истории приемных детей

   
                История первая
В далекие 20-е годы жила семья Жаргала в Торейских степях. Юрта своя, кое-какая животинка имелась. Жили супруги небогато, но дружно, любили друг друга. Да вот беда, не было у них детей. Много раз вынашивала молодая Сырегма, но случались выкидыши и на раннем сроке и на позднем. Если и рождался ребеночек, не долго жил, покидал быстро этот свет. Кто в то время знал о несовместимости резус-факторов? Пожалели родные брата и из семьи старшего дали сына. У того было несколько сыновей и еще потом родили.
Рады были Сырегма с Жаргалом сыночку. Пылинки с него сдували, оберегали и лелеяли-холили. Вот уж сыночку к пяти годам подойти, просит он у матери сестренку. Родичи богатые, к тому времени уже в Китай сбежали от коллективизации. Тех, кто не сбежал, репрессировали в сибирскую тайгу: по берегам Оби хоронить умерших от голода детей.
Стали просить дочку у соседей, кочевавших неподалеку. Куча мала была у них и еще родили девочку. Дали им девочку! Радости опять до небес, благодарение Всевышнему. Хоть и запретили веру в Бога, за Ононом бурятам, жившим среди русских не было сильных притеснений. Но не долгой была семейная радость. Приехал однажды  родной отец девочки, пьяный и сердитый: своих детей не смогли сберечь, а мою тем более! Забрал дочку и уехал...
Уже не просят супруги ни у кого дочку, молча переживают свою беду, да пуще нежат сыночка. Прошло лет пять. Летовала пососедству одна семья. Деток много, а машинки швейной у них нет. Стала соседка наезжать к Сырегме с шитьем.  Прихватит с собой свою ораву. Сырегма рукодельница умелая, помогает шить, и за детьми примотрит: напоит-накормит, сопли утрет, где и приласкает плачущих. Лето проходит. Замечает Сырегма, что соседка начала приезжать с одной дочкой лет пяти. Всё  чаще оставляет ее ночевать у Жамсарановых. Девочка не горюет, остается с радостью. Выйдет из юрты и показывая на своё стойбище говорит: а вон эти живут. Не родители, говорит, а по имени отца семью называет. Боится бедная Сырегма признаться в нечаянной радости, молчит, ни кому ни слова о своих догадках. Приехала однажды соседка: собрались они на осеннюю нажировку отару овец перегонять. Спрашивает у девочки, останется ли она жить в этой юрте? Та с радостью согласилась. Вот так и появилась в семье Жаргала и Сырегмы хохотушка-дочка.
Дети выросли, свои семьи завели. У дочери проблем не было, быстро десяток детей завели. А у сына первые дети в конце сороковых, начале пятидесятых не выживали. Запрягла Сырегма коня в телегу и поехала к племяннице, которая рожала безмужняя, выпросила у той новорожденную девочку для семьи сына. Та девочка за собой притянула девять детей, да еще одну приемную. Есть примета у моего народа: если нет долго детей - надо взять приемного и он приведет за собой других. Очень часто такая примета сбывается.
Сырегма бабушка всех внуков помогла сыну с невесткой поднять. Те на стоянке всю жизнь чабанили. Отобъется ребнок от  груди и к бабушке на воспитание. И в школе учились - жили у бабушки и внуки и правнуки. Мужа похоронила Сырегма после войны: умом тронулся муж, поругавшись с начальством совхоза. Сама она дожила до ста лет и умерла на руках у второй приемной внучки. Сын пережил мать на пол-года, в 74 года ушел за ней. Мать уважал, слова грубого ей не сказал за свою жизнь. Никому не разрешал при нем ругать детей, ни своих и  ни чужих.
Родные братья после перестройки приезжали из Китая, племянники просили подписать приглашение на жительство. Молча всех встретил, молча подписал документы, больше не встречался с ними.
Приемная внучка родила девочку до замужества. Когда замуж вышла, оставила дочку у бабушки. Вырастила правнучку Сырегма под своим боком буквально. Спала та с ней почти до окончания школы. Закончив 10 классов, девушка не уехала ни куда учиться. И тогда прабабушка отправила ее на стоянку, велела помогать родной матери. Представить страшно какой шок перенесла семнадцатилетняя девушка, когда узнала, что ее мать - та, кого все зовут старшей сестрой. И она так называла. В душе не приняла девушка родную мать. После смерти и прабабушки и матери, она взяла только то, что принадлежало вырастившей ее женщине.
Чаще всего, как бы ребенку не жилось в приемной семье, не прощает он кровным, что отдали его в другую семью. Какая бы ни была причина, обида не проходит. В старину легче переносилась обида. При тяжелых условиях жизни народ степной был терпелив, не ропща на судьбу, пас отары и гурты у богачей. Родился ребнок - радость, чей, от кого - кому какое дело? Знай свой род до седьмого колена, чтобы  до четвертого не было кровосмешения. Умер ребенок - так Богу угодно, значит век у него короткий был. Но, если нет детей - то очень плохо. Кто продолжит твой род, дальше понесет твое имя? Кто на старости подаст тебе чашку с чаем, обогреет у очага? Кому ты передашь свои знание и умение? Зря прожил жизнь человек, если не кому разжечь очаг в его пустой юрте. 
               


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.