Ученик эльфов. Часть 1. Глава 3-2

- Глава клана Утреннего Тумана блистательный Лауриниэль Эвисиниоль предлагает вам, Ваше Величество, взаимовыгодную сделку. Наш клан помогаем вашему королевству установить реальный контроль над южной и центральной частями Гиблой чащи. Взамен этого мы просим вас признать юрисдикцию клана над северной частью Гиблой чащи – Зелёным островом. Кроме того, мой повелитель в знак доброй воли предлагает наладить взаимовыгодное торговое сотрудничество между нашим кланом и вашим королевством. В первую очередь речь идёт о продаже лекарств и иных медицинских товаров по весьма умеренным ценам. Каково будет решение Вашего Величества?
Профессор слушал и не верил своим ушам. Озвученное предложение было очень выгодным. Нет, даже не так: оно было страшно, невероятно, неправдоподобно выгодным! От них просили то, что и так королевству не принадлежало, - зато предлагали очень много хорошего. Фактически возвратить большинство потерянных территорий. А ещё – соглашались продавать жутко эффективные и дефицитные эльфийские лекарства! В общем, если бы профессору предложили такие условия, он бы обрадовался и, ни секунды не сомневаясь, сказал “да”.
Только вот король, судя по выражению его лица, испытывал совсем другие чувства. Недоверие, напряжение… Может быть – лёгкий интерес. Но уж никак не радость…
Посмотрев на посланца ледяным взглядом (даже у профессора при этом мурашки по коже пошли), король спросил:
- Так вы, значит, предлагаете, чтобы я продал вам кусок нашей территории? И навеки покрыл себя позором, как человек, разбазаривающий свою землю?

При этих словах эльфийский посланец растерялся. Его можно было понять: он тут с такими великолепными предложениями приехал, а самодур-король, вместо того чтобы благодарить и сразу соглашаться, вдруг пытается обесценить всё, что было предложено!
- Но послушайте… - начал посланник, - остров же всё равно вас давно не принадлежит. И, судя по тому, что происходит в Гиблой чаще, уже никогда не будет принадлежать. Зато вы реально возвращаете потерянную провинцию.
- Заметьте, - не всю! Отнюдь не всю! – перебил его король.
- Хорошо, пусть не всю. Большую её часть. Но зато задаром!
- Если забыть о таких вещах, как долг, честь и совесть, то задаром, - хмыкнул король.
- К чему это вы говорите?
- А как, по-вашему, отнесутся другие человеческие государства к тому факту, что я земли людей эльфам распродаю?
В комнате повисло тягостное молчание.

- Но послушайте! – растерянно произнёс эльф, - ваше королевство получает ещё несколько совершенно реальных приобретений. Во-первых, восстанавливается торговый путь через Западные горы. Во-вторых, те эльфийские лекарства, которые вы сейчас покупаете со стократной переплатой, будут поступать к вам по оптовой цене. И их количество вас приятно удивит.
- Уважаемый эльдар, не всё так безоблачно! Торговый путь на запад, это, конечно, хорошо, - но кто знает, что ждёт нас за горами? Вдруг там новый завоеватель объявился? Ему-то, конечно, понравится, что путь на восток открыт! Вторгнется через горы в наше королевство – и что мы делать будем?
- Нет там никакого завоевателя! – буркнул эльф. – Наоборот, на западе континента сейчас сплошная раздробленность. Мелкие государства друг с другом воюют.
- Пусть так. Но и относительно торговли у меня большие сомнения. Вдруг вы её начнёте, а потом внезапно прекратите? Представляете, как в нашем королевстве после этого народ возмутится?
- Я не понимаю! – ещё больше растерялся посланник. – Так вы что, отказываетесь?
- Про отказ пока речь не идёт. Будем думать, - отрезал король. – А вы, уважаемый, пока можете идти. Следующая встреча – послезавтра, в то же время.

Посланец, пятясь спиной к двери, вышел. Король секунд десять внимательно смотрел ему вслед, и вдруг… С лица Румиальда Пятого как будто сняли маску, и он вдруг превратился в того человека, которого профессор знал почти сутки. Которого лучше не злить и не расстраивать, - но с которым можно спокойно обсуждать серьёзные вопросы.
Король сошёл с “маленького трона”, сел в стоящее у стола кресло и вдруг улыбнулся:
- Расслабьтесь, господа. Посланец ушёл, так что вы все можете спокойно высказаться. Кто начнёт?
При этом взгляд монарха упёрся в профессора Арола, и тот понял, что начинать придётся всё-таки ему.

- Я даже и не знаю, Ваше Величество! Как бы чего лишнего случайно не сказать…
- А вы не бойтесь! На откровенное мнение я не обижусь!
- Понимаете… Мне высказанные предложения показались очень-очень выгодными. И я, честно говоря, был очень удивлён, увидев, как холодно вы на них отреагировали.
Вопреки ожиданиям, король не рассердился. Скорее наоборот – в глазах его мелькнули весёлые искорки. После этого он повернул голову налево и посмотрел на своего адъютанта:
- Ну что, мой дорогой друг? Cумеете ответить уважаемому профессору?
Адъютант смущённо кашлянул, набрал в лёгкие воздуха и начал говорить.

- Даже если вам выдвинуты выгодные условия, это ни к коем случае нельзя показывать явным образом. Иначе сразу же на переговорах задавят. И кончится всё либо срывом переговоров, либо чрезвычайно невыгодным результатом.
- Вы согласны? – повернулся король к секретарю.
- Если считать это общим принципом, то согласен. Но дело не только в этом. Если рассматривать вопрос по существу, тут тоже не всё однозначно.
И секретарь начал тихим, но решительным голосом излагать свою точку зрения.

- Понимаете, предложенные условия действительно очень выгодны – если учитывать тактические преимущества и чисто материальные факторы. А вот если учесть и другие аспекты…
Например, с чисто формальной точки зрения выдвинутое предложение просто ужасно – как уже было отмечено Вашим Величеством. Провинция Чернолесье формально до сих пор принадлежит нашему королевству. Если мы примем предложение эльфов, получится, что мы продаём собственную землю. Пусть не за деньги, а за очень важные услуги, - но всё-таки продаём. А если учесть, что передача происходит не другому человеческому государству, а чужакам-эльфам, - всё начинает выглядеть гораздо хуже. Представляете, что станут говорить враги? Король Румиальд продаёт нелюдям человеческие земли!
Тут адъютант смутился и с тревогой посмотрел на короля, боясь, что тот рассердится на последнюю формулировку. Но нет – тот воспринял её достаточно спокойно. Наоборот – подбодрил молодого офицера улыбкой и фразой:
- Да вы не волнуйтесь так! И продолжайте! Как там аспекты ещё у вас припасены?


Рецензии