4. Читаем Евангелие. Продолжение

Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***
Однажды, когда Захария, в свой черёд, совершал богослужение в Иерусалимском храме, случилось нечто! Вот как рассказывает нам об этом Евангелие Лк. 1:8-12, в продолжение [Зач. 2]:
1:8 Когда же случилось ему служить в чине чреды своей пред Богом,
1:9 по священничеству своему приключилось ему с каждением войти в храм Господень:
1:10 и всё множество людей молилось вне храма, пока он воздавал фимиам Господу;
1:11 явился же ему Ангел Господень, стоя с права от жертвенника кадильного:
1:12 и смутился Захария видев его и страх напал на него.
Как мы помним, после преступления заповеди о невкушении зла человечество потеряло своё блаженное состояние чистоты совести, позволявшее ему быть участником многих истинно «духовных» событий, главные из которых: видеть Бога лицом к лицу и беседовать с ангелами божьими. Изгнанному из рая этого «духовного» состояния человеку закрылись небеса! Он потерял возможность общаясь с ангелами видеть лица душь человеческих. Виденье ангелов стало возможным только особым промышлением Бога, ибо человеческое «Я» пленило само себя, заключившись в человеческом теле и потеряв общение само с собою в своей собственной душе, которая по своей природе сродни ангелам. А тела человеческие «чужды» ангелам и от этого «чужеродства» своего к ангелам, охватываются смущением, удивлением и страхом в присутствии ангельском.
Это и случилось с Захарией, который в каждении и при молитве многих людей приблизился к границам обыденности человеческого сознания, отделяющей душевную жизнь человека от его телесной жизни. Именно это символизирует нам евангельское повествование! - Он не только внешне вошёл в храм, физическим образом, но «вошёл» и в свою душу, так как душа и есть храм телу, и множество людей хотели бы этого, но не имеют возможности, оставаясь в пределах своих телесных привычек. И там в своей душе Захария приблизился к какому-то истинному пониманию, «духовному» познанию себя, правому и честному, которое показало ему самого себя в свете совсем нелицеприятном, совершенно не таком, в каком он привык видеть себя в своём обычном «плотском» благочестии - совокупности своих телесных привычек и тех привычек, в которых он обычно видел якобы свою душу. А «телесное виденье души» и «духовное виденье души» - это совсем разные вещи, совсем разная «душевность», потому что «плоть» и «дух» становятся против друг друга, если человек подвержен греховным страстям.
Захария увидел себя в свете «духовном»! - Увидел, что свет, который он прежде видел в себе, на самом деле есть тьма. И это было явлением ему Ангела Господня и причиной его стыда: смущения за себя и страха своего разоблачения …
У нас принято много рассуждать о силе молитвы! Но никто толком не знает какова её причина, в чём состоит и заключается сила молитвы. В нашем же случае, мы имеем возможность получить ответ на эти вопросы. Для этого нам необходимо снова обратиться к продолжению рядового евангельского чтения этого дня Мф. 6:24 [Зач. 18]:
6:24 Никто не может служить двум господам: либо одного будет любить, а другого ненавидеть; либо одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Ибо не можете вы служить и Богу, и мамоне.
Чем определяется «духовная устремлённость человека - то, каким он видит себя?
Это, как раз-таки зависит от того в чём он видит цель и смысл своей жизни - в каком направлении он двигается в этом мире, от рождения к смерти! - То есть - «кому» он служит и работает! Жить он может двояко: или исключительно ради целей и смыслов вполне «земных», необходимых только его телу - вся эта совокупность телесных смыслов и целей, и объединяются евангелистом под именем мамона; или ради целей и смыслов небесных - жить для души, а о теле заботиться лишь постольку, поскольку это необходимо для максимальной активности и деятельности души.
По-видимому, в этот раз своего священнического служения, Захарии, при его молитвенном сосредоточении, которое сопровождалось каждением храма и службой - молитвой многих людей, именно вопрос о цели и смысле его, Захарии, жизни, впервые так прямо и вплотную, встал перед ним! Всё то «поношение неплодства», которые столько лет переживались им и Елисаветой, вспомнились и всколыхнули его Плотское восприятие жизни: - «Почему, за что!?» - И это было пронзительно острое осознание очевидности «плотской» недостаточности всех его прежних забот преимущественно о «земном», его благочестия - насквозь земного и телесного. Ему стало стыдно за себя и понятно, что Бог и служение Ему - это что-то совсем другое - «небесное», а не «земное» …
Этим состоянием он вырвался из «плена» своего тела, из своего «плотского» пленения, осознал, что «земной» свет - есть тьма в сравнении со светом «небесным»; оказался способным беседовать с Ангелом Господним - лицезреть лицо своей души, искренне и откровенно беседовать с самим собой и, тем самым, с Богом! Личная связь между человеком и Богом, их беседа лицом к лицу, и происходит тогда, когда человек искренне, бесхитростно, откровенно, беседует сам с собой, сходится вплотную с собой как лицом - «образом» Бога. И Бог в этом «образе» приближается, «приходит» к человеку! И Ангелы Божьи, служащие Богу, сослужат вместе с Богом и тому человеку, который смог вырваться из рабства своему телу и сумел войти в свою душу - храм своего тела, вступив в беседу с Богом…
Собственно, поэтому Предание и утверждает, что храм - это «образ» человека, а человек - «образ» храма; так же, как и то, что - человек - «образ Бога, а Бог - «первообраз» человека! Такое же подобие образов существует и между человеком и миром, сотворённом Богом: человек - микрокосм - «образ» космоса или вселенной. - Об этом знало и античное человечество, но оно не подозревало, что Космос или Вселенная, в свою очередь, являются образом человека и человечества.


Рецензии