Сказки А. Пушкина
«Сказки» Пушкина всегда рассматриваются как переложение переводных текстов, как подражание фольклору. Так оно и выглядит внешне.
«Cказки» - не цикл и по разному времени написания, и по сюжетам, и по героям. И стоит уже взглянуть на них глазами ХХ1 века. И увидим, что в сказках «О попе и работнике его Балде» и «Золотой петушок » – типичная рыночная ситуация: спрос – предложение – цена.
Встреча попа и Балды происходит на рынке: «Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда, Идет сам не знает куда». Так встретились спрос и предложение.
Качество предложения превзошло все ожидания. Балда заменил попа в доме и в семье, но это не насторожило попа. После третьего щелчка он уже и не мог думать, и – логично предположить – Балда займет и его рабочее место в храме. И не являлось ли это целью его заманчивого предложения на базаре?
Предупреждение: о цене надо договариваться очень точно, конкретно: размер, способ и срок оплаты и взвешивать возможные последствия, отказываясь от риска. Это самое рыночное условие. И не заключать скоропалительных сделок, как царь Дадон.
Общеизвестна сегодня роль информации. А не о ней ли читаем в сказке «Золотой петушок»? Забота царя Дадона:
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать!
Золотой петушок стал вовремя информировать царя о напасти, и «царь Дадон \Дал отпор со всех сторон!»
Трагедия царя Дадона в том, что он ценил лишь одно качество получаемой информации – направление удара и не интересовался содержанием угрозы (он думал только о вооруженном нападении), которая явилась не в виде армии, а в образе обольстительницы. Нравственное поражение привело к гибели династии.
Еще менее он заботился о содержании расплаты со Звездочетом, имея ввиду только финансовую сторону. Недостаток информации о качестве опасности стоил ему жизни и, скорее всего, вследствие истребления династии - утраты государством независимости.
Царь был в восторге от будущего подарка Звездочета и делает скоропалительное обещание.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Итог искушения обольщением:
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Погибло войско, у Дадона могла остаться только гвардия, но она не заменит армию. Страна оказалась разоруженной. Но это не отрезвило царя. И он поддался на то же искушениие, обо всем забыл при виде шамаханской царицы и не отдал ее Звездочету, не выполнил своего обещания и убил мудреца. Тогда
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Естественный вопрос: какой же недруг подослал или настроил Зведочета: враг династии или всей страны? И кто этот враг, если, судя по всему, все три – Звездочет и петушок с шамаханской царицей – были лишь марионетками в чьих-то руках. Вначале петушок был орудием Звездочета, но с его смертью петушок не умер, а стал мстителем, сменив квалификацию, вместо охраны царя убил его. А сам исчез, как и шамаханская царица. В чьих интересах все это? Кто остался за кадром?
Как точно спрогнозированы события в России (огромной стране, только в ней от границы до границы не скоро доскачешь) в начале ХХ века: ликвидация династии, гражданская война (брат на брата, как сыновья Дадона), и неизбежное следствие при утрате власти в стране – интервенция.
Анализ, синтез и прогноз информации – вот чего не было у сказочного царя. Вот какую весть, может быть, прислал нам наш поэт (не подозревая) за долгие годы вперед.
Пострадал от расплаты бедный поп, связавшись с Балдой и понадеявшись на авось. Вот вам фьючерные обязательства. Нет у Искусственного Интеллекта нравственной ответственности, как нет ее у правдивого зеркальца царицы – и вот уже царевна отравлена («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Искусственный интеллект совсем не является продолжением или усилением человеческого интеллекта. Он вне сферы эмоциональной и чужд сочувствию и состраданию.
В сказках «О мертвой царевне...» и «О царе Салтане...» так или иначе воспроизведены библейские мотивы. Ева пожелала запретный плод, Каин позавидовал Авелю. В заповедях от Моисея нет статьи: не завидуй. Но статья «Не пожелай...», кажется, очевидно связана с завистью.
Тема зависти у Пушкина развита в повести «Выстрел» («Повести Белкина»), где Сильвио завидует графу, в «Дубровском» (старый Дубровский позавидовал псарне Троекурова), в трагедии «Моцарт и Сальери», в «Сказках»: «О мертвой царевне и семи богатырях» (мачеха завидует падчерице и изводит ее), «О царе Салтане...» (сестры завидуют сестре и изводят ее с ребенком).
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» героями являются, судя по названию, царевна и богатыри. Все они идеальны. Царевна – как преданная жениху и настоящая хозяйка. В доме богатырей она ведет себя как крестьянка:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку.
На полати взобралась...
Характерен глагол «взобралась» - полати находятся под потолком, залезть туда не просто, но царевне открыт путь туда.
После знакомства с богатырями она ведет себя так же: после их отъезда она «В терему меж тем одна, Приберет и приготовит. Им она не прекословит, Не перечат ей они». В ответ на их сватовство царевна призналась, что у нее есть жених, его она любит. И они уважили ее. В знак признания ее достоинств богатыри после ее смерти не зарыли в земле, а положили в гроб хрустальный, из которого спас ее Елисей.
Богатыри заняты охотой и охраной, как положено богатырям. Так изображена идеальная семья. Мужчины – добытчики и охранники, как и положено мужчине, а женщина хранит очаг, создавая в нем чистоту и готовя пищу. Таким образом, сказка воспевает добродетель, то добро, которое побеждает злобу. А мачеха сама себя наказала своей завистью, от нее и умерла.
Есть у сказки и другой момент – это реакция на жизнь живого существа и искусственного, говорящего (в отличие от собаки) и всеведующего. Пес живо реагирует на появление царевны, «прибежал и смолк, играя». Затем «Пес бежит за ней, ласкаясь». Появление мачехи он встречает агрессивно, стремится не допустить встречи с царевной. Она кинула пришедшей хлеб, приняв ее за нищую старуху, а та бросила девушке отравленное яблоко. Пес хотел воспрепятствовать этому: «Пес как прыгнет, завизжит». «Он, лесного зверя злей, На старуху»... Когда царевна идет с яблоком,
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось!
Чтобы показать богатырям причину смерти девушки, пес пожертвовал собой, он проглотил яблоко и тут же издох.
А говорящее зеркальце бесстрастно, безжалостно, с жестоким равнодушием говорит правду. И не только то, что отравленная царевна жива, но и сообщает место ее проживания.
В сказках - уникальные ситуации (невоспроизводимые, неповторимые – это же чудеса!) и универсальные проблемы (зависти и рыночной экономики).
Уникальность ситуации «Сказки о мертвой царевне...» - в говорящем зеркальце, обладающим всеведением в настоящий момент. Уникальность ситуации «Сказки о царе Салтане...» - во всеведении злых сестер, не имеющих волшебного средства и обладающих информацией будущего. Они ссылаются на слухи: «молва», «бают» (говорят), но как возникнуть слухи о том, чего нет?
Нравоучения этих сказок: нельзя допускать к информации (всеведению) - о настоящем или будущем – человека, лишенного нравственных устоев. Это ведет к смерти. Мачеха буквально загнала в гроб свою падчерицу. Сестры утопили младшую сестру с ребенком.
Прописные истины содержатся в сюжетах, ярко изображающих последствия их нарушения.
Итак, сказки о рыночных отношениях показывают, что русскому человеку от них ничего хорошего ждать не приходится. Он или надеется на свой «авось», или по широте душевной заранее такового наобещает, что потом головы не сносить (в прямом смысле) и потеряет все – и себя, и династию, и страну. И не армии чужие его одолеют, а соблазн – искушение воспользоваться чудными способами (вроде искусственного интеллекта) и падет жертвой обольщения.
Сказки о зависти посвящены не завистникам, которые от нее и погибли, а чудесному преображению жизни тех, кто стал жертвой зависти. Уже погибшие, они обрели новую жизнь – в лесу или в городе на острове, создав идеальную семью. («В Россию можно только верить» - Тютчев. хочется перефразировать: в России можно только верить).
Восторжествовали мораль и высокие нравственные качества. Вот хотя бы один такой штрих: в сказке «О мертвой царевне...» царь после смерти жены снова женился и потерял дочь. А в «Сказке о царе Салтане...» он не женился и со временем обрел свою семью в лучшем виде.
«Сказка о рыбаке и рыбке», конечно, не о жадной Старухе. Судя по названию, она – о верном, преданном Рыбаке и щедрой и благодарной Рыбке. Возрастающие потребности Старухи ничего не изменили. Они не обогатили ее, не улучшили ее характер, не исправили ее нрав.
Как позже показали Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу», если начать удовлетворять неудотворенного желудочно, то он сожрет время и пространство. А ведь удовлетворение потребностей – одна из двух частей коммунизма: каждому – по потребностям, от каждого – по способностям.
Так, если суммировать, в «Сказках» с разных сторон просмотрены перспективы развития России. Не спасут ее рыночная экономика и ИИ– поэтому трагичны «Сказки» о попе и о золотом путушке.
Но не страшны ей зависть и нападки. И даже пройдя через соблазны, она «вспрянет ото сна» и заживет еще лучшей жизнью, как князь Гвидон и Царевна с Елисеем. Даже растущие потребности не страшны - сказки всегда оптимистичны.
Свидетельство о публикации №219073100090