Гойя в Эрмитаже. Портрет актрисы Антонии Сарате

    Франсиско де Гойя Портрет актрисы Антонии Сарате Около 1810-1811.Эрмитаж.
Второй портрет находится в Национальной галерее в Дублине.
      
  Антония Сарате (1775 - 1811) была испанской актрисой, дочерью актера Педро де Сарате Вальдеса, директора труппы, которая выступала в Арагоне.Она вышла замуж за певца и актера  Бернардо Гиля и Агуадо, играла в нескольких мадридских театрах.  В Мадриде в 1796 году она родила своего единственного ребенка, Антонио Гили и Зарате .Сын актрисы воспитывался в пансионе в Париже.Впоследствии сын стал знаменитым поэтом и драматургом. С мужем она, по-видимому, рассталась.
    Единственным ее душеприказчиком в завещании назван Мануэль Гарсиа де ла Прада, член муниципалитета Мадрида. Антониа Сарате тяжело болела туберкулезом, она умерла 4 марта 1811 года

    Актриса изображена на чёрном фоне в сценическом костюме: в чалме с полумесяцем и атласном халате с горностаевым воротником. К какой именно роли относится этот костюм, не установлено. Тревожный взгляд усталых темных глаз приковывает внимание зрителя. Холодный свет подчеркивает бледность прекрасного лица, обрамленного густыми кудрями.Он озаряет светло-серебристое платье и легкую косынку актрисы, играет бликами на наброшенной на плечи накидке с горностаевым мехом. Портрет был написан незадолго до смерти Антонии Сарате.

   Это произведение по настроению и характеру передачи внутреннего состояния человека является одним из лучших портретов эпохи романтизма.

    Хранитель испанской живописи в Государственном Эрмитаже Л. Л. Каганэ, анализируя картину, отмечала:
     "Лицо, выступающее из мрака, сильно освещённое, приковывает к себе. Голова написана в ярком холодном свете, как будто озарена лунным сиянием… Формы лепятся мягко, осязаемо, моделируются светотенью. В колорите сочетаются серые, голубые, белые, спокойные, приглушённые красные тона"

      Известный итальянский искусствовед Лионелло Вентури писал:

   "Зарате — красавица-женщина, возбуждающая воображение художника, живущая полной жизнью тела и духа. Но здесь линия едва намечена, и отношения света и тени, поглотившие линию, создают очарование. Этот портрет… — отражение глубокой внутренней жизни, жизни сердца. Это в гораздо большей степени портрет души, чем лица"

    Портрет Антонии Сарате — это воплощенная мечта художника о прекрасном, дивное сочетание духовности и красоты. Зная биографию Сарате, трудно отрешиться от мысли, что портрет написан незадолго до смерти, что художник, восхищаясь доньей Антонией, сознавал ее неизбежный близкий конец.

   Известно,что Гойа нарисовал и другой портрет Антонии Сарате. Донья Антониа сидит на желтой софе в черном платье, черной мантилье и перчатках, в руках у нее веер. Поза изображенной сдержанна, она сидит выпрямившись, как на приеме. Гойя продолжает традицию парадного портрета, но в его новом варианте: изящный стиль XVIII века сменяется неоклассицизмом. Фон портрета становится лаконичным, композиция строится на основе вертикальных и горизонтальных направлений. Многоцветная палитра сменяется сильно воздействующими локальными цветами.Портрет находится в Национальной галерее Ирландии, Дублин

      Портрет был подарен Эрмитажу в 1972 году американским коллекционером Армандом Хамером.


Рецензии
Интересно, что побудило американского коллекционера подарить Эрмитажу эту картину?

Лёгкое Пёрышко   27.11.2023 01:57     Заявить о нарушении