Хургес Лев Лазаревич

Родился 4 (17) мая 1910 года в городе Москва (Россия) в семье коммивояжера. Еврей. По окончании в 1925 году школы-семилетки, поступил на спецкурсы связи. Получил свидетельство об окончании средней школы (девятилетки) и квалификацию телеграфиста по аппаратам «Клопфер» и «Юз». Работал лаборантом в заводской лаборатории на радиозаводе имени Красина, монтажником на ручном конвейере по сборке радиоприемников на радиозаводе «Мосэлектрик», на радиостанции ЦДКА.
В 1933 году, в качестве радиста, принимал участие во Всесоюзной альпиниаде Красной Армии.
В ноябре 1934 года стал работать бортрадистом в агитэскадрилье Гражданского воздушного флота (ГВФ), летал на самолетах АНТ-20 «Максим Горький», «Крокодил» и других.
Работал инженером в Управлении связи Гражданского воздушного флота.
Параллельно с работой учился на вечернем отделении Московского электротехнического института связи (МЭИС), в 1936 году был студентом 5-го курса.
С 1936 года состоял в распоряжении Разведывательного управления (РУ).
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с ноября 1936 года по апрель 1937 года в качестве судового радиста.
Совершил один заграничный рейс, обеспечивал информационные потоки между московскими советниками в Малаге, их штабом в Валенсии и самой Москвой.
Имел псевдоним «Клер».
Присвоено звание майора.
7 мая 1937 года был арестован по обвинению в служебной халатности (в один из дней не работала рация), повлекшей за собой сдачу города Малага.
23 июля 1937 года был приговорен к 8 годам тюремного заключения по ст. 58 УК РСФСР.
Перебывал в паре десятков тюрем и лагерей: тюрьмы – Симферопольская, московские Лубянка и Бутырки, Полтавская, Новочеркасская, Иркутская, Новосибирская и ярославские Коровники, транзитные лагеря – во Владивостоке, Магадане и Находке, колымские лагпункты – Скрытый, Мальдяк, Линковый, «23-й километр» и «72-й километр», лагеря в Свободном, при Рыбинском мехзаводе и Переборы.
Освобождён из мест заключения 16 октября 1946 года, «пересидев» в общей сложности полтора лишних года.
С 10 января 1947 года работал в Геофизической лаборатории Грозненского союзного геофизического треста – сначала радиотехником, потом радиомастером в бригаде по ремонту сейсмоаппаратуры, с апреля – радиомехаником или инженером-оператором в различных сейсмопартиях.
В июне 1956 года был реабилитирован.
В мае 1957 года закончил Московский радиоинститут.
С октября 1957 года работал на инженерных должностях во ВНИИ геофизики.
В 1959 году его перевели в Грозненский филиал Конструкторского бюро автоматизации и телемеханики, где он стал дипломированным конструктором.
В 1961 году перешел на работу в Грозненский филиал НИПИ «Нефтехимавтомат».
В 1965 году вышел на пенсию, но продолжал работать.
В 1966–1973 годах работал на ответственных инженерных и конструкторских должностях в Грозненском филиале ВНИПИ комплексной автоматизации в нефтяной и газовой промышленности и Грозненском радиозаводе.
В 1973 году перевелся на нефтеперерабатывающий завод им. А. Шерипова, где занимался ремонтом приборов. Уволился с завода 9 ноября 1987 года.
Занимался литературной деятельностью, написал книгу «Москва - Испания – Колыма. Из жизни радиста и зэка», несколько статей и других публикаций.
Проживал в городе Грозный (Чечено-Ингушетия).
Умер 18 марта 1988 года.

Награждён орденом Красной Звезды (16.12.1936).   

Примечание:
По некоторым данным, был также награждён орденом Красного Знамени (03.01.1937).


Рецензии
Росточка видно небольшого,ломала жизнь ломала,а не сломала!
Глаза умные,изучающие.

Владимир Крючков   31.07.2019 15:59     Заявить о нарушении
А миллионам других умных и достойных людей судьба, почему-то, не предоставила такого шанса...

Олег Каминский   31.07.2019 17:42   Заявить о нарушении
Жизнь во многом лотерея.Ландау сколько ещё мог сделать!.......

Владимир Крючков   31.07.2019 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.