Возвращение

   Цикл Очерков «Небесное, в земном воплотившееся».
Часть четвёртая «Отражение Света Фаворского».
       Глава первая «Возвращение»
Праздники Двунадесятые и Великие, на которых, как на фундаменте духовном, всегда жизнь русских людей строилась!
Вот как-то сам собою вдруг и ещё один очерк складываться стал. Хотя понятно, что                не «вдруг». А начинать наш рассказ приходится с трагедии, чтобы потом к радости,                к  свету вернуться.  Ну да всё по порядку...
Мне страшную быль рассказали, –
Ее повторить я готов, –
Как древние книги сжигали
В начале двадцатых годов.
  Содрогается ум, плачет сердце, когда читаешь, как  горят книги разорённого древнего монастыря «на окраине света». (В стихотворении А.В.Жигулина «Быль» о монастыре  позже говорится).
Окаянные тридцатые – все знают, конечно…
  А если не в тридцатые, а в шестидесятые взлетает на воздух Величественный Полковой Храм, переживший революционное беснование, окаянные тридцатые и войну           с фашистскими полчищами?! Если удалось разрушителям обмануть народ, более года                не дававший уничтожить одну из  самых любимых московских святынь, и свершить                под покровом ночи святотатство?!
А ведь так и случилось по бесовскому наваждению. Нечисть всегда тьму «выбирает»…
     Есть в Столице нашей район - бывшее село, где всё – и площадь, и улица, и кладбище, и станция метро, и даже рынок носят имя Праздника Двунадесятого – тоже, наверное, большевики «проглядели», или… но об этом несколько позже.
  Первый Полк Гвардейский – гордость России тоже в Честь Праздника Двунадесятого имя своё получил. В Честь Дня Великого, когда вспоминает Церковь восхождение                на Фавор  Спасителя с Апостолами - Петром, Иоанном и Иаковом, Его беседу                с Пророками – Моисеем  и Илией, Глас Божий с Небес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Преображение Господне – преддверие Крестных Мук Христа!                И о Свете  Фаворском сколько богословских трудов написано!...   
 Вот здесь-то, в одном из самых известных исторических районов Столицы нашей,                и свершилось святотатство, убийство – без кавычек  - так оно и есть. Убийство Святыни, убийство Памяти о славных воинах Первого Гвардейского Полка - Преображенского.
     Новые «творцы жизни», как всем известно, никогда не «скупились» не ложь – потому что отцу лжи служили - и, пообещав не разрушать Святыню, под покровом ночи свершили своё чёрное дело…
 Говорить о чувствах прихожан, у которых в ту ночь душу вынули и растоптали… слов таких нет. Наверное, рассудка можно было  лишиться…
  Богоборчество, святотатство окаянного века двадцатого - трагедия наша общая. А уж тем более, если живы ещё свидетели того чудовищного обмана, свидетели святотатства властей. Ведь прошедшие с момента трагедии пятьдесят пять лет всё же не девяносто и не восемьдесят. Как-то рассказала одна из женщин, свидетельницей трагедии ставшая, что Храм  после взрыва словно вознёсся... Без лишних эмоций – невозможно без содрогания представить себя на месте рассказчицы! И никому не дай Господь! ...   
А потому, как и в предыдущих очерках, отступление – только не «лирическое», а скорее – «трагическое». Преисполненная боли присказка…
  Думаю, помнит ещё не одно поколение соотечественников наших «вставай, проклятьем заклеймённый…».  А кто же должен «встать» - вернее «восстать»?  Рабочие,   похожие на тех, что, не поднимая головы, трудились на фабрике Ляликовых в рассказе  А.П.Чехова «Случай из практики»?! Гнущие спины на полях крестьяне?! Жизнь их, конечно, нелёгкой была, да только они-то не прокляты. За желание зло познать наказал людей Господь, а потом Сына Своего Единородного во Спасение земли послал.
  Проклят же, как всем известно, был дьявол – а далее вывод сам собою напрашивается. Показал же, явившись ещё до официального прославления своего, Преподобный Серафим Иоанну Кронштадтскому пятиконечную звезду, легионы бесов эту «песнь ненависти» распевающих. (Так назвал «Интернационал» русский писатель И.С.Шмелёв. Возможно, не только его). А ещё Царя в терновом венце – но о Царе не сейчас…
 Шестидесятые годы – время т.н. «Оттепели»…
    Правитель, Церковь патологически ненавидящий, настолько неумный, недальновидный (слова, конечно, более «жёсткие» напрашиваются, да здесь не положено), что обещает всей стране показать по телевизору «последнего попа», да ещё коммунизм построить! (В последнее он уж, точно, сам  не верил)…
   Только словно забыл он или специально из памяти выбросил диалог правительства                с Церковью в суровые годы военных испытаний – пусть вынужденный, но диалог.  А ещё, очевидно, «запамятовал», что в судьбоносном 1943 году вернулось Патриаршество - и даже в годы своего правления не мог уничтожить его неразумный, жестокий правитель. И не мог не знать он про Танковую Колонну «Дмитрий Донской» и Эскадрилью «Александр Невский», на пожертвования верующих созданные. И уж, наверняка, не мог забыть он, как ответил Отец Алипий на попытку закрыть Псково-Печерской Монастырь: иноки отстреливаться будут – потому что многие из них – бывшие воины. А сам Отец Алипий – бывший лётчик…   И не только здесь, конечно, иноки – смотревшие в глаза смерти и пообещавшие сохранённую жизнь Господу посвятить русские воины…
  И уж, конечно, не мог не знать он о том, что знаменитое обращение Сталина, прозвучавшее лишь в начале июля трагического сорок первого, по сути было «заимствовано», «списано» у  Истинного Ревнителя Православия Митрополита Николая, в Храме Преображения Господня после служившего.
Кажется, должно было бы задуматься – и выводы сделать…. Да только глупость, от греха идущая, упрямство, порождённое нежеланием хоть немного смотреть вперёд, здравого смысла не признают. «Обожествил» себя и «желания» свои, властью упиваясь…   
   Русский   мыслитель И.А.Ильин назвал одним из условий создания христианской культуры Любовь. Потому что Истинная Любовь Высший смысл воплощает и всё нескладное преображает - а  ненависть способна лишь разрушать. Ненависть, здравого смысла лишённая, стремится разрушать, уничтожать  - и не только свой «объект», но и всё вокруг, позабыв даже во имя чего...  И свершившееся в бывшем селе Преображенское убиение Главной  Святыни  - один из очень многих тому примеров... 
    Автор очерка не историк, а преподаватель словесности и воцерковлённый человек,  желающий увидеть духовную суть трагедии. И точка зрения эта во многом, поверьте, выстраданная. Найти же любые исторические справки в наше время  не проблема – только, как уже не раз упоминалось, история прежде «пишется  на Небесах»…
     Итак, властям надо было более года «воевать» с прихожанами, а потом идти на эту чудовищную ложь, чтобы «усыпить бдительность» и свершить задуманное?!  Кажется, по всем законам логики,  надо было оставить Святыню на месте – тем более, не самый был известный в России Храм. (О Москве того времени судить в этом смысле не берусь).
  Так зачем же, ради чего  такие  ухищрения?!   Вот и попытаемся до «сути», до «корней» дойти... 
   Мы говорили уже о том, что имена в честь Двунадесятого  Праздника Преображения Господня и тогда носили  улица и площадь,  кладбище и станция метро, и даже рынок, хоть и назывался сам район в честь одного из «деятелей» советского времени.
 Или «проглядели» власти, как, например, Петровку, Трифоновскую улицу, или всё-таки историческую память сохраняли о Первом Полке Гвардейском. Названия в честь созданных Петром Первым полков даже три станции метро в этой части Москвы получили.
      В советские годы уважение к Бранной Славе России, пусть показное, формальное, внешнее, но всё-таки было - особенно после того, как стало ясно, что без исторической памяти гитлеровские войска не одолеть. И то, что этот Величественный Преображенский Храм полковой, тоже вряд ли могло быть  для кого-то «тайной»...
   А в ту ночь разом… по чувствам, по душам верующих, по исторической памяти строительной техникой «прошлись», как за тридцать лет до того по памяти о героях Отечественной войны 1812 года! (Думаю, объяснять нечего)...
   А ещё невольно приходят нехорошие мысли об «исполнителях» - о том, что стало                с теми, которые красоту и память убили…
  Снова ловишь себя на мысли: ведь возникающие вопросы больше подходят                к времени послереволюционного беснования,  к превратившим Россию в огромный лагерь окаянным тридцатым… Но если подобное и через тридцать лет свершается?! Этакие «метастазы» страшной болезни богоотступничества…
      Большинство, если не все палачи Бутовского полигона кончины мирной                «не сподобились» - самоубийство, доведший до потери облика человеческого грех пьянства, безумие, из которого не выходили до конца своей никчемной жизни. А сколько таких, в одночасье палачами ставших?! …
   Только в шестидесятые вряд ли кто-то мог расстрела или тюрьмы за отказ                от святотатства опасаться – ведь на Святыню у многих, даже от  Церкви далёких, рука бы всё-таки не поднялась. А «конец карьеры» везде востребованных «работяг», включая прорабов? ... Несерьёзно...
  Кто же они? Безликие, ставшие «орудием», подобно рабочему из одноимённого стихотворения Н.С.Гумилёва?!
  Одержимые «генетической» боязнью «Лубянки», в окаянном тридцать седьмом большинство охватившей?!
  Опьянённые злобой дьявольской богоненавистники, пророчески предсказанные в самых омерзительных персонажах Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова?! 
  И, наконец, отвернулись ли от «исполнителей» семьи, друзья или продолжали делать вид, что ничего страшного не произошло?! …
 Жутко, честно говоря, становится…
      Шестидесятые годы – время т.н. «Оттепели». Так что же эта за «оттепель» такая?!
 Право критиковать культ личности?! Конечно, тому, что  людей хотели «повязать кровью», заставляя писать друг на друга доносы, покрывшим Россию лагерям оправдания нет и быть не может.   (Кстати, о т.н. «перегибах» будут в вузовских учебниках истории и в восьмидесятые годы писать). 
Только, кажется, что один «палач» другого критиковал ради, говоря современным языком,  повышения собственного «рейтинга». Если можно было так над теми же прихожанами, над исторической памятью  глумиться, о какой свободе речь?!
    Разоблачения культа!!! А причина культа и всего происходящего?! Разумеется, попрание веры, вековых духовных традиций. Без Бога жизнь человеческая обесценивается, без Бога становится возможным обожествление власти, «обожествление» тирана. (Об этом ещё В.С.Соловьёв говорил в год 900-летия Крещения Руси. И не только он).
Получается, «критиковали» «последствия», возведя саму причину в ранг государственной идеологии… Довольно…
     Весна – время Пасхи, пробуждения от сна, время духовного обновления - а оттепель грязь, слякоть под ногами, низкое, пасмурное небо…и обман. Очевидно, так и в духовной жизни.
 И вообще напрашивается такое сравнение: из запертого барака выпустили на улицу примерно десятую часть заключённых, привязанных невидимой верёвкой, или под дулами автоматов. И дали возможность погулять, себя показать, себя поискать, только ни в коем случае не искать Дорогу к Храму. А без этой Дороги – любая т.н. «свобода» - лишь химера… И дула автоматов на всякий случай…   
  Ненавидел неумный, жестокий правитель служившего в Преображенском Храме Истинного Ревнителя Веры Православной Митрополита  Николая. За то, наверное, что смог он, служитель «культа», как тогда говорили, а не у власти стоящие найти                в трагическом сорок первом единственно верные слова, столь нужные народу русскому.      За то, что власть безбожную во время проповедей справедливо критиковал.
Ненавидел, даже мир земной покинувшего!!! (Митрополит Николай почил в Бозе                за несколько лет до той трагической ночи)…
  Не было у потерявшего совесть правителя и истинного уважения к Подвигу народа русского – ведь Святой День Великой  Победы стал официальным Праздником только после снятия правителя сего, как и возжжение Вечного Огня.
И среди прихожан Храма Преображения, препятствовавших разрушению Святыни, были, конечно, и ветераны, и семьи их, и вдовы жизнь за Отечество положивших. 
 Мнение это, конечно, субъективное, но всё же кажется, что  неуважение к Великой Победе народа русского, предательская передача Украине русскоязычного Крыма, чуть не обернувшаяся через шестьдесят лет кровавой бойней, и варварское уничтожение  Храма Преображенского Полка  имеет одни «корни» – «гнилые», антидуховные, антирусские!…   
  Середина июля –  время, когда душа плачет. Убиение Царской Семьи, а на другой день их сродников. Случайно или нет, но в эти дни и  убиение Храма  свершилось – в ночь с 17 на 18 июля. А ещё в эти дни вспоминает Церковь Святого Иконописца Андрея Рублёва и Игумена Земли Русской Преподобного Сергия. Над ними тоже «поглумиться» надо было?! ... Ведь задумавшие коварное убийство Святыни на то                и рассчитывали, что многие верующие в Обитель Пресвятой Троицы, Преподобным Сергием созданную, в ту ночь отправятся…   
   В ночь с 17 на 18 июля 1964 года свершили служащие бесам убийство души русской, души православной! ... Что стало с убийцами в посмертии, нам знать не дано…
А Святыня через полвека, вернее, почти через пятьдесят один год, на своём законном месте поднялась!!! Восьмого мая 2015 года свершилось Возвращение!
  Дай Бог, чтобы никогда не повторилась с народом трагедия духовного забвения, духовного заблуждения, трагедия богоотступничества!!!
На горе; преобрази;лся еси;, / и я;коже вмеща;ху ученицы; Твои;, / сла;ву Твою;, Христе; Бо;же, ви;деша, / да егда; Тя у;зрят распина;ема, / страда;ние у;бо уразуме;ют во;льное, / ми;рове же пропове;дят, // я;ко Ты еси; вои;стину О;тчее сия;ние.
(Продолжение следует)


Рецензии