Человеческое государство – это, как привило, компактный кусок территории. А вот территория эльфийского клана в большинстве случаев не является единой, распадаясь на отдельные анклавы. Вот сами анклавы – всегда компактные. Это чётко соблюдается.
- И как же выглядит типичный анклав озёрных эльфов?
- Остров на озере. Чаще всего маленький, иногда – среднего размера. А вот большие острова озёрные эльфы занимают очень редко. Таких случаев не больше дюжины наберётся.
- И сколько анклавов у клана Утреннего Тумана?
- Насколько я знаю, семь штук.
- А есть ли хоть один анклав недалеко от нашего королевства?
- Нет, Ваше Величество! Ни одного! Все на другом конце континента!
- Тогда, я не понимаю, что им от нас нужно… Впрочем, что толку гадать. Завтра, я надеюсь, они сами об этом скажут.
- Так что, Ваше Величество, я продолжаю? – неуверенно спросил профессор.
- Нет, на сегодня достаточно. К первому этапу переговоров я готов. И учтите - ваше присутствие обязательно. Будьте готовы завтра, сразу после завтрака. А я пока вынужден откланяться. Вы, – указал он на секретаря, – пойдёте со мной. А вы, – кивнул король на адъютанта, - быстро решите здесь все вопросы и догоните нас.
Сказав это, король быстро вышел из комнаты. Секретарь последовал за ним.
- Пойдёмте, профессор, - улыбнулся королевский адъютант. – Для вас рабочий день пока что не закончился.


Рецензии