Катя и смерть

        На даче у Юли в розовеющем вечернем свете ствол столетней сосны стал багряным. В прозрачном высоком небе парила её крона – темно-зеленая хвоя. Ель, а старенькая интеллигентная бабушка Юли сказала, что эту елку она вырастила из обычной шишки, закопав её у дорожки, приветливо протягивала Кате покрытую снегом лапу. Печка весело трещала, словно выстукивая азбуку Морзе, уютно пахло пирогами с яблоками и капустой.
        - Кать, - сказала Юля, – я выхожу замуж.
        - Правда?
        - Пора уже – 23. И парень вполне приличный. Любит меня
        - Не слышу энтузазизма в голоске. – Мягко отозвалась Катя. - Но ты  сама-то  его – любишь?
        - Люблю, - с сомнением произнесла Юля, - он хороший парень, меня обожает, прилично зарабатывает… - зачастила она с перечислением достоинств жениха.
        - Но ты его любишь? Ты, сама, любишь его? – Настаивала Катя.
        Юля поднялась с дивана, отбросила глянцевый журнал, который листала до этого разговора, и подошла к печке. Отворив дверцу, подкинула в угасающее пламя еще несколько березовых чурок.
        - Любовь в семейной жизни не главное.
        - Ты уверена?
        - Да. – Ответила Юля неуверенным тоном.- Кать, мне надоело быть одной. Жених у меня вполне приличный парень. Главное, он меня любит.
        А я? Допустим, я не горю испепеляющим пламенем страсти, когда кровь кипит, как любят выражаться в романах. Но мне с ним интересно, уютно, комфортно. К сожалению, я уже не питаю иллюзий и вижу все его недостатки, но я лично, кроме самой себя, в этой жизни идеалов не встречала. - Добавила Юлька с иронией.
        - Может быть ты и права, - задумчиво произнесла Катя, - и мой пример перед глазами. Я обвенчалась с горячо любимым мужчиной в состоянии полного любовного помешательства. И что?
        - Так и не позвонил даже?
        Катя отрицательно покачала головой.
        - Подонок!
        - Не говори так. Я поклялась себе, что не буду проклинать отца своих детей.
        - А если он объявится, неужели простишь?
        - Да! Прощу…

        Следующим утром Катя уезжала в Москву. Снег искрился мириадами белых звездочек, сосна улетала в синее-синее небо, а ели махали Кате на прощание своими лапами. Юля пошла проводить Катю до станции.
        - Юль.
        - Да?
        - Мне очень понравилось у тебя на даче. Это просто маленький индивидуальный рай. Бабушка твоя мне очень понравилась – такая мягкая, такая добрая… Юль, она живет здесь одна и уже совсем старенькая.
       - Мы часто навещаем её.
       - Юль, у меня к тебе просьба. – Смущенно сказала Катя. – Мне стыдно просить, ты так много для меня делаешь…
       - Да, ладно уж!
       - В нашем дворе осенью появился подрощенный щенок, видимо какая-то сволочь взяла его на лето на дачу и наигравшись вдоволь, выбросила. Такой красивый пес – палевый, очень пушистый, почти лайка. Ласковый до невозможности. Он домашний и игривый. Доверчивый и глупый. Я его, конечно, кормлю,  но взять себе не могу. Сама понимаешь скоро рожать. А он уже вымотанный и конца зимы не переживет. Мне его так жалко, что душа задыхается.
       - Да по улицам бегает масса бездомных собак…  - Начала было Юля, но Катя её перебила.
       - Мне их тоже жаль, но они родились на улице и приспособлены к той жизни, но этот-то  домашний, а значит, не имеет ни малейших шансов выжить. Он несколько ночей провел в нашем подъезде под батареей, но Мутоновна, выгнала его, якобы он заразный.
        - Понятно. Эту, с позволения сказать, Марью Макеевну я тоже ненавижу. Она написала донос на мою квартирную хозяйку, что та сдает квартиру.
        - Юля, у тебя бабушка не могла бы приютить его на время, до весны, а потом я его устрою в хорошие руки, и ей будет веселее с компаньоном. С ним и гулять не надо, он сам по себе гуляет, а на еду я ему буду давать деньги. Но, может быть, твоя бабушка собак не любит?
        - Прокормим, - великодушно сказала Юля, - это, между прочим мысль, привезти бабушке взрослую собаку.  Ей трудно ухаживать за щенком, убирать за ним, но твой пес ведь не гадит в доме?
       - Конечно не гадит, он уже большой мальчик.
       - А собак бабушка любит. У нас всегда жили животные и у моей сестры до сих пор живет очень старенькая эрделиха Мартуля.
       - У тебя есть сестра?
       - Да. Она всё своё детство притаскивала с улиц больных несчастных зверушек. А в прошлом году поступила учиться в Ветеринарную Академию.
        Это идея привезти бабуле собаку.
        - Спасибо, Юль, ты – очень теплый человечек. Передай бабушке привет и мою благодарность, мне очень понравилась Ирина Михайловна - настоящий русский интеллигент. 

        Свежая, розовощекая, радостная вернулась Катя в Москву. Но на улице к ней бросилась дрожащая от холода и страха Бонька. Она поставила лапы на Катины плечи и старательно  вылизала её лицо.
        - Боня?  Почему ты одна? А где Михал Михалыч? – Катя остановилась. Внезапно сжалось сердце от нехорошего предчувствия. – Он заболел?

        С трудом преодолев три лестничных пролета, Катя остановилась у обитой дешевым дермантином двери. Позвонила. Потом еще раз. И прислушалась. В квартире были слышны какие-то шорохи, но дверь долго не открывали. Наконец, она распахнулась и на пороге возникла тетка в необъятном байковом халате, похожая на раздобревшую на обильном сале и молоке колхозницу. Она уперлась увесистыми кулачищами в бока и, приняв агрессивную позу, поинтересовалась:
        - Чего надо?
        Катя эту тетку знала, она работала в местном ДЕЗе то ли маляром, то ли штукатуром, а может быть и по уборке мусора.
        - А где Михал Михалыч? – Катя стала заглядывать в квартиру в  тщетной надежде, что он вызвал эту тетку делать ремонт.
        - Умер твой Михал Михалыч! – Удовлетворенно сказала тетка.
        - Когда? – Ахнула Катя.
        - Второго января.
        - А где его тело?
        - Почем я знаю? – Тетка даже оскорбилась. – В морге, наверное. У него же нет никаких родственников.
        - Ошибаетесь, - жалко, каким-то плаксивым тоном, пропищала девушка, – я его родственница! Он мне завещал похоронить себя рядом с мамой и отцом.
        - А больше он тебе ничего не завещал?
        - Завещал. - Катя справилась с первым приступом горя. – Вот эту квартиру и свою собаку.
        Тетка захохотала.
        - Ну, собаку, так и быть, забирай. А от квартиры лапы прочь. – Она подняла указательный палец вверх. - Мы присоединили её к нашей коммуналке, разобрав заделанный когда-то проем. Эту квартиру, а она не соответствует поэтажному плану, старый пень не имел права приватизировать, так что подотрись теперь своим завещанием, смотри только задницу не обдери! - Завершив свою хамскую речь,  тетка с торжествующим хохотком захлопнула перед носом ошеломленной Кати дверь.
        Катя беспомощно огляделась, и её взгляд наткнулся на приоткрытую дверь квартиры напротив. Пожилая,  хорошо ухоженная женщина поманила её  пальцем, приложив его к губам,  выразительным жестом призывая девушку ничего не произносить вслух.
        Катя быстро прошла  в квартиру соседки.
        - Я вас видела, девушка. – Плотно затворив дверь, сказала женщина с голубоватыми волосами, видимо она седину подкрашивала синькой. - Вы часто гуляли с Михал Михалычем и с собаками по бульвару.
        - Да. Меня Катя зовут.
        - Дарья Васильевна. – Представилась женщина и пригласила. - Проходите в комнату
        В комнате она встала возле круглого стола и, придирчиво рассматривая Катю, словно решая, стоит ли ей что-либо рассказывать, видимо осталась удовлетворена её видом,  произнесла. - Мы дружили с Шубиным. Мой муж считал его одним из самых умных и светлых людей, которых когда-либо встречал в своей жизни. Замечательный доброты был человек и необыкновенной порядочности.
        - А кто обнаружил его тело?
        - Я. - С тяжелым вздохом ответила женщина. – Собака выла всю ночь напролет. Звонила, звонила и в квартиру, и по телефону… Не отвечает. Обратилась в ДЭЗ. Эх, как бы знать, что у него есть близкий человек. Но я не знала. По старой лагерной привычке он был  очень скрытный.
        - Дарья Васильевна, он меня просил похоронить его по-человечески на Ваганьково рядом с родителями. Мы даже ездили специально с ним на могилу, чтобы я не ошиблась и запомнила это место. Как мне узнать в каком он морге? Обзванивать?
        - Катя, ты наивная девочка… - Соседка отвела в сторону глаза. – Его сожгли,  а прах захоронили, как невостребованный. Я наводила справки. – Она вздохнула. - А сегодня 7 января. Рождество. Со дня смерти прошло пять дней.
        - Но как, как они могли? Я должна была! Он так боялся стать лагерной пылью. – Горячо заговорила Катя.- Он хотел покоиться рядом с мамой.
        - То, что они сделали – конечно подлость, они спешили избавится от тела, чтобы завладеть его квартирой. Вот почему всё было сделано так поспешно, по-воровски.  Правда, они не ожидали, что объявится законная наследница. Думали, что старик абсолютно одинок. Они, ведь, каждый день его изводили предложениями взять под опеку и носить ему дешевые продукты. Сама понимаешь, что такая квартира в самом центре Москвы – лакомый кусочек. За меньшее люди идут на самые жестокие преступления.
        - Да, эта тетка сказала, что квартира коммунальная, и я ни-че-го не получу. Но сейчас не об этом речь. Может быть, тело еще не успели забрать из морга? Вам неправильно ответили? Может быть, мне всё же удастся выполнить его последнюю волю?
        Дарья Васильевна только тяжело вздохнула.
        - Дерзай. - Сказала она. - Вот ещё, эти маргиналы духовных ценностей не ценят и выбросили все его книги на лестницу, себе оставили только с позолоченными обложками - красотищщу в зале наведут, и опять же – интеллиххентно! – Передразнила Дарья Васильевна  речь новоиспеченной соседки, работницы коммунальных служб. - Ну, а я подобрала, там есть редкие издания. Ты не хочешь забрать их?
        - Да, да, я возьму.
        - И еще она выбросила пианино; детей у неё нет, чтобы обучать их игре на фортепьянах; места много занимает инструмент,  и сейчас он стоит в подвале. А так же она поспешила избавиться от «чертей», как выразилась захватчица, помните, тех, что стояли на комоде, выбросила и их. Знать,  сильно верует в Бога, и выполняет все его заповеди. – С презрением произнесла голубоволосая, похожая на сильно постаревшую Мальвину, женщина. - Не захотела держать в своем доме статуэтки негритят из черного дерева. Она их выкинула, а я подобрала, пока дети не схватили и не поломали.
        Катя, с благодарностью прижала к своей груди двух деревянных негритят с лукавыми, словно знающими какую-то тайну, рожицами.


Рецензии