Великий Ростов

Великий Ростов

Так получилось, что нас с Леной в этом году пригласили на летние каникулы с общиной Общение и Освобождение в Ростов Великий (возле Ярославля). Мы поехали туда через неделю после возвращения из Меджугорья. Ехали мы на поезде. Услугами РЖД я пользовался второй раз, первый раз в 2010 году во время поездки в Хельсинки.
В начале так получилось, что мы купили билеты вместе со всей группой на сидячие места. Но потом мы выяснили, что пандус есть только в вагоне для инвалидов. Лена забрала у меня справку об инвалидности и после работы отправилась на Ярославский вокзал в кассы. Там ей помогли и она приобрела билеты в купе для инвалидов туда и обратно. Даже по льготной цене они обошлись нам в два раза дороже, зато мы чувствовали себя в безопасности. В Ростове поезд стоит всего пару минут и мы могли всех задержать, если бы меня на руках выносили без пандуса. Между тамбуром и платформой расстояние около полуметра. На Ярославском вокзале нас встретил с такси Жан-Франсуа и мы ему очень за это благодарны. Он провел нас к вагону и началась посадка. Проводник и начальник состава выдвинули пандус, и Лена легко передвинула меня на коляске в тамбур. Начальник поезда Максим позвонил в Ростов и попросил меня встретить. Купе оказалось просторным и удобным, как в бизнес - классе. Там было две удобные полки, верхняя и нижняя. На нижнюю легко забираться, потому что прикреплена ручка. Чистое постельное белье, хотя мы им не пользовались. Мы с Леной даже пожалели, что поезд идет так быстро до Ростова. На стене висел плазменный телевизор, по которому шли фильмы по нескольким каналам. Работал кондиционер. Мне больше всего понравился ночник над моей головой. Он незаметный, как часть интерьера. Я подумал: «О, мне в интернат такой нужен». Поезд отъехал и к нам подошла проводница Зоя. Она оказалась добрая, общительная, умная. Сразу предложила нам ужин , мы не отказались. Налила мне вкусный кофе из кофемашины, Лене чаю в подстаканнике. Потом она еще несколько раз заходила, предлагала разные сувениры. Мы кое-что купили. К нам в гости из другого вагона приходили, как в музей. Посидеть в комфортной обстановке. Так что доехали мы незаметно. Такое ощущение, что три часа за прошло как мгновение. В Ростове нас встретили трое работников РЖД с дополнительным стальным пандусом. Так что мы успели выйти.
На платформе я оказался удобной едой для ростовских комарих ). Мы быстро пересели в автобус и отправились в гостиницу. Наша большая группа поселилась в двух гостиницах, стоящих друг напротив друга через дорогу. Одна –« Иван Царевич», другая – «Царевна лягушка». Наша с Леной комната находилась на первом этаже гостиницы «Иван – Царевич», приспособленной для инвалидов. Соответствующая картинка висела при входе. Комната оказалась большой, уютной и красивой. Окна выходили во двор гостиницы. Я, как всегда, в свободное время вечером, любил смотреть в окно.
В четверг утром завтрак был в 9 утра. По сравнению с Меджугорьем, я заметил, что всегда у русских на завтрак была каша. У хорватов – сосиски, яичница, хлеб, джем, масло. В общем, европейский завтрак.
Во все дни после завтрака наша группа собиралась на общую молитву. Потом мы пошли в Ростовский Кремль, тот самый, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Нас там ждала замечательная, увлеченная своим делом экскурсовод Вера Ивановна. Ее можно назвать фанатом своего дела, поскольку она нам заявила, что так любит свою профессию, что хочет умереть на работе. Ради меня открыли боковые ворота и я проехал через пандус, через черный ход.
Мне очень понравилась старинная архитектура Кремля. Билет мне дали бесплатно по пенсионному удостоверению.Группа вошла через лестницу на второй этаж, а меня на коляске поднимали на руках по другой лестнице, раньше предназначенной для царей и бояр. Мы оказались в зале, где выставка старинных икон. Наш экскурсовод Вера Ивановна начала рассказывать про иконы Богородицы . Она написала, если я не ошибаюсь, 14 статьей по искусствоведению и у нее вышло три книги. Поэтому она очень хорошо рассказывала , профессионально и с увлечением. С помощью лампы накаливания с желтым светом она показывала, как выглядит Владимирская икона Богородицы, озаряемая пламенем множества свечей. Икона буквально преображалась, оживала и Пресвятая Богородица будто говорила с нами . Вера Ивановна заметила, что зря прячут иконы за зеленоватыми стеклами в музее. Она рассказывала о трех ростовских святителях. Потом мы вошли в другой зал и остановились от неожиданности. Мы оказались перед Крестителем Господним Иоанном Предтечей в полный рост. Необычная икона была написана очень талантливым иконописцем . Во-первых, святой изображен с крыльями за спиной , во- вторых, у него нимб зеленого цвета. Он так органично вписывается в общую цветовую гамму, что, если бы Вера Ивановна не обратила наше внимание, мы бы не заметили этого несоответствия канонам. Самая большая загадка, которая три года мучила пытливого экскуросовода, это отсутствие среди клейм Жития святого сцены Крещения Господня. Она долго думала, почему иконописец убрал Крещение. Потом поняла, что эта икона написана в честь самого Крестителя Иоанна и там только сцены из его жизни, а Крещение Господне – это двунадесятый господский праздники и поэтому его не поставили. Она потом нашла подтверждение своей догадке в каком-то документе. Нас поразило, что она три года трудилась над этой загадкой.
Для меня давно самая интересная икона – это Страшный Суд. Мне кажется, это икона для всех - и кто верит и кто не верит. И для всех конфессий. Она пугает и успокаивает одновременно. Смотря куда поглядеть. Внизу нарисовано туловище змея и изображены круги ада. Наверху Рай ( Богородица, апостолы Петр и Павел ведут в рай) . Целая книга Данте. Никто в зале к ней не подходил, один я завис возле Страшного Суда. Потом экскурсовод спросила: «У кого есть вопросы?» Лена сказала – у Леши. Я спросил, почему на иконе Страшного Суда три изображения Святой Троицы. Она объяснила, что одно изображение – ветхозаветная Троица, второе – новозаветная Троица, а третье – это было лоно Авраамово. Потом Вера Ивановна все-таки рассказала, что знала, про эту интересную икону. Внизу в светлом круге, изображены четыре зверя, как символ четырех Царств. Я запомнил Перское, Македонское, Арамейское, Вавилонское. Несколько человек пошли смотреть на эту икону. Меня удивило, как художник умеет расписывать мелкие детали. Насколько мы запомнили, эта икона пришлая в православие с Запада, но прижилась. И ее всегда пишут на западной стене Церкви, так полагается. Священник, когда говорит проповедь, смотрит на Страшный Суд. А прихожане смотрят на Рай - Алтарь, а к этой иконе стоят спиной. Затем мы вошли в домовой Храм. Он был маленький, на 50 человек. Там стояла прохлада. Меня в этом Храме поразило, что Алтарь высокий. Не как в обычных храмах две -три ступеньки. Там к Алтарю вело восемь высоких ступенек. Суммарная высота в человеческий рост. Мне это очень понравилось. Если б служба шла на таком возвышении, то обычные люди видели всю церемонию на Алтаре. А инвалиды на коляске видят лишь спины. А с высокими ступенями видно всем. И акустика хорошая. В Храме в Которе (Меджугорье) я помню балкон для проповедей. Священник на него заходил и читал проповедь. Мне кажется, цель этих возвышений в православном и католическом Храме одинакова - чтобы прихожане могли лучше слышать и сосредоточиться на Слове Божьем. Потом мы ехали по галерее, где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», эпизод с погоней. Там сверху было видно озеро Неро, окрестности. Галерея соединяла два Храма . Первый Храм весь расписной, но на потолке около тысячи отверстий, как будто там шла война,. Во второй маленькой Церкви роспись не была повреждена. Там Алтарь оказался без дверей, можно было туда заглянуть. Увидел престол. Я почувствовал какую- то Тайну, покой, тишину, защиту.
Переход по галерее между первым и вторым Храмом оказался непростым. То путь был ровный, то вдруг обрывался вниз на две ступеньки, и потом снова пара ступеней вверх. Ступеньки показывали, что мы вошли в маленькую башню - бойницу. Здесь оборонялись. Здесь же я увидел маленькую комнату (уборную) и отверстия в полу. Это если враг подошел прямо к стенам, то лили через эти отверстия горячую смолу, камни, самодельные бомбы. В те времена уже изобрели порох.
Потом мы вошли в большую комнату музей . Там стоял стол, по стенам полки с книгами, печка. Тут бояре отдыхали и совещались между собой.
Незаметно подошло время обеда. Мы обедали в Кремле! Правда, в ростовском, а не в московском, но тоже ничего. Там , где снимали эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Икры, к сожалению, не было. Если честно, мне понравился только борщ в горшочках. Жан-Франсуа купил мне вкусный кофе американо.
После обеда мы пошли отдыхать, только другой дорогой, вдоль озера. Там крутой склон, но меня спустили. Вечером проходила школа общины на третьем (!) этаже без лифта. Я катался у Жана - Франсуа на спине. У президента Покровских ворот. Туда и обратно. Нам показывали фильм про общину Роуз. Это женщина, которая помогает жительницам глухого поселка в африканском континенте, больными СПИДом. Она им объясняет, что каждая из них – Личность, и любима Богом. Женщины, брошенные мужьями и семьей, от этого знания преображаются к лучшему. Они даже танцуют и наряжаются в красивые одежды. Чувствуют себя как нормальные здоровые женщины. Я думаю, это главное, чтобы победить болезнь. Потом показали короткий фильм- свидетельство Дарины, которая встретила общину во Владимире и это преобразило ее жизнь. Кстати, неожиданно, на следующий день она приехала к нам туда с сыном. Потом мы пошли отдыхать. Так закончился первый день.
В пятницу после завтрака наша группа, которая каждый день пополнялась, отправилась в мужской Спасо-Яковлев монастырь . Там лежат мощи святителя Димитрия Ростовского. С нами пошла Вера Ивановна. По дороге она нам рассказала про старинные названия улиц Ростова. Оказалось, мы жили на улице Покровка! Я хочу напомнить, что культурный центр Покровские ворота в Москве тоже находится на этой улице. Оказалось, в старину жители Ростова в основном занимались огородничеством и кормили овощами всю Москву. Незаметно за рассказами подошли к монастырю. По дороге я заметил, что на улицах Ростова нет страшных пятиэтажных зданий, все дома двух-трехэтажные. У некоторых домов старинные наличники остались. Наконец мы подошли к монастырю. Монастырь стоит около озера. Белые стены и голубая вода горели солнечным светом. Стояла жаркая погода. Мы вошли в Храм, где лежат мощи святителя Димитрия. Он оказался огромный. Внутри прохладно, потому что толстые стены хранят температуру в помещении.
Меня подняли с коляски и поднесли на руках сначала к иконе Богородицы Отрада и Утешение, а потом к мощам. Нам Вера Ивановна рассказала, как она помогла обрести утерянную во время перестройки любимую икону святителя Димитрия Ростовского Отрада и Утешение. Она оказалась у митрополита Ювеналия. Из ее эмоционального рассказа нам с Леной запомнилась фраза: «Главное – не спугнуть митрополита». Через пару лет икона была торжественно передана монастырю. Потом мы пошли в другой Храм. Он был разделен пополам стеной. Если честно, я первый раз такое видел. В Храме лежали мощи монаха. Экскурсовод рассказала, почему разделен Храм, но мы не запомнили. На территории монастыря находился святой источник, мы сходили туда, умылись. Посмотрели цветы, там красивые клумбы. Внутри монастыря как будто в Раю - светло, красиво . На душе сразу теплеет.
После обеда в тот день мы пошли к озеру Неро и там катались на моторных катерах сорок минут. Мы познакомились с о. Димитрием. Он директор Варницкой православной гимназии. Вид с озера на Ростов Великий поражает своей красотой. Мы видели два монастыря, в которых мы уже побывали. Несмотря на жару, от воды приятно веяло прохладой. Прогулка по озеру всем понравилась. Вечером после ужина снова была школа общины. На этой школе состоялась презентация книги о замечательном хирурге и христианине Энцо Пачченини. Рассказ подготовила Саша Шилова. Многие из общины знали его лично. Нам показали маленький фильм о нем и потом уже, у себя на даче, я прочел книгу . Книга оказалась интересной. Может, я ошибаюсь, но книга не о нем, а больше об общин . Меня удивило, что Энцо мог спокойно в трудную минуту позвонить священнику о. Джуссани и попросить совета. Я хочу у Жана - Франсуа прощения попросить, что я не так часто его «достаю». Но думаю, что я за эти три дня его достал. Ему снова пришлось тащить меня с лестницы. Я крепко держался рукой за его шею и первый раз чуть не задушил). Потом мы пошли спать.
Незаметно пришла суббота. Каждый день группа пополнялась. Нас было уже больше тридцати человек. Утром, после завтрака и общей молитвы, мы пошли на рынок. Дорога заняла 45 минут. Прогулка по Ростову напоминала экскурсию по музею. Старинные дома, переулки. Дорога из каменной плитки, как на Красной площади. В полдень началась викторина, посвященная городу Ростову. Мы разделились на две команды. Запомнились вопросы: «Как называлось озеро Неро раньше?». Мы старались вспомнить замечательные лекции экскурсовода, но правильный ответ никто не дал. «Сколько ступеней было в лестнице, по которой поднимались только цари, бояре и… я?». Правильный ответ двадцать семь. Тоже, по- моему никто не сказал верно. Обе команды очень переживали за победу, как дети. Жан - Франсуа не участвовал в викторине, он взял на себя роль детского аниматора (я пишу на правах рекламы). Кому нужно, обращайтесь, у него замечательно получилось! Дети изобразили на воздушных шариках портреты тех, кто был с нами, а мы должны были опознать, кто это. В общем, викторина оказалась очень веселой и занимательной. Настя сказала, что таких каникул у нее никогда еще не было). Мы отправились на обед. Там к нашему столу вдруг подошел священник и поздоровался. Это оказался отец Сергий Зуев из города Владимира. Я смотрел фильм по интернету накануне Пасхи, по- моему, и там рассказывали, что на одной территории стоят рядом оба Храма - Православный и Католический. И они дружат. Затем, после обеда мы поехали в Варницу. Варница – это монастырь. Там родился и провел свое детство преп. Сергий Радонежский. Там нас встретил уже знакомый священник о. Дмитрий. Главное он показал нам православную гимназию в Варницах. Один знакомый, Роман, который к нам приходит в интернат на каритативу, тоже закончил эту гимназию. О. Димитрий рассказал ее историю. Там было два монаха и один инок. Обитель нуждалась в восстановлении. Но на это необходимо было найти средства. Тогда один из монахов , Силуан, стал ежедневно ходить и просить пожертвования в богатый район Ростова, так называемую Рублевку. Так он нашел спонсора, который помогает Варнице до сих пор. Но проблема осталась, потому что там на территории восстановили три Храма, а насельников мало. Тогда возникла гениальная идея основать там православную гимназию с полным пансионом. Теперь там всегда много молодежи, их преподаватели. Приезжают родители, а также известные журналисты и священники. Мы побывали в двух Храмах и гимназии. Я давно хотел посмотреть настоящую православную гимназию. Мне понравились там классы. Там даже есть место, где можно сидеть на полу – постелен пушистый ковер. Меня это приятно удивило и напомнило зарубежную систему. В детском интернате я тоже училс, сидя на полу. После путешествия по коридорам и классам (мы даже в столовую ходили), все собрались в актовом зале. Отец Дмитрий усадил нас в огромный круг, чтобы обстановка была более доверительной. Мне показалось, что мы снова на Покровке. Дискуссия получилась жаркая, даже сильнее, чем в духовке. Я задал вопрос об отношении православной церкви к инвалидам. «Нас считают чуть не святыми из-за болезни. Нам хочется общения, понимания, а не только выполнения традиционных обрядов». Отец Дмитрий со мной согласился, заметив, что этот вопрос еще только начинает подниматься в Церкви. Было интересно .
После встречи мы вернулись в гостиницу. В этот раз воскресная служба проходила на третьем этаже в комнате для собраний. Ее провели о.Сергей и о.Евгений из Владимира.
В этот день вечером мы все послушали интересное свидетельство Мириам и ее мужа. Они живут в Италии, но приехали к нам на каникулы. Когда они поженились, оказалось, что пара бесплодна. По совету отца Джуссани они взяли приемную девочку и постепенно привыкли к ней. Откуда-то они узнали про Меджугорье и отправились туда в паломничество – поблагодарить Деву Марию. Когда вошли в Храм с автобуса, как раз началось Явление Богородицы. Они опустились на колени и вместе со всеми читали Розарий. По возвращении домой выяснилось, что Мириам беременна. Потом она родила еще двоих детей. Супруги рассказывали много интересного про общение с отцом Джуссани. Одновременно мы все ели вкусные шашлыки, приготовленные Роберто. Был теплый и чудесный вечер.
Утром в воскресение мы позавтракали. Собрались и за нами пришел автобус. Он был с низким полом и меня легко туда погрузили. На вокзале меня снова провожала бригада мужчин и дежурная по вокзалу. Мы сели снова в седьмой вагон к той же проводнице Зое и начальнику поезда Максиму. Они нам очень обрадовались. Советовали ездить почаще). Незаметно добрались до Ярославского вокзала и взяли такси до интерната. Усталый Жан –Франсуа нам помог и отправился в Покровские ворота проводить вечер встречи. Так закончились наши каникулы в Ростове.
Хочу поблагодарить Жана и всю общину за приглашение и за помощь во время поездки. Мне очень понравилось и я узнал много интересного.

-
Так получилось, что нас с Леной в этом году пригласили на летние каникулы с общиной Общение и Освобождение в Ростов Великий (возле Ярославля). Мы поехали туда через неделю после возвращения из Меджугорья. Ехали мы на поезде. Услугами РЖД я пользовался второй раз, первый раз в 2010 году во время поездки в Хельсинки.
В начале так получилось, что мы купили билеты вместе со всей группой на сидячие места. Но потом мы выяснили, что пандус есть только в вагоне для инвалидов. Лена забрала у меня справку об инвалидности и после работы отправилась на Ярославский вокзал в кассы. Там ей помогли и она приобрела билеты в купе для инвалидов туда и обратно. Даже по льготной цене они обошлись нам в два раза дороже, зато мы чувствовали себя в безопасности. В Ростове поезд стоит всего пару минут и мы могли всех задержать, если бы меня на руках выносили без пандуса. Между тамбуром и платформой расстояние около полуметра. На Ярославском вокзале нас встретил с такси Жан-Франсуа и мы ему очень за это благодарны. Он провел нас к вагону и началась посадка. Проводник и начальник состава выдвинули пандус, и Лена легко передвинула меня на коляске в тамбур. Начальник поезда Максим позвонил в Ростов и попросил меня встретить. Купе оказалось просторным и удобным, как в бизнес - классе. Там было две удобные полки, верхняя и нижняя. На нижнюю легко забираться, потому что прикреплена ручка. Чистое постельное белье, хотя мы им не пользовались. Мы с Леной даже пожалели, что поезд идет так быстро до Ростова. На стене висел плазменный телевизор, по которому шли фильмы по нескольким каналам. Работал кондиционер. Мне больше всего понравился ночник над моей головой. Он незаметный, как часть интерьера. Я подумал: «О, мне в интернат такой нужен». Поезд отъехал и к нам подошла проводница Зоя. Она оказалась добрая, общительная, умная. Сразу предложила нам ужин , мы не отказались. Налила мне вкусный кофе из кофемашины, Лене чаю в подстаканнике. Потом она еще несколько раз заходила, предлагала разные сувениры. Мы кое-что купили. К нам в гости из другого вагона приходили, как в музей. Посидеть в комфортной обстановке. Так что доехали мы незаметно. Такое ощущение, что три часа за прошло как мгновение. В Ростове нас встретили трое работников РЖД с дополнительным стальным пандусом. Так что мы успели выйти.
На платформе я оказался удобной едой для ростовских комарих ). Мы быстро пересели в автобус и отправились в гостиницу. Наша большая группа поселилась в двух гостиницах, стоящих друг напротив друга через дорогу. Одна –« Иван Царевич», другая – «Царевна лягушка». Наша с Леной комната находилась на первом этаже гостиницы «Иван – Царевич», приспособленной для инвалидов. Соответствующая картинка висела при входе. Комната оказалась большой, уютной и красивой. Окна выходили во двор гостиницы. Я, как всегда, в свободное время вечером, любил смотреть в окно.
В четверг утром завтрак был в 9 утра. По сравнению с Меджугорьем, я заметил, что всегда у русских на завтрак была каша. У хорватов – сосиски, яичница, хлеб, джем, масло. В общем, европейский завтрак.
Во все дни после завтрака наша группа собиралась на общую молитву. Потом мы пошли в Ростовский Кремль, тот самый, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Нас там ждала замечательная, увлеченная своим делом экскурсовод Вера Ивановна. Ее можно назвать фанатом своего дела, поскольку она нам заявила, что так любит свою профессию, что хочет умереть на работе. Ради меня открыли боковые ворота и я проехал через пандус, через черный ход.
Мне очень понравилась старинная архитектура Кремля. Билет мне дали бесплатно по пенсионному удостоверению.Группа вошла через лестницу на второй этаж, а меня на коляске поднимали на руках по другой лестнице, раньше предназначенной для царей и бояр. Мы оказались в зале, где выставка старинных икон. Наш экскурсовод Вера Ивановна начала рассказывать про иконы Богородицы . Она написала, если я не ошибаюсь, 14 статьей по искусствоведению и у нее вышло три книги. Поэтому она очень хорошо рассказывала , профессионально и с увлечением. С помощью лампы накаливания с желтым светом она показывала, как выглядит Владимирская икона Богородицы, озаряемая пламенем множества свечей. Икона буквально преображалась, оживала и Пресвятая Богородица будто говорила с нами . Вера Ивановна заметила, что зря прячут иконы за зеленоватыми стеклами в музее. Она рассказывала о трех ростовских святителях. Потом мы вошли в другой зал и остановились от неожиданности. Мы оказались перед Крестителем Господним Иоанном Предтечей в полный рост. Необычная икона была написана очень талантливым иконописцем . Во-первых, святой изображен с крыльями за спиной , во- вторых, у него нимб зеленого цвета. Он так органично вписывается в общую цветовую гамму, что, если бы Вера Ивановна не обратила наше внимание, мы бы не заметили этого несоответствия канонам. Самая большая загадка, которая три года мучила пытливого экскуросовода, это отсутствие среди клейм Жития святого сцены Крещения Господня. Она долго думала, почему иконописец убрал Крещение. Потом поняла, что эта икона написана в честь самого Крестителя Иоанна и там только сцены из его жизни, а Крещение Господне – это двунадесятый господский праздники и поэтому его не поставили. Она потом нашла подтверждение своей догадке в каком-то документе. Нас поразило, что она три года трудилась над этой загадкой.
Для меня давно самая интересная икона – это Страшный Суд. Мне кажется, это икона для всех - и кто верит и кто не верит. И для всех конфессий. Она пугает и успокаивает одновременно. Смотря куда поглядеть. Внизу нарисовано туловище змея и изображены круги ада. Наверху Рай ( Богородица, апостолы Петр и Павел ведут в рай) . Целая книга Данте. Никто в зале к ней не подходил, один я завис возле Страшного Суда. Потом экскурсовод спросила: «У кого есть вопросы?» Лена сказала – у Леши. Я спросил, почему на иконе Страшного Суда три изображения Святой Троицы. Она объяснила, что одно изображение – ветхозаветная Троица, второе – новозаветная Троица, а третье – это было лоно Авраамово. Потом Вера Ивановна все-таки рассказала, что знала, про эту интересную икону. Внизу в светлом круге, изображены четыре зверя, как символ четырех Царств. Я запомнил Перское, Македонское, Арамейское, Вавилонское. Несколько человек пошли смотреть на эту икону. Меня удивило, как художник умеет расписывать мелкие детали. Насколько мы запомнили, эта икона пришлая в православие с Запада, но прижилась. И ее всегда пишут на западной стене Церкви, так полагается. Священник, когда говорит проповедь, смотрит на Страшный Суд. А прихожане смотрят на Рай - Алтарь, а к этой иконе стоят спиной. Затем мы вошли в домовой Храм. Он был маленький, на 50 человек. Там стояла прохлада. Меня в этом Храме поразило, что Алтарь высокий. Не как в обычных храмах две -три ступеньки. Там к Алтарю вело восемь высоких ступенек. Суммарная высота в человеческий рост. Мне это очень понравилось. Если б служба шла на таком возвышении, то обычные люди видели всю церемонию на Алтаре. А инвалиды на коляске видят лишь спины. А с высокими ступенями видно всем. И акустика хорошая. В Храме в Которе (Меджугорье) я помню балкон для проповедей. Священник на него заходил и читал проповедь. Мне кажется, цель этих возвышений в православном и католическом Храме одинакова - чтобы прихожане могли лучше слышать и сосредоточиться на Слове Божьем. Потом мы ехали по галерее, где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», эпизод с погоней. Там сверху было видно озеро Неро, окрестности. Галерея соединяла два Храма . Первый Храм весь расписной, но на потолке около тысячи отверстий, как будто там шла война,. Во второй маленькой Церкви роспись не была повреждена. Там Алтарь оказался без дверей, можно было туда заглянуть. Увидел престол. Я почувствовал какую- то Тайну, покой, тишину, защиту.
Переход по галерее между первым и вторым Храмом оказался непростым. То путь был ровный, то вдруг обрывался вниз на две ступеньки, и потом снова пара ступеней вверх. Ступеньки показывали, что мы вошли в маленькую башню - бойницу. Здесь оборонялись. Здесь же я увидел маленькую комнату (уборную) и отверстия в полу. Это если враг подошел прямо к стенам, то лили через эти отверстия горячую смолу, камни, самодельные бомбы. В те времена уже изобрели порох.
Потом мы вошли в большую комнату музей . Там стоял стол, по стенам полки с книгами, печка. Тут бояре отдыхали и совещались между собой.
Незаметно подошло время обеда. Мы обедали в Кремле! Правда, в ростовском, а не в московском, но тоже ничего. Там , где снимали эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Икры, к сожалению, не было. Если честно, мне понравился только борщ в горшочках. Жан-Франсуа купил мне вкусный кофе американо.
После обеда мы пошли отдыхать, только другой дорогой, вдоль озера. Там крутой склон, но меня спустили. Вечером проходила школа общины на третьем (!) этаже без лифта. Я катался у Жана - Франсуа на спине. У президента Покровских ворот. Туда и обратно. Нам показывали фильм про общину Роуз. Это женщина, которая помогает жительницам глухого поселка в африканском континенте, больными СПИДом. Она им объясняет, что каждая из них – Личность, и любима Богом. Женщины, брошенные мужьями и семьей, от этого знания преображаются к лучшему. Они даже танцуют и наряжаются в красивые одежды. Чувствуют себя как нормальные здоровые женщины. Я думаю, это главное, чтобы победить болезнь. Потом показали короткий фильм- свидетельство Дарины, которая встретила общину во Владимире и это преобразило ее жизнь. Кстати, неожиданно, на следующий день она приехала к нам туда с сыном. Потом мы пошли отдыхать. Так закончился первый день.
В пятницу после завтрака наша группа, которая каждый день пополнялась, отправилась в мужской Спасо-Яковлев монастырь . Там лежат мощи святителя Димитрия Ростовского. С нами пошла Вера Ивановна. По дороге она нам рассказала про старинные названия улиц Ростова. Оказалось, мы жили на улице Покровка! Я хочу напомнить, что культурный центр Покровские ворота в Москве тоже находится на этой улице. Оказалось, в старину жители Ростова в основном занимались огородничеством и кормили овощами всю Москву. Незаметно за рассказами подошли к монастырю. По дороге я заметил, что на улицах Ростова нет страшных пятиэтажных зданий, все дома двух-трехэтажные. У некоторых домов старинные наличники остались. Наконец мы подошли к монастырю. Монастырь стоит около озера. Белые стены и голубая вода горели солнечным светом. Стояла жаркая погода. Мы вошли в Храм, где лежат мощи святителя Димитрия. Он оказался огромный. Внутри прохладно, потому что толстые стены хранят температуру в помещении.
Меня подняли с коляски и поднесли на руках сначала к иконе Богородицы Отрада и Утешение, а потом к мощам. Нам Вера Ивановна рассказала, как она помогла обрести утерянную во время перестройки любимую икону святителя Димитрия Ростовского Отрада и Утешение. Она оказалась у митрополита Ювеналия. Из ее эмоционального рассказа нам с Леной запомнилась фраза: «Главное – не спугнуть митрополита». Через пару лет икона была торжественно передана монастырю. Потом мы пошли в другой Храм. Он был разделен пополам стеной. Если честно, я первый раз такое видел. В Храме лежали мощи монаха. Экскурсовод рассказала, почему разделен Храм, но мы не запомнили. На территории монастыря находился святой источник, мы сходили туда, умылись. Посмотрели цветы, там красивые клумбы. Внутри монастыря как будто в Раю - светло, красиво . На душе сразу теплеет.
После обеда в тот день мы пошли к озеру Неро и там катались на моторных катерах сорок минут. Мы познакомились с о. Димитрием. Он директор Варницкой православной гимназии. Вид с озера на Ростов Великий поражает своей красотой. Мы видели два монастыря, в которых мы уже побывали. Несмотря на жару, от воды приятно веяло прохладой. Прогулка по озеру всем понравилась. Вечером после ужина снова была школа общины. На этой школе состоялась презентация книги о замечательном хирурге и христианине Энцо Пачченини. Рассказ подготовила Саша Шилова. Многие из общины знали его лично. Нам показали маленький фильм о нем и потом уже, у себя на даче, я прочел книгу . Книга оказалась интересной. Может, я ошибаюсь, но книга не о нем, а больше об общин . Меня удивило, что Энцо мог спокойно в трудную минуту позвонить священнику о. Джуссани и попросить совета. Я хочу у Жана - Франсуа прощения попросить, что я не так часто его «достаю». Но думаю, что я за эти три дня его достал. Ему снова пришлось тащить меня с лестницы. Я крепко держался рукой за его шею и первый раз чуть не задушил). Потом мы пошли спать.
Незаметно пришла суббота. Каждый день группа пополнялась. Нас было уже больше тридцати человек. Утром, после завтрака и общей молитвы, мы пошли на рынок. Дорога заняла 45 минут. Прогулка по Ростову напоминала экскурсию по музею. Старинные дома, переулки. Дорога из каменной плитки, как на Красной площади. В полдень началась викторина, посвященная городу Ростову. Мы разделились на две команды. Запомнились вопросы: «Как называлось озеро Неро раньше?». Мы старались вспомнить замечательные лекции экскурсовода, но правильный ответ никто не дал. «Сколько ступеней было в лестнице, по которой поднимались только цари, бояре и… я?». Правильный ответ двадцать семь. Тоже, по- моему никто не сказал верно. Обе команды очень переживали за победу, как дети. Жан - Франсуа не участвовал в викторине, он взял на себя роль детского аниматора (я пишу на правах рекламы). Кому нужно, обращайтесь, у него замечательно получилось! Дети изобразили на воздушных шариках портреты тех, кто был с нами, а мы должны были опознать, кто это. В общем, викторина оказалась очень веселой и занимательной. Настя сказала, что таких каникул у нее никогда еще не было). Мы отправились на обед. Там к нашему столу вдруг подошел священник и поздоровался. Это оказался отец Сергий Зуев из города Владимира. Я смотрел фильм по интернету накануне Пасхи, по- моему, и там рассказывали, что на одной территории стоят рядом оба Храма - Православный и Католический. И они дружат. Затем, после обеда мы поехали в Варницу. Варница – это монастырь. Там родился и провел свое детство преп. Сергий Радонежский. Там нас встретил уже знакомый священник о. Дмитрий. Главное он показал нам православную гимназию в Варницах. Один знакомый, Роман, который к нам приходит в интернат на каритативу, тоже закончил эту гимназию. О. Димитрий рассказал ее историю. Там было два монаха и один инок. Обитель нуждалась в восстановлении. Но на это необходимо было найти средства. Тогда один из монахов , Силуан, стал ежедневно ходить и просить пожертвования в богатый район Ростова, так называемую Рублевку. Так он нашел спонсора, который помогает Варнице до сих пор. Но проблема осталась, потому что там на территории восстановили три Храма, а насельников мало. Тогда возникла гениальная идея основать там православную гимназию с полным пансионом. Теперь там всегда много молодежи, их преподаватели. Приезжают родители, а также известные журналисты и священники. Мы побывали в двух Храмах и гимназии. Я давно хотел посмотреть настоящую православную гимназию. Мне понравились там классы. Там даже есть место, где можно сидеть на полу – постелен пушистый ковер. Меня это приятно удивило и напомнило зарубежную систему. В детском интернате я тоже училс, сидя на полу. После путешествия по коридорам и классам (мы даже в столовую ходили), все собрались в актовом зале. Отец Дмитрий усадил нас в огромный круг, чтобы обстановка была более доверительной. Мне показалось, что мы снова на Покровке. Дискуссия получилась жаркая, даже сильнее, чем в духовке. Я задал вопрос об отношении православной церкви к инвалидам. «Нас считают чуть не святыми из-за болезни. Нам хочется общения, понимания, а не только выполнения традиционных обрядов». Отец Дмитрий со мной согласился, заметив, что этот вопрос еще только начинает подниматься в Церкви. Было интересно .
После встречи мы вернулись в гостиницу. В этот раз воскресная служба проходила на третьем этаже в комнате для собраний. Ее провели о.Сергей и о.Евгений из Владимира.
В этот день вечером мы все послушали интересное свидетельство Мириам и ее мужа. Они живут в Италии, но приехали к нам на каникулы. Когда они поженились, оказалось, что пара бесплодна. По совету отца Джуссани они взяли приемную девочку и постепенно привыкли к ней. Откуда-то они узнали про Меджугорье и отправились туда в паломничество – поблагодарить Деву Марию. Когда вошли в Храм с автобуса, как раз началось Явление Богородицы. Они опустились на колени и вместе со всеми читали Розарий. По возвращении домой выяснилось, что Мириам беременна. Потом она родила еще двоих детей. Супруги рассказывали много интересного про общение с отцом Джуссани. Одновременно мы все ели вкусные шашлыки, приготовленные Роберто. Был теплый и чудесный вечер.
Утром в воскресение мы позавтракали. Собрались и за нами пришел автобус. Он был с низким полом и меня легко туда погрузили. На вокзале меня снова провожала бригада мужчин и дежурная по вокзалу. Мы сели снова в седьмой вагон к той же проводнице Зое и начальнику поезда Максиму. Они нам очень обрадовались. Советовали ездить почаще). Незаметно добрались до Ярославского вокзала и взяли такси до интерната. Усталый Жан –Франсуа нам помог и отправился в Покровские ворота проводить вечер встречи. Так закончились наши каникулы в Ростове.
Хочу поблагодарить Жана и всю общину за приглашение и за помощь во время поездки. Мне очень понравилось и я узнал много интересного.

-


Рецензии