Республика Народной Технократии

Всё многообразие видов государств делится на два типа: демократические и автократические (ну и переходные). Археологическими и архивными исследованиями в ХХ в. доказано, что они циклически сменяли друг друга в течение 5 тыс.лет. Но ещё Платон показал, что причиной этого является непрофессионализм (архаизм) власти. Проще: политикам «не объять необъятное», не быть специалистами во всех сферах профессиональной деятельности, для которых они сочиняют законы. Отсюда постоянное недовольство действиями политической власти, которое завершается конфликтами и сменой режимов. Чем более технологичным становится государство, тем сложнее управлять профессионально ориентированными сферами деятельности, тем чаще возникают кризисы.

 Б.Ф. Скиннер предложил передать власть экспертам. Организационно не сложно, но политики предложили свой вариант технократии – компенсировать непрофессионализм власти экспертными советами (учителями-подсказчиками). Такая реформа идёт с 70-х годов. Миссия, однако, оказалась не выполнимой по следующим причинам. 1. Политик принимает к сведению только те советы, которые не противоречат его политическим мотивам. 2. С нуля за короткое время подняться до высот понимания проблем экспертом никому пока не удавалось. 3. Сами эксперты очень разные люди, они нередко расходятся во мнении, многие занимаются лоббированием своих (да и не только своих) ведомств, более того, уже очевидна коммерциализация экспертного знания, которого чем больше (включая заимствованное), тем оно дороже.

Б.Ф. Скиннер всё-таки прав и в русле его теории управления разрабатывается концепция «Народная Технократия». Определяется она не общенародными выборами, а дифференцированно общенародными. Электорат (голосование электронное) соответственно существующим министерствам делится на профессиональные группы, вне групп никого не остаётся. Выбирают лучших руководителей для своих сфер профессиональной деятельности непосредственно в министерства. Министерства превращаются в профессионально ориентированные парламенты. Депутаты каждого парламента делятся на три группы: законодательную, исполнительную и группу, которая делегируется в общегосударственный парламент, где разрешаются все возникающие противоречия. Регулируется эта полипарламентская структура двумя важными механизмами. 1. Весом голосов: Каждый гражданин вне своего профессионального ведомства имеет один голос, а в своей профессиональной области вес голоса его пропорционален степени его профессионализма. 2. Со-управлением. Ни один человек не способен быть специалистом одновременно во всех сферах профессиональной деятельности (министерствах). Знания же каждого специалиста односторонни, однако объединение специалистов  в общегосударственном парламенте представит собой биологический мегакомпьютер с отрицательной обратной связью – высокопрофессиональный законодательный и управленческий аппарат для всех сфер профессиональной деятельности. Это неполитическое государство, а политическая оппозиция направляет на бесконечное повторение уже пройденного.


Рецензии