Ферма

Французский математик Пьер Ферма сформулировал свою легендарную теорему в 1637 году на полях "Арифметики" Диофанта:

"… невозможно разложить куб на два куба, биквадрат на два биквадрата и вообще никакую степень больше квадрата, на две степени с тем же показателем. Я нашел этому поистине чудесное доказательство, но поля книги слишком узки для него."

Пьер Ферма имел в виду, что вытягивать треугольник на полях можно бесконечно, уводя его за пределы страницы, и будет «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» — неизменяемо. Суть в том, что любая запись на полях требует экономии места, так как бессмысленен перенос этой, как предполагается, краткой записи-пометки на другую страницу, верно? Так и... Ферма, имел в виду, что расположенный на полях прямоугольный треугольник нет смысла «переносить» на следующую страницу, вытягивая за один из углов на край листа.
Представляется «многолистовый треугольник», видимо, на конце только, или с одного угла, самого острого, становящегося все острее... Или многомерный треугольник-инвалид, «проваленный» одним углом в листы тетради. Ферма, видимо, не считал данное доказательство достойным математической сублимации, и, после уже ранее произнесенной на публике формулировки теоремы, отшутился вот таким довольно оригинальным образом: не вместят поля тетради сие «длинное доказательство».

Смысл в том, что ничего доказывать не надо, все было уже «доказано» по этому поводу Пифагором: квадрат гипотенузы... равен сумме квадратов катетов.
И как это (соотношение) может быть изменено?
В прямоугольном треугольнике куб гипотенузы всегда больше чем сумма кубов катетов, и всякая иная возрастающая степень.
Ферма имел в виду, что при перелистывании страницы образуется эффект треугольника, и прямоугольного в том числе, ведь так или иначе переворачиваемый лист образует прямой угол на мгновение...
А один угол треугольника на полях (образно) вытягивается Пьером все сильнее, все дальше, и падает... треугольник на поля следующего листа — вытянутым, почти сплющенным углом.

Вам ничего не показалось?
В воображении... Треугольник вроде как вытягивается, но тут же остается на полях... листаемой тетради. А потом этот процесс перекочует в другую тетрадь, ибо познание и развитие науки бесконечно.
Так и будет сей треугольник на полях «падать в самого себя». То есть: Ферма имел в виду, что математическая функция соотношения целочисленности в квадрате и сумме стремится к свертыванию, на примере сей образной демонстрации с прямоугольным треугольником умещенным на полях. Который и показывает невозможность существования хотя бы одного такого соотношения при степени n равной более чем 2 для случая относимого к теореме Пифагора, где фигурируют два числовых состояния, отображающих соотношение в прямоугольном треугольнике, который есть половина «квадрата» по диагонали. Соответственно, никаким кубам тут делать совершенно нечего. С другой стороны вариант с образом листаемой тетради и треугольником на полях... открывает прямо-таки бездну математических возможностей для исследования реальности:

«Одна из гипотез, выдвинутых Эйлером (1769 год), утверждала, что уравнение a^{4}+b^{4}+c^{4}=d^{4} не имеет натуральных решений  a,b,c,d. Только в наши дни, с помощью мощных компьютеров, удалось найти контрпримеры, опровергающие гипотезу. В 1988 году Ноам Элкис обнаружил следующее решение:

2682440^{4}+15365639^{4}+18796760^{4}=20615673^{4}.
Позднее были найдены и другие решения; простейшее из них:

95800^{4}+217519^{4}+414560^{4}=422481^{4}». (Википедия).

Ведь при перевороте с одной плоскости на другую лист проходит стадию «излома перпендикулярности», становясь исписанным листом, так? И открывая вид на лист чистый, требующий новых идей. И роняя на его уже поля «остаток» треугольника, что вытягивается... вытягивается... до бесконечности. Тетрадь в воображении становится как мотовило у комбайна. Хотя Ферма мог удовлетворяться и иными образами в своем геометрическом чувстве.
Но почему именно поля? Отчего не по центру листа? В том ли дело, что ученый любил что-то писать на полях?
Поля, в данном случае, именно потому, что фигуру треугольника, который отвечает требованиям теоремы, нужно именно стиснуть двумя параллелями, одна из которых является гранью, обрывом,.. шагом за черту. То есть, с одной стороны треугольник следует сжимать, с другой, вытягивать бесконечно.
Именно бесконечно, в этом и смысл.

Вот это, думается, и УВИДЕЛ математик.
Как треугольник становится «вероятным углом самого себя»...
А про теорему с загадочным доказательством, возможно, сказал лишь к слову, более озабоченный проблемой возникшего и потрясающего воображение образа... (внутри складки тетрадных листов).

Кстати, заметим, он говорил про поля книги, не тетради... А книга это не просто рабочие записи, это завершенный труд. Он был уверен в своих словах. Однозначно.


Рецензии
"Я нашел этому поистине чудесное доказательство, но поля книги слишком узки для него".
При чем тут поля книги, просто задумайтесь об этом.

Неужто Ферма, ученый, был словесным балагуром? Чтобы так "шутить". В его словах присутствует, естественно, зацепка, указание. И излагать такую (по существу) довольно объемную теорию... на полях книги? Которые только для заметок...

Изабар Гежб   02.11.2019 06:28     Заявить о нарушении
Капаев Владимир, Вы лучше следите за тем, что сами пишите:
http://www.proza.ru/2019/02/05/899
Претензии по грамматике и пунктуации, так уж и быть, опустим.

"Быстро подхватившись, прямиком направились к дому «покойницы», позабыв прихватить с собой свои палки и костыли."

Прямо вот без костылей пошли? Или ползли они...

Изабар Гежб   02.11.2019 06:44   Заявить о нарушении
Капаев Владимир
http://www.proza.ru/2018/06/04/532

"Наши близкие не умирают,
Возвращаются тёплым дождём...
Возвращаются даже из рая,
Чтоб увидеть, как любим и ждём...
Пробежав по садам и по полю,
Напоив и цветы и леса,
Подышав родным воздухом вволю -
Поднимаются ввысь - в небеса...
Поднимаются ввысь - испарением,
Превращаясь в облако вновь,...
И опять... проливаются ливнем,
Чтоб увидеть нашу любовь...
Наши близкие - не умирают.." (с)
_________
Смысл стиха в том, что близкие, что оставили мир,.. удобряют собой землю?

Возвышенный посыл вполне понятен, то есть, прослеживается в тексте, но итог весьма "плачевен" — для поэзии, а также /живой этики/.

"Чтоб увидеть, как любим и ждём...", — ждем чего/кого? Это что, страшилка для слабоумных? Которым будут "тени усопших являться".

"И опять... проливаются ливнем,
Чтоб увидеть нашу любовь...", — Вы будто подаете мысль, что нужно оплакивать (ушедших): смысл ливня; но выходит так, что "плачут" за живых как раз ушедшие.

Стих целиком бестолков прежде всего в общем исполнении, хотя сама идея нужная и важная. По нюансам вообще завал.

_______________
И, важно понимание: оценка давалась произведению, а не авторским чувствам.

Изабар Гежб   02.11.2019 07:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.