Кафельный интеграл

Был у нас в институте удивительный преподаватель    -Арсений Палыч.

Он так  талантливо  подавал нам, прыщавым "бройлерам", эту скуку-математику, что втягивал  в нее  практически неотразимо.

К его  доске,  где он так изящно и каллиграфически излагал мудрость законов цифр, было просто кощунственно подходить с тряпкой.

Это был веселый, подвижный и умный волшебник своего дела.

Будучи притянут как и все его обаянием,   я также принялся зубрить все  эти  математические заклинания, в чем даже прилично  преуспел.

Так прошло  полгода и  наступила первая зимняя сессия,   с ее волнениями и шпаргалками.

 Я как и все, вшил внутренние, особые карманы, куда вложил нужные шпоры ( слева четные, справа нечетные) и явился в день экзаменов нервничать  около аудитории, куда уже вошли первые обреченные.

И когда мы толкались у входа, из аудитории к нам вышел наш любимец и сразу, без обиняков,  предложил "всем желающим" «не тянуть кота», а  пойти  «сдавать сходу». 
«Кто без подготовки - на бал выше».

«Ели четыре, то  пять, а если три то четыре..»-нагло заторговались   мы
«Само собой».

«А если пара,  то сколько?»-обнаглел и я.
 
«Заходите юнош, там видно будет» и я  отчаянно рванул в аудиторию.
 
Арсений Палыч предложил билеты на столе,  дал  на решение задачи  пять минут, а сам двинул из аудитории.

«Не  боитесь посписывают?» -пискнул кто то  ему в спину .

«Да ради..ради..я проверю грамматику..».

Усевшись  на первой парте, я стремительно передрал теорию из "шпор" на  экзаменационные листы и приступил к задачке.

Но не с ней не задалось.

Она была примитивна, как и все задачи про бассейны и трубы из  пункта А в Б и в  ней требовалось узнать сколько кафеля надо на небольшой, округлый  бассейн  в небольшом санатории.

Ее  легко можно было решить даже на пальцах, но надо было решать именно с интегралом.
Первая, пришедшая в голову формула, выдавала просто ошеломительный результат, никак на правду не похожий.

А все подсказанное  товарищами, было еще хуже.

Навалилась тоскливое ожидание казни.
 
 Но вот вернулся Арсений  Палыч и весело приглашая  « на эшафот».

Подсев к столу и   удерживая остатки мужества ,  я отчаянно сообщил о том, что теория у меня прописана просто на отлично, могу зачитать.
«Не надо ..» - поморщился он .
«Давайте сразу задачку..».

«Но вот с задачкой не задача..»-вяло сообщил я.

«Ну нет..юнош   -  задача –это основное ..».

«Тут в ней  глупость какая то написана …-обреченно сказал я, вставая.

«А что такое  ?».
(тут надо пояснить, что эти экзаменационные задачки,  в наши времена, составляли сами преподаватели, которые писали их по ночам в своих однокомнатных общежитиях на узких бумажках тушью и ошибки были вполне возможны).

«Понимаете…тут получается, если по формуле 20470,707 квадратных метров, в минусе...».

-«Олимпийский бассейн, однако  ..».

-"Ну да ..и даже более того.

Получается плитку в нем не кладут, а отрывают..»

«Что вы говорите?

Дайте погляжу.."

"Так так..ну да..действительно ..несерьезно получатся..».

«И я про то..»-со надеждой взвился я.

« Ну что ж, юнош.. в целом Вы убедительны..

Сколько бы вы хотели по математике?».

Оглушенный  происходящим я  отчаянно брякнул:

«А что… четверку вполне можно..».

« Так вот ... юнош ….я вам ставлю пятерку…и  не возражайте –
это мое право».

У меня прибило кровь к лицу…я достал зачетку и положил на стол.
Когда оценка засияла и  я  неуклюже двинулся к выходу, Арений свет Палыч вдруг останавливает  меня задумчивым вопросом:

«Погодите юнош,а  какую формулу Вы  употребили?»

И в ту же секунду, именно в ту же секунду,  меня буквально накрыло пониманием   своей ошибки и я горячась выдал правильную формулу…

«Вот тут верно..» - с видимым удовольствием произнес Палыч.

«Чего же вы так, молодой человек,  с этим кафелем не сразу угадали».

«Да..Арсений Палыч..сильно я виноват ..но так и Вы же тоже..повелись..».

Он  расхохотался и  сказал: « Всего тебе доброго, юнош! Так меня, математика!».
Всегда помню и всегда люблю таких людей. 


Рецензии
Перечитала ещё раз. Очень талантливо написано! Самобытный язык, яркий и точный до мелочей! Жду новые публикации. Такой талант нельзя прятать от народа!

Ольга Криводанова   18.05.2020 12:52     Заявить о нарушении