Ученик эльфов. Часть 1. Глава 3

Глава третья. Первый разговор с эльфийским посланником

Король Румиальд вскочил с кресла, стоявшего у стола, и пересел на другое – похожее на маленький трон. Дальше он командовал уже оттуда:
- Пусть каждый немедленно займёт своё место! Секретарь – первое справа. Адъютант – первое слева. Профессор – сразу после секретаря.
Все присутствующие заняли свои места. А король продолжал:
- Господа! Прошу вас соблюдать предельную осторожность. Переговоры – дело всегда серьёзное. А когда речь идёт об эльфах, оно становится серьёзным вдвойне. Так что в первую встречу мы не выдвигаем никаких предложений! Только вопросы – и то очень осторожно. Всё поняли?
Присутствующие молча кивнули головой.
- Второе, - мрачно продолжал король, - даже вопросы задаю исключительно я. Если у вас возникнут свои вопросы – запишите их. Сразу после того, как посланник уйдёт, мы их подробно обсудим. Вопросы есть?
- Есть! – неожиданно заявил профессор. – Я так понимаю, что я должен сидеть и молчать. Но какой тогда вообще смысл в моём присутствии?
- Смысл простой! – стал терпеливо объяснять король. – Вы должны внимательно смотреть. Ещё более внимательно слушать. Обязательно записывать все возникающие при этом мысли. И не забывать, что во время следующей встречи я буду озвучивать не свою личную точку зрения, а позицию, которую мы все четверо совместно выработаем. Теперь, надеюсь, вам понятно?
Профессор молча кивнул.
- Вот и прекрасно! Так что теперь ваш выход! – король указал взглядом на адъютанта. – Надо встретить эльфийского посланника и привести его сюда.

Адъютант вышел в приёмную, прикрыв за собой дверь. Через несколько минут дверь снова открылась, пропуская эльфийского посланника. Адъютант шёл вслед за ним.
Профессор смотрел на посланника, широко раскрыв глаза. Он, конечно, и раньше видел эльфов, - но в основном речных. Озёрных эльфов он видел в основном издали. И уж точно он ни разу не встречался с эльфом такого высокого ранга.
Вошедший на первый взгляд был очень похож на человека. Две руки, две ноги, два глаза, один нос. Фигура и черты лица в принципе человеческие. Но уже в следующее мгновение в глаза бросалось существенное отличие.
Эльф был невероятно красив. Причём, вопреки распространённому заблуждению, в красоте мужчины-эльфа не было ни капли не то что женственности, а даже чрезмерной утончённости. Такая мужская, спокойная, блистательная красота.
Общее ощущение было двойственным. С одной стороны, на эльфа было приятно смотреть, - как на любой красивый объект. С другой стороны, рядом с ним человек чувствовал себя нищим замарашкой.
“Стоп! – мысленно одёрнул себя профессор. – Что-то я совсем раскис. Так нельзя!”
С большим трудом он взял себя в руки. Уж если он, изучающий эльфов и периодически с ними общающийся, так отреагировал, то что произошло с остальными? И профессор начал украдкой смотреть, как отреагировали на эльфа присутствующие в комнате люди.

Секретарь выглядел подавленным и смущённым. С одной стороны, ему было легче, чем профессору, - он давно уже работал с королём и привык к экстремальным впечатлениям. С другой стороны, эльфов он, скорее всего, вообще не видел, - как и большинство подданных королевства.
Адъютант стоял за спиной эльфа с каменным лицом, на котором невозможно было уловить никаких эмоций. В этом не было ничего удивительного: он был боевым офицером и умел держать себя в руках.
Тут профессор посмотрел на короля – и не поверил собственным глазам. Казалось, теперь он видит другого человека, - совсем не того, который пару минут назад отдавал им последние распоряжения.

До сих пор профессор воспринимал короля просто как очень большого начальника. Вроде ректора университета, но более сильного и влиятельного. Но теперь перед ним было существо совершенно другого уровня.
Лицо монарха было спокойно, как будто его ничуть не трогало то, что сейчас произойдёт. Спина было выпрямлена, а плечи расправлены, - причём так, как это трудно сделать обычному человеку. Глаза смотрели как будто вдаль – но при этом почему-то не было никакого сомнения в том, что они прекрасно видят всё происходящее в комнате.
Но главное было не в каких-то видимых признаках. Король подавлял всех окружающих его людей – не каким-то специальным усилием, а одним своим существованием.

Самое интересное, что этот внезапно проявившийся вариант королевского облика произвёл впечатление даже на эльфа. У того исчезло с лица скучающее выражение. Более того – посланник посмотрел на короля с интересом и даже уважением.
- Проходите, дорогой гость! Садитесь! – и король сделал приглашающий жест, указав посланнику на самое дальнее место у стола.
Профессор даже и не знал, как оценивать произошедшее. С одной стороны, предложение сесть в присутствии короля было очень почётным. С другой стороны, дальний конец стола предполагал некую дистанцию…
Но, судя по реакции эльфа, предложение было скорее почётным, чем пренебрежительным. По крайней мере, посланец уважительно качнул головой и мягко опустился. Увидев, что гость устроился, адъютант пошёл к своему месту. Но не сел, а встал возле своего стула, всем своим видом выражая готовность выполнить любое поручение монарха.
Король внимательно посмотрел на адъютанта, затем на секретаря, потом на профессора… Королевский взгляд был пронизывающим и колючим. От него почему-то становилось холодно и мурашки по телу бежали.
Наконец этот внимательный взгляд остановился на эльфийском посланнике. Профессор с какой-то долей злорадства увидел, что тому стало очень неуютно.

Напряжённая пауза тянулась больше минуты. А потом король внезапно широко улыбнулся и проговорил самым дружелюбным голосом:
- Я с удовольствием прочитал письмо от моего дорогого брата Лауриниэля Эвисиниоля и рад видеть его посланца. Всё ли хорошо у моего брата?
- Дела моего господина идут хорошо. Того же он желает и вам, Ваше Величество! – напряжённым голосом ответил посланник.
- Хорошо ли вас устроили? Нет ли у вас к моим слугам каких-либо претензий? – продолжал король.
- Всё замечательно! Претензий у меня ни к кому нет, - выдавил из себя посланник.
- Тогда я объявляю переговоры открытыми. Я так полагаю, у вас есть второе письмо или устное сообщение?
- Устное сообщение, Ваше Величество!
- Тогда я вас внимательно слушаю!

- Глава клана Утреннего Тумана блистательный Лауриниэль Эвисиниоль предлагает вам, Ваше Величество, взаимовыгодную сделку. Наш клан помогаем вашему королевству установить реальный контроль над южной и центральной частями Гиблой чащи. Взамен этого мы просим вас признать юрисдикцию клана над северной частью Гиблой чащи – Зелёным островом. Кроме того, мой повелитель в знак доброй воли предлагает наладить взаимовыгодное торговое сотрудничество между нашим кланом и вашим королевством. В первую очередь речь идёт о продаже лекарств и иных медицинских товаров по весьма умеренным ценам. Каково будет решение Вашего Величества?
Профессор слушал и не верил своим ушам. Озвученное предложение было очень выгодным. Нет, даже не так: оно было страшно, невероятно, неправдоподобно выгодным! От них просили то, что и так королевству не принадлежало, - зато предлагали очень много хорошего. Фактически возвратить большинство потерянных территорий. А ещё – соглашались продавать жутко эффективные и дефицитные эльфийские лекарства! В общем, если бы профессору предложили такие условия, он бы обрадовался и, ни секунды не сомневаясь, сказал “да”.
Только вот король, судя по выражению его лица, испытывал совсем другие чувства. Недоверие, напряжение… Может быть – лёгкий интерес. Но уж никак не радость…
Посмотрев на посланца ледяным взглядом (даже у профессора при этом мурашки по коже пошли), король спросил:
- Так вы, значит, предлагаете, чтобы я продал вам кусок нашей территории? И навеки покрыл себя позором, как человек, разбазаривающий свою землю?

При этих словах эльфийский посланец растерялся. Его можно было понять: он тут с такими великолепными предложениями приехал, а самодур-король, вместо того чтобы благодарить и сразу соглашаться, вдруг пытается обесценить всё, что было предложено!
- Но послушайте… - начал посланник, - остров же всё равно вас давно не принадлежит. И, судя по тому, что происходит в Гиблой чаще, уже никогда не будет принадлежать. Зато вы реально возвращаете потерянную провинцию.
- Заметьте, - не всю! Отнюдь не всю! – перебил его король.
- Хорошо, пусть не всю. Большую её часть. Но зато задаром!
- Если забыть о таких вещах, как долг, честь и совесть, то задаром, - хмыкнул король.
- К чему это вы говорите?
- А как, по-вашему, отнесутся другие человеческие государства к тому факту, что я земли людей эльфам распродаю?
В комнате повисло тягостное молчание.

- Но послушайте! – растерянно произнёс эльф, - ваше королевство получает ещё несколько совершенно реальных приобретений. Во-первых, восстанавливается торговый путь через Западные горы. Во-вторых, те эльфийские лекарства, которые вы сейчас покупаете со стократной переплатой, будут поступать к вам по оптовой цене. И их количество вас приятно удивит.
- Уважаемый эльдар, не всё так безоблачно! Торговый путь на запад, это, конечно, хорошо, - но кто знает, что ждёт нас за горами? Вдруг там новый завоеватель объявился? Ему-то, конечно, понравится, что путь на восток открыт! Вторгнется через горы в наше королевство – и что мы делать будем?
- Нет там никакого завоевателя! – буркнул эльф. – Наоборот, на западе континента сейчас сплошная раздробленность. Мелкие государства друг с другом воюют.
- Пусть так. Но и относительно торговли у меня большие сомнения. Вдруг вы её начнёте, а потом внезапно прекратите? Представляете, как в нашем королевстве после этого народ возмутится?
- Я не понимаю! – ещё больше растерялся посланник. – Так вы что, отказываетесь?
- Про отказ пока речь не идёт. Будем думать, - отрезал король. – А вы, уважаемый, пока можете идти. Следующая встреча – послезавтра, в то же время.

Посланец, пятясь спиной к двери, вышел. Король секунд десять внимательно смотрел ему вслед, и вдруг… С лица Румиальда Пятого как будто сняли маску, и он вдруг превратился в того человека, которого профессор знал почти сутки. Которого лучше не злить и не расстраивать, - но с которым можно спокойно обсуждать серьёзные вопросы.
Король сошёл с “маленького трона”, сел в стоящее у стола кресло и вдруг улыбнулся:
- Расслабьтесь, господа. Посланец ушёл, так что вы все можете спокойно высказаться. Кто начнёт?
При этом взгляд монарха упёрся в профессора Арола, и тот понял, что начинать придётся всё-таки ему.

- Я даже и не знаю, Ваше Величество! Как бы чего лишнего случайно не сказать…
- А вы не бойтесь! На откровенное мнение я не обижусь!
- Понимаете… Мне высказанные предложения показались очень-очень выгодными. И я, честно говоря, был очень удивлён, увидев, как холодно вы на них отреагировали.
Вопреки ожиданиям, король не рассердился. Скорее наоборот – в глазах его мелькнули весёлые искорки. После этого он повернул голову налево и посмотрел на своего адъютанта:
- Ну что, мой дорогой друг? Cумеете ответить уважаемому профессору?
Адъютант смущённо кашлянул, набрал в лёгкие воздуха и начал говорить.

- Даже если вам выдвинуты выгодные условия, это ни к коем случае нельзя показывать явным образом. Иначе сразу же на переговорах задавят. И кончится всё либо срывом переговоров, либо чрезвычайно невыгодным результатом.
- Вы согласны? – повернулся король к секретарю.
- Если считать это общим принципом, то согласен. Но дело не только в этом. Если рассматривать вопрос по существу, тут тоже не всё однозначно.
И секретарь начал тихим, но решительным голосом излагать свою точку зрения.

- Понимаете, предложенные условия действительно очень выгодны – если учитывать тактические преимущества и чисто материальные факторы. А вот если учесть и другие аспекты…
Например, с чисто формальной точки зрения выдвинутое предложение просто ужасно – как уже было отмечено Вашим Величеством. Провинция Чернолесье формально до сих пор принадлежит нашему королевству. Если мы примем предложение эльфов, получится, что мы продаём собственную землю. Пусть не за деньги, а за очень важные услуги, - но всё-таки продаём. А если учесть, что передача происходит не другому человеческому государству, а чужакам-эльфам, - всё начинает выглядеть гораздо хуже. Представляете, что станут говорить враги? Король Румиальд продаёт нелюдям человеческие земли!
Тут адъютант смутился и с тревогой посмотрел на короля, боясь, что тот рассердится на последнюю формулировку. Но нет – тот воспринял её достаточно спокойно. Наоборот – подбодрил молодого офицера улыбкой и фразой:
- Да вы не волнуйтесь так! И продолжайте! Как там аспекты ещё у вас припасены?

- Второй аспект – глобальный. Установив тесный контакт с эльфийским кланом, мы перестаём быть небольшой региональной державой, делая хотя и осторожную, но всё-таки заявку на роль в масштабах континента.
- И что в этом плохого? – удивился профессор.
- Хотя бы то, что могут появиться желающие попробовать нас на прочность. Причём их может быть довольно много.
- Да… - передёрнул плечами профессор, - вот чего бы не хотелось…
- С этим понятно, - подвёл итог король. – Ещё аспекты есть?

- Есть. Третий аспект – стратегический. Реализовав действия, предложенные эльфами, наша страна получает дополнительные ресурсы. Как мы ими распорядимся – сказать трудно.
- Дополнительные ресурсы! – воскликнул профессор. – Но ведь это здорово! Сплошной плюс и никакого минуса!
- Не скажите, - вздохнул секретарь. – Это плюс только при правильном их использовании. Пустое дело – если использовать их бездумно. И большое зло – если пустить дополнительные ресурсы на реализацию ошибочной программы.
Услышав такое, профессор очень удивился. Говорить о том, что ресурсы для государства могут быть лишними, - это всё равно, что утверждать, что для отдельного человека лишними могут быть деньги. Бред какой-то!
Профессор осторожно посмотрел на короля: он-то наверняка возмущён странными идеями своего секретаря! Оказалось – ничего подобного! Король слушал с интересом, и даже улыбался каким-то своим мыслям.

- Что ж, - задумчиво произнёс король, - если отбросить всё лишнее, ситуация выглядит так. Выдвинуто некое предложение, выгодное обеим сторонам. Но имеются препятствующие факторы. Исходят они не от нас и не от наших партнёров, а от окружающего мира. Так что главная проблема – придумать, как эти факторы устранить. Вот этим наша маленькая группа в ближайшее время и займётся.
- А не проще ли поручить это профессионалам? – удивился адъютант. – У нас ведь есть целое Министерство иностранных дел. Я думаю, там есть такие мастера переговоров!
- Есть, - не стал спорить король. – Но их я привлекать не хочу. Если вам интересно – могу объяснить, почему.

- Первая причина заключается в том, что уж больно нестандартные у нас намечаются переговоры. Ведь как в обычных переговорах между человеческими государствами? Глобальных проблем там обычно нет – зато есть враждебный партнёр, на которого надо надавить. Чем больше получим мы – тем меньше получит он. И наоборот.
Адъютант и секретарь понимающе кивнули. А король между тем продолжал:
- А вот сейчас совсем другая ситуация. Клан Утреннего Тумана – не противник, а, скорее, дружественный партнёр. Так что найти выход из ситуации выгодно и нам, и им. Если что - их даже можно привлечь к решению проблемы. Ну как, все поняли? – спросил король формально у всех, но посмотрел почему-то именно на профессора.
- Да, я понял, - кивнул профессор. – Профессиональные дипломаты-переговорщики сразу же начнут давить на эльфа-посланника – а в данной ситуации это совсем ни к чему.
- Вот видите, профессор, - улыбнулся король, - первую причину вы поняли совершенно правильно. Перехожу ко второй.

- Я давно уже хочу, - тщательно выбирая слова, начал король, - создать департамент по связи с эльфами. Формально – в составе Министерства иностранных дел, но фактически – под моим личным контролем. Сейчас как раз удобная ситуация. И главное – передо мной стоит готовый кандидат на пост директора департамента.
- Вы кого это имеете в виду? - растерянно спросил профессор.
- Вас, господин Арол! Именно вас!
Собеседник короля в испуге отшатнулся:
- Нет, что вы? Я не согласен! Какой из меня сановник?
Монарх внимательно посмотрел на профессора и вдруг улыбнулся:
- Да, я вас, конечно, понимаю… Наукой заниматься гораздо интереснее, чем скучную административную работу выполнять. Хорошо, поставлю вопрос по-другому: согласны ли вы стать в новом департаменте заместителем директора по научной работе? Нет-нет, не отвечайте сразу! Подумайте как следует!
- И долго я могу думать? – мрачно спросил профессор.
- А вот закончим первый этап работы с эльфами. Посланец уедет к себе в клан. Дней через десять после его отъезда вы и дадите свой ответ. По крайней мере, тогда вы уже будете знать, на что подписываетесь!

Король на минуту задумался, а потом резко поднял голову:
- Наша ближайшая задача – найти выход из тупика. Придумать, как заключить эту выгодную и замечательную сделку, не потеряв лицо. При этом у каждого из вас будет своя задача. Вы – король показал взглядом на секретаря – отправитесь в архив министерства иностранных дел и поищете там аналогичный прецедент. Вы – монарх посмотрел на адъютанта – поговорите со своими знакомыми. Суть проблемы в разговорах старайтесь не раскрывать, старайтесь описать ситуацию иносказательно. А ваша задача, профессор, - не столько поиск информации, сколько генерация какой-нибудь прорывной идеи. Всем понятно?
- Если что сразу и непонятно – разберёмся по ходу дела! – уверенно ответил адъютант.
- Мне нравится ваш подход, господа! Так что пока разбегаемся – до завтрашнего утра.
И король в сопровождении четырёх охранников покинул комнату совещаний.
- Да, друзья мои… - задумчиво пробормотал секретарь. – Трудные сутки нам предстоят! Очень трудные…

- А если мы всё-таки что-то сделаем не так? – тревожно спросил профессор. – Задачи-то нам поставлены чересчур неопределённые! Пойди туда, не знаю куда…
- Успокойтесь, - улыбнулся адъютант. – Если хоть один из нас сумеет продвинуться вперёд – и то будет неплохо!
- А если никто не продвинется…
- Тоже ничего страшного… Будет работать дальше.
- Вам-то хорошо, - вздохнул профессор. – Ваше передвижение ничем не ограничено. А я вынужден сидеть тут в четырёх стенах…
- Потерпите, уважаемый учёный! Считайте, что это своего рода кандидатское испытание – перед тем как перейти на следующий уровень.
- А если мне какая-то книжка понадобится?
- Обратитесь к дежурному распорядителю, и он вам любую книжку принесёт. Делов-то…

Профессор сел в кресло и задумался. А секретарь и адъютант как-то незаметно ушли…
Что-то для себя решив, сидящий в кресле человек вскочил на ночи и вышел в приёмную. Там действительно находились целых два младших распорядителя.
- Мне нужно подобрать несколько десятков книг, причём как можно быстрее! – обратился к ним гость королевского дворца. – Что я для этого должен сделать?
- Напишите максимально конкретно, по какой теме вам нужны книги – и дайте нам. Часа через два они будут у вас.
Профессор взял лист бумаги, написал на нём “Гиблая чаща – история и предыстория” и передал написанное собеседнику. Тот прочитал, кивнул и покинул помещение. А тот, кто остался, спросил, не пора ли нести обед. Тут профессор вдруг обнаружил, что успел проголодаться, - поэтому предложение поддержал.
Трудно найти лучшее средство для успокоения, чем вкусная и сытная еда. Уже через десять минут после начала обеда гость дворца почти успокоился. А потом ему и интересные мысли начали в голову приходить…


Рецензии