Yo-Yo

Как только я узнал, что в нашем городе проводятся призовые турниры по Yo-Yo, я тут же прилетел домой и с горящими глазами стал просить у бати 10 гривен на покупку этой блестящей игрушки. - "Там можно выиграть радиоприёмник" уговаривал я, но был послан с фразой: "Это всё разводы для лохов". Для лохов ни для лохов, но первое Yo-Yo я себе правдами неправдами всё-таки раздобыл и бегал участвовал во всех турнирах, в каких только мог. Они проводились возле всех более-менее крупных продуктовых магазинов. Это была рекламная акция кока-колы и размах мероприятий был огромным. Выглядело это примерно так.. Двери и окна магазинов обклеивались большими цветными постерами с радостными детьми, играющими этой игрушкой. А в углу дата и время. В назначенный момент к магазину подъезжала машина с иностранным чемпионом и переводчиком. Чемпиона по Yo-Yo можно было узнать издалека. Они всегда ходили в ярко-красной куртке со здоровенной игрушкой Yo-Yo вышитой на спине и гордой надписью ЧЕМПИОН на груди. Проводили турниры победители из разных стран. Корейцы, Бразильцы. Они выстраивали гудящую толпу детей в ряд и сперва предлагали всем поделать отборочные трюки. Так продолжалось, пока не определялись несколько финалистов. А затем оставшиеся три человека соревновались между собой в игре "Кто больше всех накрутит петелек?". Один накрутил девять, второй шестнадцать, а третий двадцать две. Вот и получайте.. тебе радиоприёмник, тебе сумочка, а тебе ручка шариковая. А ещё за первое место вручалось призовое Yo-Yo Galaxy. Оно не продавалось в магазинах и его можно было только выиграть. Я был счастлив и жил от турнира до турнира. Обычные Харьковские дворики наполнились иностранцами, английской речью, соревнованиями, яркими красками, азартом и призами.

Наша квартира начала наполняться кока-кольной атрибутикой. На стенах красовались плакаты с автографами чемпионов, а в картонных коробках все возможные призы, какие только разыгрывались. Я начал потихоньку продавать свои трофеи. Однажды даже смог позволить себе купить ГАМБУРГЕР. Причём не только себе, но и корешу Лёхе. Легкодоступные призы привлекали не только спортсменов, но и разбойников. Особо неблагополучные районы славились тем, что целые подростковые группировки присутствовали на турнире и отбирали призы у финалистов сразу, как только уезжали организаторы. Иностранный чемпион с переводчиком действовали быстро. Не знаю сколько таких мероприятий в день они проводили, но было видно, что рука у них набита. Вот они структурировали шумную толпу, вот отборные трюки, вот финальные петельки, вот призы и вот они уехали. В их обязанности не входило соблюдение дальнейшей справедливости и наведение порядков в стране. Так что призы приходилось не только выигрывать, но и отвоёвывать. А иногда и терять.

Масштабная рекламная акция задала атмосферу всему городу. Во всех школах мелькали трюки и петельки. Юноши и даже девушки тренировались и оттачивали мастерство. Кто-то хвастался лёгкостью исполнения стандартных трюков, а кто-то уже пытался демонстрировать сложнейшие композиции, подсмотренные у чемпионов. У нас тоже образовался свой йойошный костяк. С парой приятелей мы постоянно разрабатывали методы достижения побед на соревнованиях. Мы тщательно выбирали какой свечкой лучше натирать верёвочку и в каких местах, чтобы она скользила, но не сильно. Насколько сильно верёвочку скручивать перед петельками, чтобы её надолго хватило, но чтобы трюк не сорвался в самом начале. На несколько месяцев вся Харьковская школота из разрозненной толпы превратилась в спортсменов, занимающихся одним делом.

Посмотрев на коробки с добром и на мои усердные тренировки, батя постепенно проникся духом авантюризма и стал поддерживать меня. Уже не приходилось крутить интриги и обманывать родителей, чтобы попасть на турнир. Иногда даже меня туда привозили машиной. Так и больше турниров за день можно посетить и послетурнирные варвары не страшны. Мой батя был не единственным, кто поддержал ребёнка. Дети всё чаще стали приезжать на машинах. Дело стало принимать серьёзные обороты. Тем более скоро полуфинал.

Организаторы стали замечать мой английский. С некоторыми переводчиками (точнее красивенькими переводчицами) я подружился настолько, что встречал и провожал их у машины. Чемпионы были моими друзьями и с удовольствием принимали меня в качестве ассистента. Я гордо сопровождал ведущего и отрабатывал всё мероприятие в качестве переводчика. А настоящие переводчики радовались возможности побездельничать и попить кофейку в сторонке, отдыхая от криков и толкотни. Я дружил с чемпионами так близко, что они стали подсказывать мне мелкие хитрости и, по большому счёту, тренировали. Однажды две бразильские женщины даже пригласили меня к себе в гости. Селеста и Таис жили в роскошной квартире в центре. Селесте за сорок, а Таис молодая, стройная и очень высокая (эхх встретиться бы сейчас с этой латинской куколкой). С отвисшей челюстью я порассматривал их коллекционные игрушки, выслушал напутственные советы, узнал секретный и самый эффективный способ натирать верёвочку свечкой и долго долго не мог уснуть после этого вечера. К полуфиналу я был готов.

Что такое полуфинал? Это серия обычных турниров там же у магазинов. Только призы посолиднее. Плюс, так как эти соревнования последние, толпилось и нервничало не двадцать человек, а двести. Все понимали, что если ты не попадёшь в тройку финалистов - твоя йойошная карьера закончится сегодня. К тому же призом за первое место уже был не радиоприёмник, а самый настоящий телевизор. Обычный такой небольшой. Можно сказать кухонный. Но тем не менее цветной, с пультом и на шару. За второе место обещали музыкальный центр, а за третье - магнитофон. Тут уж все родители за своих детей болели. Натренированный до одури и поддерживаемый добрым взглядом корейца Чоя я провалился и сердце моё остановилось. Я стоял и молча смотрел на свои ноги, как и сотня таких же неудачников. В принципе уже можно было топать домой, но я решил достоять до конца мероприятия. Ведь возможно это последний в моей жизни подобный турнир. Хоть поглазею на этих счастливчиков. И вот шумиха утихает, толпа расходится и я подхожу попрощаться со своими друзьями. Возможно их я тоже в последний раз вижу. Но не успеваю я начать ныть о своей горькой судьбе, как получаю приглашение прыгнуть с ними в машину и попытать счастья в следующем полуфинале, который они проводят в другой части города. Не говоря ни слова и не понимая как я буду возвращаться из незнакомого района домой без денег, я ныряю в тачку на заднее сиденье. Видимо мы опаздываем, так как меня бросает по салону из стороны в сторону. Я вцепился руками в переднее сиденье и чувствую, как я не просто в сиденье, я в шанс вцепился.

Приезжаем мы незнамо куда, а там народу набежало пуще прежнего. Мне страшно. Я не знаю где я и не вижу ни одного знакомого лица. Пытаюсь сосредоточиться на трюках, но проваливаюсь и здесь. Стою в толпе с мокрыми глазами. И вот уже на "сцене" остаётся тройка финалистов и вот они готовятся крутить свои петельки. Я ловлю сочувственный взгляд переводчицы и цепляюсь за него. Молю глазами непонятно о чём. И, как ни странно, это срабатывает. Она подходит ко мне, берёт меня за плечо, выводит на "сцену" и ставит рядом с финалистами.
- Это наш хороший друг, который много раз помогал нам проводить турниры и он тоже будет среди финалистов.
Да. Вот так просто. Вот такой вот беспредел. Толпа возмутилась, а тройка победителей испепелила меня взглядом. Но всё проходило суетливо, быстро и вот пожалуйста.. я стою, дрожу, чуть ли не плачу, но готовлюсь крутить петли. Гыгы. Сколько я накрутил? Да да больше всех. На всякий случай меня сразу сажают в машину и увозят. Переводчица, спасибо. Толпа, прости.

На кухне новый телевизор, а на носу финал. Что такое финал? Финал - это дворец спорта, телевидение и двухэтажные трибуны, забитые до отказа болельщиками. Сначала в центре внимания все чемпионы. Они крутят фантастические коллективные трюки на фоне стены из бутылочек кока-колы, пока их снимает летающая на пневмо штативе камера. Эффектное шоу. А вот и отборочные трюки. Среди участников наш костяк в полном составе. Я, Жека-Колдун и Гуря. Колдун вылетает. Не смог сделать "Прогулку с собачкой". Ай так обидно, когда вертящийся диск попадает на выступающую дощечку и раньше времени с глухим ударом возвращается в руку. Прости, дружище. А мы с Гурей остаёмся в числе финалистов и готовимся крутить петельки. От давящей ответственности момента аж зубы сводит. Каждую петлю громко называет и считает ВЕСЬ ДВОРЕЦ СПОРТА. Не помню как нас расставляли. То ли по росту, то ли случайно, но я выступал самым последним. И до меня накручено было выше крыши. Аж руки дрожат от этих цифр. Я понимаю, что с обычной верёвочкой я столько не накручу. В конце она размотается и, примерно на отметке 40-60, просто не вернётся в руку. А некоторые уже накрутили 70. И вот внимание сотен людей и телекамер переходит ко мне. Терять нечего. Двумя эффектными движениями я закручиваю верёвочку чуть ли не до самоубийственного максимума и, рискуя оказаться посмешищем в первую же секунду, начинаю выстреливать петли. Верёвка хрустит от того, что при обратном сворачивании скручивается в тугие узлы. А эти узлы неконтролируемы. Они как хотят меняют направление вращения диска и могут застопорить процесс в любой момент. Техника движения рукой и пальцами за последние пару месяцев отточена до безупречности. Остаётся лишь чуть больше усилий вкладывать в рывки кистью и полностью отдаваться на волю случая. И вот первые самые страшные десять петелек вылетают гладко. Дальше, с каждым движением, я чувствую, что самое страшное позади и нужно просто не наплужить и не растеряться. Стойка, ноги, спина, палец, слежу за дугой траектории. Всё внимание на тело и жужжащий вертящийся диск. Приближаюсь к рекорду. Всё хорошо. Спокойно бью его и иду дальше. Какая-то часть моего сознания уже отметила, что я победил, но тут же возникает другое желание.. на глазах у всех поставить рекорд, который попробуй ещё переплюнь.

Ничто не длится вечно. И уж тем более накручивание петелек. На очередной дуге игрушка вяло повисает в воздухе и не возвращается в руку. Ведущая и главная судья Селеста выкрикивает в микрофон мой рекорд, моё имя и официальное объявление меня чемпионом. То, что произошло в следующую секунду я запомнил не только глазами и ушами. Я вписал этот момент прямо в свою ДНК. Селеста с микрофоном, все участники турнира, все болельщики на трибунах и зрители на втором этаже на балконах взорвались аплодисментами и криками. Ко мне ринулась толпа любителей Yo-Yo и все наперебой протягивали мне свои игрушки с просьбой поставить автограф. В руке чудом оказался фломастер и я выводил свою роспись на всём, что мне подсовывали. А когда ажиотаж улёгся, Селеста подошла ко мне, сняла красную куртку чемпиона и накинула мне на плечи. - "Это тебе. Ты заслужил".

На заднем сиденьи ехать было неудобно так как всё пространство занимала огромная коробка. Приз за первое место - домашний кинотеатр. По факту просто телевизор с огромной диагональю, но в девяностые годы именно такие штуки и называли кинотеатрами. Папка мой ведёт машину и радуется как дитя. Справа от него сидит его дружбан дядя Витя и радуется не меньше. Останавливаемся у киоска купить водички и дядя Витя внимательно следит, чтобы чемпиону продали самую лучшую воду. - "Это чемпион. Настоящий чемпион. Обратите внимание кто у вас воду покупает", шутит дядя Витя и они с батей заливаются смехом. Я чуть стесняюсь, но ржу вместе с ними. Во дворе мужики тщательно следят, чтобы чемпиону не загораживали путь и чтобы все все бабульки, сидящие на лавочках, знали кто проходит мимо них. Здоровенная коробка перемещается в зал и распаковывается. Вот так “развод для лохов” превратился в шикарный телевизор, который прослужил нашей семье верой и правдой добрых лет 10.

Застолье в этот вечер было долгим и шумным. Даже праздновать свой день рождения было не так приятно, как эту победу. Всё-таки для того, чтобы родиться, я ничего не сделал. А тут.. моя заслуга. Хотя.. можно ли считать мою победу честной? Сложно сказать. Не возьмусь судить. Я чемпион Харькова и точка. Даже документ выдали. Ещё какое-то время я ношу куртку и иногда слышу шёпот за спиной: "Это чемпион. Это он победил". Но довольно быстро это становится больше неловко, чем круто. Зато мамашке по сей день есть в чём ходить в лес собирать грибы. Куртка долговечная, яркая и подружки видят её издалека.


Рецензии